5 сентября, в рамках встречи с членами правительства
РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного
совета президент России Владимир Путин определил основные критерии развития
образования в стране. В образовательный процесс будут привлекать инвесторов,
реально заинтересованных в подготовке профессиональных кадров для тех или иных
отраслей. Вкладывая средства в развитие образования и науки, они не только
обеспечат свое производство высококвалифицированными кадрами, но и поднимут
престиж профессионального образования. Однако базовую часть образовательного
процесса должно обеспечить государство — по мнению Путина, оно не в меньшей
степени заинтересовано в выявлении талантливой молодежи, поощрению которой
должна способствовать система грантов.
Среди механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного
образования, президент России в первую очередь назвал особые меры
государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные
образовательные программы.
«В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования,
программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку
преподавателей должны быть выделены значительные суммы. При этом должны активно
внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные
программы обучения», — резюмировал Путин.
Другая проблема, мешающая развитию в стране образования и притоку новых
квалифицированных кадров в отрасль, — низкая зарплата педагогов. По словам
Владимира Путина, «это одна из ключевых проблем российской школы». Решать
которую правительство будут в самое ближайшее время — принципиальное решение об
увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза уже принято.
«Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества
проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе
должно быть качество преподавания. В течение 2006 года надо завершить переход к
так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором
бюджетные средства следуют за учащимися.
Наряду с этим целесообразно установить и дополнительное ежемесячное денежное
вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных
классов. Это в целом около одного миллиона учителей. Мы должны помнить, что
воспитание школьников — это важнейшая часть работы педагога, требующая от него
большой отдачи», — отметил в рамках встречи президент.
В Тюменской области над проблемой обеспечения качества образования работают
достаточно давно, и результат уже сказывается — регион накопил некоторый опыт,
позволяющий реально просматривать перспективу развития отрасли, изыскивать
дополнительные источники финансирования образовательного процесса.
Так, еще весной более ста школ Тюменской области перешли на отраслевую систему
оплаты труда, которая предусматривает расчет заработной платы, исходя из
стоимости обучения одного ученика с учетом педагогической нагрузки и количества
обучающихся. При этом общий фонд оплаты труда рассчитывается из норматива на
одного учащегося с учетом поправочных коэффициентов.
Но останавливаться на достигнутом никто не собирается — в частности, 4 сентября
губернатор Тюменской области Сергей Собянин в программе «Час с губернатором» на
телеканале ГТРК «Регион-Тюмень» заявил, что область активно ищет пути для
создания благоприятного инвестиционного климата в образовании.
Реальный инструмент привлечения в отрасль дополнительных небюджетных средств
губернатор видит в дополнительных услугах, которые уже сегодня могут |