ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ В ГИМНАЗИИ
Н. Томилов
В современной обстановке межнациональная напряженность в мире, в
том числе и в России, во многом связана с тем, что люди плохо
осведомлены об истории и культуре проживающих по соседству
народов и национальных групп. Омские этнографы на протяжении
более четверти века проводят мысль, что для ликвидации
этнографического невежества россиян необходимо ввести
этнографию науку о народах в качестве учебной дисциплины в средних и
высших учебных заведениях страны.
Чтобы доказать плодотворность этой идеи, в 1994 г. Омский
госуниверситет, Омский филиал Объединенного института истории,
филологии и философии СО РАН и гимназия (тогда средняя школа)
№ 84 г. Омска начали эксперимент по внедрению в школьную программу
специального курса «Этнография». Куратором этого эксперимента
выступил комитет по образованию администрации Омской области. И
все прошедшие 10 лет эта учебная дисциплина преподавалась сначала
на четырех параллелях в 7-10-х классах преподавателями
университета, гимназии и учеными ОФ ОИИФФ, а затем только в 10-х
классах с гуманитарным направлением.
Эксперимент в гимназии был признан удачным. Здесь ученики не
только знакомятся с историей и культурой народов мира, но и сами
участвуют в овладении различными явлениями народной культуры. Они
готовят свое исполнение фрагментов свадеб, народных праздников,
игр народов мира. Семь лет назад среди них появились первые
колядовщики, которые ходят по собственной инициативе с
рождественскими поздравлениями к ученикам других классов, своим
родным, друзьям.
Гимназисты учатся также готовить для народных праздников костюмы
и необходимые реквизиты. Гимназия в преподавании этнографии
сотрудничает с библиотекой № 15 г. Омска, где проводятся
специальные библиотечные уроки такие, например, как «На
крыльях славянской мифологии», «Тайна моего имени», «Древние
корни наших фамилий». Учащиеся занимаются также
научно-исследовательской работой и докладывают результаты на
заседаниях научного общества. Вот некоторые темы их
докладов «Русская свадьба», «Этика и этикет в Китае», «История английского
костюма», «История еврейского этноса» и др.
Учащиеся гимназии, побывавшие за рубежом, на уроках по этнографии
делятся своими впечатлениями. Так, в 2003-2004 учебном году ими
были сделаны сообщения об учебе в Великобритании и США,
туристических поездках в Австралию, Арабские Эмираты, Индонезию,
Китай и Таиланд.
Все эти годы преподавание этнографии в гимназии осуществляла
учитель высшей категории Галина Гоменюк. Она дала в Омске 15
телеуроков по этнографии на телестудии «ТВ-3» в рамках
эксперимента «Телекопилка педагогического опыта».
Курс по этнографии заканчивается в гимназии тестированием знаний
учащихся и их анкетированием. В своих анкетах ученики высказывают
мнение, что этнографию стоит изучать, чтобы познать многообразие
мира, осознать место своего народа и других этносов в современной
цивилизации. И это правильная мысль.
Омские ученые считают, что этнографию в качестве специального
курса нужно смелее вводить в школы и гимназии. А сами этнографы
готовы оказать этим учебным заведениям необходимую помощь. Работа
этнографов ОмГУ в содружестве с московским Институтом этнологии и
антропологии РАН в рамках мегапроекта «Развитие образования в
России» была признана успешной, в т.ч. и в плане внедрения
этнографии в школьные программы.
стр. 2
|