ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ 17 МАРТА 2005 ГОДА
Материалы к заседанию Правительства РФ.
Пресс-служба Правительства РФ
1. О проекте федерального закона «О недрах»
Принятие предлагаемого проекта федерального закона вызвано
необходимостью совершенствования правового регулирования
отношений недропользования в Российской Федерации, повышения
эффективности использования и воспроизводства минерально-сырьевой
базы страны, обеспечения рационального использования и охраны
недр.
Проект федерального закона, сохраняя основные принципы принятого
в 1992 году и действующего в настоящее время Закона Российской
Федерации «О недрах», упорядочивает, развивает и совершенствует
положения действующего законодательства Российской Федерации о
недрах.
Законопроектом предполагается установить федеральную
собственность на недра Российской Федерации, учитывая особенное
значение недр.
В проекте федерального закона «О недрах» к ведению субъектов
Российской Федерации отнесено предоставление в пользование
участков недр местного значения (включая участки недр, содержащие
общераспространенные полезные ископаемые), а также установление
порядка предоставления таких участков в пользование. В отношении
других участков недр сохраняется принцип принятия решений на
федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации в
аукционных комиссиях.
Учитывая существующие в Российской Федерации тенденции по
либерализации законодательства, снижению административных
барьеров и формированию прозрачной системы предоставления права
пользования участками недр, в законопроекте устанавливается, что
после вступления в силу рассматриваемого законопроекта участки
недр будут предоставляться в пользование на основании договоров,
отношения по выданным лицензиям на пользование участками недр
будут регулироваться специальным разделом закона.
Учитывая специфику регулирования отношений недропользования,
взаимоотношения государства и инвестора предполагается строить на
основании специальных договоров. Законопроектом определяются
существенные условия таких договоров, которые подлежат
обязательному включению в договор.
Заключительными и переходными положениями законопроекта
предусматривается, что пользователи недр, получившие
соответствующие лицензии до вступления закона в силу могут
продолжать работать по этим лицензиям в соответствии с
установленными в них условиями, либо, по взаимному согласию
уполномоченных государственных органов и пользователей недр,
могут перейти на договорные отношения.
Заключение договора пользования участком недр в законопроекте
предлагается осуществлять по результатам аукционов и без
проведения аукционов по решению уполномоченных органов, в
зависимости от видов пользования участками недр.
В подготавливаемом проекте детально регламентируется порядок
принятия решений о проведении аукциона и содержание условий
аукциона, процедура проведения аукциона, устанавливаются
требования, предъявляемые к участникам аукционов, порядок
подведения их итогов, а также основания признания аукционов
несостоявшимися.
В проекте имеются специальные разделы и статьи, устанавливающие
специфику пользования недрами при осуществлении различных видов
пользования участками недр, в том числе в отношении различных
видов полезных ископаемых, в частности:
проведение регионального геологического изучения и
геологического изучения;
разработка месторождений твердых полезных ископаемых;
разработка месторождений углеводородного сырья;
эксплуатация месторождений подземных вод, строительство и
эксплуатация подземных сооружений.
Законопроект в целом сохраняет существующую систему взимания
платежей при пользовании недрами. Вместе с тем, предусматривается
взимание платежей при использовании участков недр для
регионального геологического изучения и специальных геологических
исследований, осуществляемых за счет пользователей недр, сбора
минералогических, палеонтологических и других геологических
коллекционных материалов, захоронения радиоактивных, токсичных
материалов и иных вредных веществ и отходов.
Введение в действие федерального закона «О недрах» создаст
условия для защиты интересов государства, обеспечит эффективное
использование ресурсов недр Российской Федерации, позволит
воспроизводить и качественно улучшать состояние
минерально-сырьевой базы в общенациональных интересах, соблюдать
требования безопасности недропользования, охраны окружающей
среды.
2. О мерах по повышению эффективности управления федеральной
собственностью
В представленном докладе по данному вопросу содержатся
предложения Минэкономразвития России по повышению эффективности
управления федеральной собственностью на среднесрочный период
2005-2008 гг., направленные на решение следующих первоочередных
задач:
сокращение избыточной части государственного и муниципального
сектора экономики, которая не обеспечивает выполнения функций и
полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
повышение эффективности использования государственного и
муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения
функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
повышение эффективности системы продажи государственного и
муниципального имущества;
определение стратегических направлений трансформации
государственного сектора.
В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации
федерального имущества на 2004 год, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 1165-р в 2004
году (с учетом изменений и дополнений) планировалось
приватизировать 1374 федеральных государственных унитарных
предприятия и акции 1702 акционерных обществ. В соответствии с
Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2004 год» плановое задание на 2004 год по перечислению в
федеральный бюджет доходов от продажи имущества установлено в
размере 63,3 млрд.руб.
стр. 5
|