П.М. Пашков, М.М. Брусиловская
НИНХ СО РАН, г. Новосибирск

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
MODERN INFORMATION TECHNOLOGY AT HIGH SCHOOL

                            Abstract

     The modern  information technology at High School is examined.  Russion
High School  access  to  the  Electronic  Frontier  Foundation  is  analised
including  Novosibirsk  regional programme of information technology at High
Schools.  Special attention is paid to the influence  of  modern  electronic
communications technologies on educational process.

     Одним из    важнейших    факторов   повышения   эффективности   научных
исследований и учебно-методического процесса в вузах является  знакомство  с
современными достижениями в различных отраслях науки и техники,  что требует
развития систем доступа к мировым источникам  информации.  В  связи  с  этим
создание   информационных   супермагистралей   и   активной   информационной
инфраструктуры  становится  стратегическим  направлением  развития   системы
высшего образования.
     Учитывая мировые тенденции в развитии глобальных информационных сетей в
России  ведутся  работы  по  созданию  интегрированной  информационной среды
Высшей  школы.  В  частности,  в  рамках  программы  "Университеты   России"
формируется федеральная научно-образовательная компьютерная сеть RUNNET.
     В различных регионах начались работы по подключению вузов к этой  сети.
В   Новосибирске   разработана   региональная  научно-техническая  программа
"Развитие интегрированной информационной Среды  Высшей  школы  Новосибирской
области".  Основной  целью  этой программы является формирование современной
телекоммуникационной Среды в Новосибирске  для  нужд  науки,  образования  и
культуры,   ее   интеграции  в  Российское  и  международное  информационное
пространство,  содержательное  наполнение  компьютерных   сетей   и   систем
телекоммуникации.
     Программа имеет   следующую   структуру:
     1. Развитие  региональной  компьютерной  сети  образования,   науки   и
культуры  Новосибирска  в  составе  федеральной  университетской сети России
(RUNNЕТ).
     2. Развитие внутривузовских компьютерных сетей в составе  регионального
сетевого сегмента.
        2.1. Создание  в  составе  локальных  внутривузовских  сетей   (ЛВС)
специализированных компьютерных классов.
        2.2. Создание в составе ЛВС электронных библиотечных комплексов.
     3. Развитие  информационных ресурсов и прикладных информационных систем
регионального  и  межрегионального  значения  в   качестве   содержательного
наполнения сети.
     Базовым компонентом  научно-образовательной  сети  является   вузовская
сеть, которая строится на основе многоуровневой и многопротокольной (TCP/IP,
IPX/SPX) иерархической архитектуры и объединяет в локальные  сети  отдельные
компьютеры подразделений, терминальных классов, служб.
     Системообразующим элементом       вузовской        сети        является
информационно-коммуникационный узел, который:
     - позволяет организовать межвузовские  взаимодействия  и  интеграцию  в
Российские информационные сети;
     - объединяет вычислительные и информационные  ресурсы,  внутривузовские
локальные сети и отдельные рабочие места в единую сеть;
     - служит базой для развертывания общевузовских  информационных  систем,
почтовой, файловой служб и системы телеконференций.
     Основу аппаратного   комплекса   информационно-коммуникационного   узла
составляют несколько функционально специализированных компьютеров.
     Данная программа   направлена   на   реализацию   современных   сетевых
технологий,    использование    идеологии    открытых    систем    и   сетей
телекоммуникаций.  Ключевым  положением  программы  является  ориентация  на
общепризнанную глобальную сеть INTERNET, которая обеспечивает включение вуза
в единое мировое информационное пространство  и  позволяет  решать  проблему
содержательного наполнения внутривузовской сети.
     Развитие в вузах локальных компьютерных сетей и их интеграция в  единую
научно-образовательную  сеть  Высшей школы России в сочетании с современными
информационными  технологиями  позволяют  коренным  образом   реорганизовать
учебный процесс путем использования передовых методов обучения:
     - дистанционное обучение;
     - использование  проблемно  ориентированных  интегрированных  обучающих
сред;
     - работа  с  проблемно  ориентированными  информационными  системами  и
удаленными информационными ресурсами.