Т.В. Ремизова, В.Г. Свирюкова
ГПНТБ СО РАН, г.Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ В СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГПНТБ СО РАН)

     В ГПНТБ СО РАН сложилась определенная система справочно-информационного
обслуживания,  которая  в  процессе своего становления прошла ряд этапов.  В
настоящее время,  в связи с расширением  и  углублением  автоматизации,  она
переживает  очередной  период  обновления.  Происходит  реформирование обоих
составляющих     эту     систему     направлений:     информационного      и
справочно-библиографического.  С одной стороны,  они имеют много общего, а с
другой - существенно  отличаются  друг  от  друга.  Концепция  автоматизации
каждого из них окончательно еще не сложилась.
     Поскольку в структуре библиотеки отсутствовало подразделение, способное
решить   комплексную   задачу   по   организации  использования  электронных
источников  информации   (формирование   фонда,   подготовка   документации,
программное    сопровождение,    техническое    обеспечение,    обслуживание
потребителей и т.д.),  было принято решение о создании Межотдельской  группы
по     эксплуатации    баз    данных,    куда    вошел    и    представитель
Справочно-библиографического отдела.  В Группе находятся библиографические и
полнотекстовые   БД.  Электронные  журналы,  книги,  приложения  к  печатным
изданиям направляются в отраслевые и специализированные читальные залы.  Для
организации  использования первоисточников в Группу включен сотрудник отдела
обслуживания.
     Многие БД  применяются как для информационного обслуживания,  так и для
библиографических разысканий. Поскольку справочный аппарат БД совершеннее по
сравнению  даже  с их печатными аналогами,  то они позволяют проводить более
сложные библиографические  разыскания  с  использованием  названия  журнала,
ключевых   слов   из   названия   публикации,  а  также  получать  сведения,
отсутствующие в большинстве традиционных изданий (адрес  автора,  издателя).
Обеспеченность   зарубежными   источниками   информации   на  машиночитаемых
носителях  значительно  выше  чем  отечественными.  Их  ценность  неизмеримо
возрастает  по  мере  сокращения  подписки  на  библиографические  издания и
первоисточники.
     Состав БД  и  интенсивность  их использования весьма неоднородны.  Ядро
библиографических БД  составляют  политематическая  Science  Citation  Index
Compact  Disk  Edition с достаточной ретроспективой (с 1991 г.) и отраслевые
серии Current Contents (с 1993  г.).  Дополнением  к  ним  служат  различные
специализированные  и  отраслевые  БД  с  различной  хронологией.  Эти  базы
пользуются  популярностью,  так   как   обеспечивают   доступ   к   мировому
информационному потоку при минимальных затратах сил и времени и одновременно
при высокой оперативности. Гораздо меньше спрос на универсальные справочники
(Ulrich's  Plus,  CD-ROM  Directory),  так  как они представляют интерес для
более узкого круга специалистов.  Очень редко используются каталоги (Каталог
книг Библиотеки Конгресса, Каталог издательства Шпрингер). Они предназначены
в первую очередь для библиотечных работников,  а те не имеют ни техники,  ни
необходимых навыков.
     При работе с полнотекстовыми БД возникает ряд трудностей: более сложное
программное  обеспечение,  необходимость больших затрат времени пользователя
для просмотра текста,  языковой барьер, невозможность без специальных знаний
по  соответствующей отрасли ориентироваться в БД.  В идеале их эксплуатацией
должны заниматься специалисты,  имеющие два образования: по информатике и по
какой-либо из наук. По своей специфике они больше подходят для использования
в отраслевых или специализированных читальных залах.
     Автоматизация справочно-библиографического     обслуживания    началась
по-существу с введением в промышленную  эксплуатацию  электронного  каталога
(ЭК)  ГПНТБ  СО  РАН.  На  этапе освоения справки по ЭК выполняли сотрудники
Центра научной  обработки  документации  -  создатели  каталога  -  и  члены
Межотдельской  группы.  После  создания в зале каталогов АРМ библиографа все
сотрудники СБО  прошли  курс  обучения  и  теперь  при  выполнении  запросов
читателей используют ЭК.
     Весомым дополнением к электронному каталогу служат  электронные  версии
региональных   указателей  -  продукция  Отдела  научной  библиографии.  Они
облегчают поиск книг,  статей из журналов и сборников о природе,  экономике,
науке и культуре Сибири и Дальнего Востока.  Пока функционирует только часть
из них.  С завершением этого проекта библиографы получат  ценный  инструмент
для    повышения    оперативности   и   качества   справочно-информационного
обслуживания.
     Не секрет,  что  теперь  большинство  ученых  и  специалистов  не имеют
возможности посетить библиотеки Москвы и  Санкт-Петербурга,  а  МБА  сегодня
малоэффективен,   поэтому  пользователи  зачастую  довольствуются  тем,  что
находят  на  местах.  Если  естественные  и  технические  науки   обеспечены
Реферативными  журналами,  то  для  специалистов  в  области  медицины поиск
информации с помощью традиционных  источников  требует  значительных  затрат
времени и труда.  Облегчить эту задачу призвана БД на КОД, издаваемая ГЦНМБ,
"Российская медицина". Являясь электронным каталогом ГЦНМБ, одновременно она
помогает  более  полно  раскрыть  и содержание фондов ГПНТБ СО РАН,  так как
содержит не только описания книг,  авторефератов диссертаций и  т.д.,  но  и
аналитическую   роспись  журналов  и  сборников.  С  точки  зрения  освоения
библиографами,  а со  временем  и  читателями  она  не  представляет  особой
сложности, поскольку управляется той же ИПС, что и ЭК ГПНТБ СО РАН, а именно
ISIS.
     Большим шагом   вперед   в  автоматизации  справочно-библиографического
обслуживания явилось  приобретение  информационно-правовой  БД  "Консультант
Плюс".   Ее   использование,   с   одной  стороны,  позволяет  ликвидировать
малопроизводительный  труд  по  ведению  ручной  картотеки,  а  с  другой  -
предоставлять  читателям  виды  и тексты документов,  которые в традиционном
режиме  были   практически   недоступны.   Все   это,   наряду   с   высокой
оперативностью, значительно повысило эффективность работы библиографов.
     К сожалению,  на этом исчерпывается перечень отечественных  электронных
источников   информации.  Очевидно,  что  малочисленность  российских  БД  и
справочников  на  машинных  носителях  затрудняют  и  библиографический,   и
информационный   поиск,   делая   его   малопроизводительным.   Очень  часто
высококвалифицированным специалистам приходится выполнять чисто механическую
работу, пролистывая десятки и даже сотни страниц.
     Мечта библиографов -  Книжная  летопись,  Летопись  журнальных  статей,
Летопись  газетных  статей  на  КОД,  причем КЛ желательно иметь с начала ее
издания, а две последних достаточно за последние 3 - 5 лет. Но самая высокая
потребность, конечно же, в оперативной информации. Особенно остро ее дефицит
ощущается в общественных,  гуманитарных науках и  медицине,  где  отраслевые
указатели  издаются  со  значительным  опозданием.  БД "Российская медицина"
проблему оперативности не решает, так как обновляется только один раз в год.
Просятся  на  КОД  Сводный каталог иностранных книг по естественным наукам и
технике,  Сводный бюллетень новых иностранных книг по  общественным  наукам.
Повышая    оперативность    выполнения    справок,    способствуя   экономии
высококвалифицированного  труда,  перенос   информации   на   машиночитаемые
носители    обеспечивает    сохранность    фонда,   экономию   библиотечного
пространства, улучшение микроклимата (за счет отсутствия библиотечной пыли),
предоставляет  возможность  одновременного  использования  одного  источника
несколькими потребителями, копирования нужных фрагментов текста, размножения
информации в необходимом количестве экземпляров - иначе говоря,  значительно
повышает уровень справочно-библиографического обслуживания.
     Другой комплекс  проблем связан с недостаточным финансированием.  Из-за
дефицита техники сотрудники СБО практически лишены возможности  использовать
накопленный потенциал электронных источников информации в своей повседневной
работе,  расширять номенклатуру услуг с применением  средств  автоматизации,
проводить  обучение  пользователей.  Это  во-первых.  А во-вторых,  нехватка
средств тормозит покупку тех информационных  продуктов,  в  которых  имеется
настоятельная необходимость.
     Понимая, что      будущее      за      автоматизацией,       сотрудники
Справочно-библиографического  отдела  стараются  активно осваивать имеющиеся
электронные средства в надежде,  что когда-нибудь они смогут использовать их
для оперативного обслуживания.