И.Н. Скопин
НГУ, г. Новосибирск

БИБЛИОТЕКА ВУЗА И НОВЫЕ ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
A LIBRARY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AND NEW FORMS OF INFORMATION SERVICE

                            Abstract

     The developmemt of the traditional library service  toward  its  modern
forms  is discussed.  The main peculiarities of this development are a trend
to satisfy requirements of users and an application  of  telecommunications.
There  are two ways to achieve progress of library service:  the elaboration
of a complex system or the evolution  of  traditional  library  technologies
with gradual addition of support of new forms. It is asserted the second way
is more preferable.

     Потребности студентов и преподавателей вузов в получении  информации  в
настоящее   время  значительно  шире  того,  что  в  состоянии  предоставить
вузовские  библиотеки.  Библиотеки  вузов,  даже  обладающие   значительными
собственными  фондами,  утрачивают  роль  главных информационных центров для
своих читателей.  Одна  из  основных  причин  тому  -  узкая  функциональная
ориентация  деятельности  библиотек на поддержку учебного процесса.  В то же
время,  именно библиотеки вузов могли  бы  не  только  оказывать  конкретные
услуги,  но  и  квалифицированно  готовить  своих  пользователей  к работе с
информацией,  помогать им в  получении  сведений  из  удаленных  источников,
находить  информацию при неточных запросах,  способствовать производительной
работе пользователей. Они могли бы взять на себя функции обмена информацией,
своевременного адресного оповещения читателей не только о своих новинках, но
и о появлении полезного в других центрах.
     Для решения  этих  задач  необходима  перестройка системы библиотечного
обслуживания,  направленная  на  предоставление  качественно  новых   услуг,
связанных   с   доступом   к   различным  центрам  информационных  ресурсов.
Приоритетным   следует   считать   создание    технологий    информационного
обеспечения,  реализующих  полный  цикл  информационного сопровождения работ
пользователей  [1]:  {Информационная  потребность}  =>  {поиск  реферативной
информации  в  базах  данных}  =>  {анализ  результатов  поиска}  =>  {поиск
требуемых первоисточников в электронных каталогах и заказ копий} =>  {анализ
первоисточников} => {получение данных для прогнозно-аналитической работы} =>
{формирование   прогнозно-аналитических   материалов}   =>   {предоставление
информации для анализа вариантов и принятия решения}.
     Эти технологии должны  формироваться  на  базе  телекоммуникаций  между
вузами  и  другими  организациями  города,  региона,  страны,  с  выходом  в
региональные и международные информационные сети,  обеспечивающие  доступ  к
мировой   системе  информационного  обеспечения.  Иными  словами,  требуется
подготовить  библиотеку  к   условиям   работы   в   едином   информационном
пространстве,    которое   позволит   осуществить   интеграцию   научной   и
научно-методической  деятельности  в  регионе.  Применительно  к   вузовской
специфике наиболее актуальны следующие задачи:
     - создание   полной   документальной   базы   данных   по   учебным   и
учебно-методическим пособиям;
     - выпуск информационных изданий о имеющихся и разрабатываемых учебных и
учебно-методических материалах;
     - организация  межвузовских  телеконференций;  -  организация  обучения
     пользователей методам работы в едином
информационном пространстве.   Интегрированная    система    информационного
     обслуживания будет
способствовать сокращению расходов на получение информации  по  сравнению  с
разобщенной   работой  пользователей,  при  которой  неизбежно  дублирование
запросов,  маршрутов поиска данных и т.п.  Вместе с тем,  интеграция создает
предпосылки  к усилению обратных связей:  в условиях единого информационного
пространства вузовская библиотека может и должна стать не только получателем
информации, но и ее источником для удаленных пользователей. Все это позволит
формировать  у  читателей  вузовской  библиотеки  и,  в  первую  очередь,  у
студентов навыки современного оперирования с информацией,  когда связи между
информационными центрами, доступ к удаленным базам данных, телеконференции и
другие   услуги   единого   информационного  пространства  станут  столь  же
привычными,  как  получение  книги  в   читальном   зале   или   справки   в
библиографическом отделе.
     Понятно, что обеспечить современные потребности библиотека вуза  сможет
только при условии комплексной автоматизации технологических процессов своей
деятельности:  ведение каталогов,  обработка новых поступлений,  регистрация
читательских  запросов  и  др.  Компьютерная база автоматизированной системы
создает  предпосылки  подключения  библиотеки  к  информационным  сетям,  ее
полноправного участия в формировании информационного пространства.
     В реализации  данного  направления  принципиально  возможны  два  пути.
Первый  связан  с  проектированием,  разработкой и единовременным внедрением
системы  поддержки  библиотечной  деятельности,   отражающей   все   аспекты
требуемых   информационных   технологий.  Второй  -  это  постепенный  охват
автоматизацией  сфер  деятельности  библиотеки  и  эволюция  предоставляемых
услуг.   Несмотря  на  кажущуюся  привлекательность  первого  пути,  который
исключает стихийность развития предоставляемых  информационных  услуг,  есть
серьезные  основания  полагать,  что эволюционное развитие предпочтительнее.
Оно  допускает  плавный  переход  к  новым  информационным   технологиям   в
деятельности    библиотеки,    обеспечивает   преемственность   наработанных
технологических процессов,  дает возможность более спокойной  переподготовки
кадров библиотеки.
     Прямое следствие   данной   установки   -   требование    автоматизации
библиотечной  деятельности  в соответствии со сложившимся разделением труда:
нужны  автоматизированные  рабочие  места  в   отделах   библиотеки,   общей
информационной базой которых является электронный каталог фонда. Электронный
каталог,  размещаемый на сервере  локальной  сети,  становится  естественным
информационным хранилищем новой системы библиотечного обслуживания. Ощутимую
пользу  для  автоматизации  контроля  правомерности   работы   потенциальных
читателей  в  библиотеке  может  дать  организация  доступа  к общевузовским
системам,  которые в состоянии предоставлять сведения об изменениях текущего
состава   студентов   и   работников  вуза.  Эти  и  другие  привычные  виды
автоматизируемых работ готовят персонал библиотеки к переходу к новым формам
обслуживания.
     В качестве первого результата создания автоматизированной  системы  для
пользователей   можно   указать  автоматизированное  адресное  оповещение  о
поступлении  той  или  иной   информации   (к   примеру,   бюллетени   новых
поступлений).  По  мере  технического  оснащения  сети  и  ее освоения к ней
подключаются  накопители  для  CD  ROM  носителей  информации  и  начинается
использование  существующих  и  разработка  собственных  фактографических  и
документальных  баз  данных.  Следующий  этап  развития  -  это  участие   в
формировании   информационного   пространства.   Он   связан  с  выходом  на
телекоммуникационные каналы и совместными работами с другими информационными
центрами, а потому должен планироваться на региональном уровне.

                           ЛИТЕРАТУРА

     1. Автоматизированная   информационно-библиотечная  система  в  области
экологической химии.  Баженов С.Р.,  Бобров Л.К.,  Мазов Н.А., Морозов С.В.,
Новоженин  А.Ф.  //  Применение ЭВМ в информационно-библиотечной технологии:
Сб. науч. тр. М., 1995. С. 75 - 77.