Н.В. Новикова
ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Развитие электронных   технологий   создания,   хранения   и   доставки
документов  обусловили  появление  компактных оптических дисков,  глобальных
телекоммуникационных сетей и других электронных источников информации.
     Немаловажным является также тот факт,  что экономические преобразования
в стране предопределили наличие новых категорий потребителей информации, как
правило,  обладающих  навыками  работы  с  компьютером,  знающих достоинства
электронных источников информации.
     Речь идет о сотрудниках коммерческих банков и разнообразных (финансовых
и товаро-сырьевых) бирж,  представителей частного бизнеса и служб маркетинга
акционерных  обществ,  а  также  об учащихся новых экономических дисциплин в
высших учебных заведениях (типа "Основы маркетинга и менеджмента" и др.).
     Указанные читательские   категории  имеют  определенные  информационные
потребности, которые можно условно разделить на следующие основные разделы:
     нормативно-правовые документы по предпринимательству и ВЭД;  литература
     методического и практического характера по вопро-
сам функционирования  предприятий  различных  форм  собственности в условиях
рыночной экономики; - банковская и биржевая информация;
     адресная (отечественная и зарубежная) по предприятиям и фирмам;
     ценовая информация по различным  видам  товаров  и  услуг;  комплексная
     аналитическая информация по узким проблемам
предпринимательства и ВЭД и др. В условиях научной библиотеки информационное
     обеспечение
этой читательской категории возложено  на  Сектор  деловой  информации.  Все
перечисленные     информационные    потребности    невозможно    качественно
удовлетворить с помощью только книжного фонда.
     В этой  связи  одной  из  современных черт информационной работы любого
подразделения  библиотеки,  и  Сектора  деловой  информации,  в   частности,
становится обращение к электронным источникам деловой информации.
     В настоящее время из существующих видов  электронных  источников  можно
выделить следующие:
     1. Электронные версии периодических журналов и газет.
     2. Электронные книги.
     3. Компьютерные конференции.
     4. Базы данных на КОД
     5. Телекоммуникационные сети.
     1. Издательский   процесс  в  настоящее  время  в  большинстве  случаев
включает  в  себя  использование  программного  обеспечения  для   обработки
текстов,  издательские  системы,  которые  позволяют подготавливать рукописи
статей в машиночитаемой форме, что значительно сокращает количество ошибок и
делает процесс полиграфического издания более быстрым.  Это дает возможность
потребителю работать с периодической информацией еще не вышедшей в тираж,  и
поэтому отсутствующей в библиотеке.
     Примером могут   служит   электронные   версии   экономических   газет,
публикующих  биржевые  сводки,  деловые  новости,  изменения  и  комментарии
законодательных актов и пр.
     2. Другим  видом  электронных источников являются - книги.  Несмотря на
неудобство чтения книг с экрана компьютера, электронные книги становятся все
более привычным делом,  особенно если доступ к ним возможен с рабочего места
пользователя,а  также  этот  вид  изданий  неоценим  если  требуется   найти
какую-нибудь  цитату  или  провести  анализ  текста.  Разработан специальный
проект  "Гутенбург"  для  сети  Internet,  согласно  которому  к  2001  году
планируется перевести в электронную форму 10 тыс. книг.
     3. Уникальным источником электронной информации  являются  компьютерные
конференции.  Этот вид электронных коммуникаций и,  соответственно, источник
информации  дает  возможность   не   только   пользоваться   информационными
материалами,  как предварительно отобранными по определенной тематике, так и
предоставленными для отбора самим потребителям на местах, но также принимать
непосредственное участие в информационном обмене - участвовать в дискуссиях,
помещать сведения о себе,  своих товарах и услугах,  которые предлагаются на
рынок и пр.
     Примерами коммерческих конференций может служить Бюллетень коммерческих
предложений сети World Trade Center,  состоящий из трех разделов - покупаем,
продаем,  разное,  а также конференции сети UseNet,  используя которые любой
абонент  получает  "на стол" массу предложений от зарубежных и отечественных
фирм, имеет возможность поместить свои объявления в эти конференции.
     В сети   Relcom   создана  специальная  группа  Relcom.WTC  для  обмена
информацией пользователей Relcom и крупнейшей торговой  сетью  WTC.  В  этой
группе размещаются заголовки из Бюллетеня коммерческих предложений,  и любой
пользователь Relcom может отобрать заинтересовавшие его предложения и затем,
оплатив  только  выбранные  объявления,  узнать  адреса  фирм и использовать
полученную информацию для установления взаимовыгодных отношений с  выбранным
партнером.
     4. Самым  многочисленным  видом   электронных   источников   информации
являются  базы  данных.  Появление в последние годы компакт-дисков,  которые
могут хранить на едином носителе  текстовую,  графическую  иллюстративную  и
звуковые информации,  и резкое увеличение количества абонентов,  проявляющих
интерес именно к этому виду электронного носителя,  позволяют  предполагать,
что  в  ближайшее время компактные оптические диски (КОД) останутся наиболее
важным источником информации.
     Деловая информация   на   КОД   представлена   в   большинстве  случаев
библиографическими,   реферативными   и   полнотекстовыми   базами   данных,
содержащими  информацию  из  зарубежных  периодических  изданий (база данных
Wilson  Business  Abstracts,  World  Magazine  Banks).  Наличие  тезаурусов,
словарей и большого количества поисковых полей дает возможность в кратчайшие
сроки  и  с  минимальными  усилиями   обнаруживать   информацию   по   новым
экономическим   явлениям,   происходящим   в   мире,   выявлять  сведения  о
деятельности зарубежных фирм, банков, отраженных на страницах деловой печати
и многое другое.
     В настоящее время ощущается острая  нехватка  достоверной  коммерческой
информации  о  ценах  и  конъюнктуре  товарных рынков,  как внутренних так и
мировых.  Предлагаемые центральными информационными органами базы данных, не
всегда  отвечают  требованию  оперативности  и  достоверности,  особенно  по
ценовой информации.  Это  объясняется  быстрой  сменой  ценовой  информации,
неупорядоченностью  путей  ее  получения и пр.  Идеальным в этом направлении
было  бы  создание  единой   электронной   биржи,   которая   позволила   бы
интегрировать  всех  участников  товарного  рынка  в  единую  информационную
систему.
     5. Несмотря   на  продолжающийся  бурный  рост  количества  электронных
источников информации,  доступ к ним все еще продолжает  оставаться  сложной
задачей.  Решение  этого  вопроса  следует  искать  в активном использовании
телекоммуникационных сетей типа Internet, Lexis/Nexis, STN и др.
     Источники информации,   доступные   через   различные   сети  настолько
многочисленны,  разнообразны,  что для успешной работы по извлечению деловой
информации   необходимо  провести  предварительное  изучение  информационных
ресурсов сетей,  каталогов,  определить необходимые  библиотеки  или  файлы,
знать  наиболее  выгодные  пути  выхода  к ним и многое другое.  Кроме того,
пользователям сетями  необходимо  иметь  навыки  работы  с  локальной  сетью
электронной   почты,   программами  ИРИ  по  спискам  и  передачи  новостей,
протоколом передачи массивов данных, а также различными программами сжатия.
     Появление новых   электронных   источников  информации  в  сочетании  с
традиционными печатными источниками  обеспечат  новые  подходы  в  работе  и
расширят объем услуг для пользователей.