С.А. Тарасова
Центральная городская библиотека, г. Бердск

ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕРДСКА

     Создание на   базе  Центральной  городской  библиотеки  Бердска  нового
структурного подразделения (отдела) - Центра деловой информации  проводилось
на  основе  маркетингового  исследования  рынка  информационных потребностей
населения города.
     Основная цель    исследования:   выявить   информационные   потребности
(реальные и перспективные) различных категорий  и  групп  населения  города,
определить  роль и возможности Центра деловой информации по их качественному
и своевременному удовлетворению,  сформировать у населения образ  библиотеки
как  организации,  готовой  и  способной  реализовать  все  имеющиеся у него
информационные потребности.
     Задачи исследования:
     - составить  адресно-реквизитную  картотеку  предприятий,  организаций,
фирм,  расположенных в Бердске;
     - выделить  из состава реальных читателей библиотеки профессиональные и
социальные группы,  проявляющих к информации повышенный интерес и  требующих
специального библиотечного обслуживания;
     - уточнить профессиональный,  социально-демографический состав реальных
читателей Центральной библиотечной системы;
     - определить    уровень    информационной    обеспеченности   различных
профессиональных,  социально-возрастных групп  населения  города  на  уровне
юридических и физических лиц;
     - уточнить содержание информационных запросов  потребителей  на  уровне
города, области, межрегиональном и межгосударственном уровнях;
     - выявить существующие источники и желательные способы  передачи/приема
информации;
     - определить   уровень   технической   оснащенности    предприятий    и
организаций,  потребности  в  пользовании  технической  базой Центра деловой
информации;
     - выявить  потребности  населения в услугах Центра,  которые могут быть
предоставлены ему на момент опроса;
     - выявить  готовность  и  возможности  муниципальных  служб  города  по
участию в совместных с Центром деловой информации  проектах  по  обеспечению
социально-бытовой   (сервисной)   и   деловой  информацией  различных  групп
населения  (в  первую  очередь,   социально   не   обеспеченных),   уточнить
направления возможного сотрудничества;
     - определить виды и формы  услуг  Центра  как  "информационного  моста"
между муниципальными властными структурами и населением города;
     - выявить нужды различных социально-демографических групп населения  (в
первую очередь, социально не защищенных) в социально-бытовой информации.
     Объекты исследования:  предприятия  и   организация   различной   формы
собственности (на основе адресно-реквизитной картотеки, включающей свыше 600
предприятий), муниципальные службы, читатели библиотеки (включая филиалы).
     Методы исследования:   анализ   вторичной   информации   (справочников,
читательских    формуляров,    документов,    статистических    материалов),
индивидуальное   интервью,   анкетирование,   неструктурированное   интервью
(беседы).