Ю.М. Арский, В.А. Цветкова
ВИНИТИ, г. Москва

РОЛЬ ВИНИТИ В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

     Переход страны  к  основам   рыночной   экономики   влечет   за   собой
необходимость   создания   такой   информационной   инфраструктуры,  которая
обеспечила бы  доступ  к  информации  всех  участников  рыночных  отношений.
Информационная  инфраструктура  интегрирует в себя как основных поставщиков,
так и потребителей информации и  информационных  услуг,  связи  и  отношения
между ними,  сами услуги,  порядок и отношения в процессе их обмена, продажи
или  покупки,  т.  е.  все   компоненты,   обеспечивающие   функционирование
современного информационного рынка.
     Развитию инфраструктуры  информационного  рынка  на   настоящем   этапе
уделяется  значительное  внимание.  Принятый на федеральном уровне закон "Об
информации,  информатизации и защите информации",  регулирующий отношения  в
сфере  создания и распространения информации,  ввел категорию информационных
ресурсов.  Получили поддержку и развиваются сети передачи информации РЕЛКОМ,
РОСПАК,  ИАСНЕТ  и  др.,  открыт  доступ  к базам и банкам данных через сеть
INTERNET.  За  короткий  срок  произошло  практически   полное   техническое
переоснащение всех информационных структур. Более того, технические средства
стали доступны  индивидуальным  пользователям  и  далеко  не  самые  дешевые
образцы.
     Все это  еще   более   обострило   проблему   развития   информационной
составляющей,  т.  е.  проблему создания баз и банков данных, информационных
массивов,  которые должны быть доступны широкому кругу потребителей.  Однако
именно эта часть,  которая ранее превалировала над технической, за последние
5 - 6 лет не получила соответствующего развития,  а скорее наоборот,  объемы
информационных  массивов  в  области  научной и технической информации (НТИ)
сократились.  Сокращение  информационного  ресурса  России  в  области   НТИ
объясняется следующими причинами:
     - значительно снизилось финансирование на приобретение  первоисточников
(зарубежных журналов и книг);
     - сократились  поступления  по  линии  международного  книгообмена   по
причине роста цен на отечественную литературу и ее доставку;
     - снизилось число российских публикаций в связи  с  резким  уменьшением
финансирования научных исследований и закрытием многих научных тем;
     - научные работники российских организаций в значительной мере утратили
стимул для публикации своих работ в России, поскольку их рейтинг оценивается
по публикациям в зарубежных журналах и книгах.
     Наиболее крупные  центры-генераторы  баз  и  банков  данных  в  связи с
проблемами финансового  характера  значительно  сократили  объемы  обработки
информации,  а вновь созданные коммерческие структуры выступили в основном в
роли  посредников  по  распространению  готовых   информационных   массивов,
поскольку  генерация  баз  и  банков  данных требует значительных финансовых
вложений и едва ли в области НТИ возможна без поддержки государства.
     В этих  условиях  на ВИНИТИ ложится значительная нагрузка по созданию и
распространению НТИ.  В период экономического спада (1989 - 1995 гг.) ВИНИТИ
в  основном  сохранил  свой  статус,  а с 1994 г.  на него возложены функции
национального информационного центра.  За этот период ВИНИТИ смог  полностью
обновить   свой   технический  парк,  модернизировал  технологию,  предложил
потребителям современные информационные продукты.  Безусловно,  за эти  годы
сократился  поток  поступающих  в  ВИНИТИ  первоисточников,  соответственно,
количество обрабатываемых и отражаемых в Реферативном журнале и базах данных
публикаций,  но,  несмотря  на это,  ВИНИТИ остается одним из самых мощных в
мире центров обработки НТИ,  предлагая потребителям ознакомиться более чем с
1 млн публикаций в год, поступающих из 100 стран мира.
     На основе этих материалов  готовится  Реферативный  журнал  в  печатной
(традиционной)  и электронной форме (на дискетах),  формируются базы данных,
предлагаемые потребителям как в форме  тематических  баз  данных,  так  и  в
режиме  on-line.  База данных ВИНИТИ доступны по сети INTERNET (адрес на WWW
сервере: hppt\\viniti.msk.su).
     Новые условия  и  новые  информационные  продукты потребовали от ВИНИТИ
сформировать  соответствующие  подходы  к   распространению   информационных
продуктов.  Если  до  1990 г.  эти проблемы решались в рамках двух структур:
ЦРПА "Роспечать" и  АО  "Международная  книга",  то  сегодня  вокруг  ВИНИТИ
развивается и работает дистрибьютерская сеть.  ВИНИТИ ведет большую работу с
регионами России и государствами,  бывшими республиками СССР. Если к 1993 г.
подписка  на издания ВИНИТИ в этих государствах была сведена до минимума,  а
Грузия,  Таджикистан, Эстония практически ее прекратили, то к началу 1996 г.
все  эти  государства возобновили подписку на издания ВИНИТИ,  но в основном
через новые структуры.  Сегодня их доля составляет 13,5%  от  общего  объема
подписки.   Введенная  система  льгот  в  значительной  мере  способствовала
сохранению  информационного  обеспечения   Российской   академии   наук   на
достаточно  хорошем  уровне.  Следует  отметить,  что  общее падение тиражей
информационных изданий ВИНИТИ к началу 1996 г. по сравнению с 1989 г., когда
наблюдались  максимально  высокие тиражи в истории ВИНИТИ,  составило 8 раз,
тогда как рост цен за этот период превысил 30 тыс. раз.
     К концу 1995 г.  падение тиражей подписных изданий начало замедляться и
к настоящему моменту характеризуется некоторым равновесием.  При  этом  явно
прослеживается отложенный спрос в связи с трудностями финансового характера.
Наряду с традиционным  изданием  с  конца  1995  г.  потребителям  предложен
Реферативный  журнал в электронной форме,  который достаточно быстро получил
их признание. Увеличивается число заявок на базы данных ВИНИТИ.
     Перенося центр   тяжести   по   распространению   своих  информационных
продуктов в регионы, ВИНИТИ ставит следующие задачи:
     - продвижение своих информационных продуктов и услуг в регионы России и
СНГ с учетом потребностей разных категорий потребителей;
     - привлечение  информационных  ресурсов  регионов к пополнению входного
потока ВИНИТИ,  содействуя тем  самым  обмену  информацией  между  регионами
России, ближнего и дальнего зарубежья;
     - создание новых информационных продуктов и услуг  на  основе  изучения
информационных потребностей в регионах.
     К настоящему моменту ВИНИТИ создал ряд опорных точек в регионах  России
и  СНГ  на  базе  крупнейших библиотек РАН,  информационных центров,  бывших
республиканских библиотек.  Наиболее активно идет работа с ГПНТБ СО РАН, БАН
России, с Национальной библиотекой Казахстана и др.
     Накопив значительный опыт  как  в  качестве  генератора  информационных
продуктов,  так  и  по  их  распространению  в новых экономических условиях,
ВИНИТИ безусловно  готов  выполнять  функции  национального  информационного
центра  в области НТИ,  а также может стать неформальным лидером российского
информационного  рынка,  передавая  свой  опыт  в  части  технологических  и
методических    решений   всем   заинтересованным   звеньям   информационной
инфраструктуры России и СНГ.