17 АВГУСТА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА
20 ноября в ИЭиОПП СО РАН состоялся традиционный семинар,
посвященный памяти д.э.н. Р.Шнипера. Большая часть исследований
известного экономиста была связана с разработкой методологии и
практическим использованием программного подхода. Поэтому не
случайно в этот день обсуждались последствия 17 августа и
принятые правительством меры по преодолению кризиса в российской
экономике.
С докладом "Экономическое положение и государственное
регулирование экономики" выступил д.э.н. С.Казанцев. По мнению
докладчика, наша экономика имеет все черты экономики
перераспределения, а не созидания, как хотелось бы. На основе
уравнения Фишера было продемонстрировано, что в текущей ситуации,
если не увеличить денежную массу в обращении, можно ожидать
единственного следствия -- сокращения объемов производства.
Сейчас не стоит вопрос о том, стоит или нет увеличивать
количество денег в обращении. Есть задача поставить преграды
перетоку новой денежной массы в доллары.
Государство ушло из сфер, которые способны приносить прибыль, и
не управляет той собственностью, которой еще располагает. Оно не
поддерживает и не защищает своего товаропроизводителя и
потребителя, допускает масштабное разворовывание государственной
собственности.
"Принята стратегия не производить новое, а только взять чужое,
чтобы потом его перераспределить. Отсюда -- высокие налоги,
невыплаты по обязательствам, иностранные займы и т.д. Какой
порядочный хозяин берет взаймы, если он не может произвести с
избытком? Государство делает новые долги с единственной целью --
расплатиться со старыми.
В результате имеем:
-- нет своих товаров -- есть импорт;
-- нет денежной массы -- есть бартер и суррогаты;
-- нет государственного управления -- есть управление со стороны
криминала;
-- нет созидания -- есть перераспределение.
Последствия такой политики для населения проявляется в громадной
дифференциации по доходам".
Докладчик продемонстрировал различия в доходах, существующие даже
среди не самых бедных слоев населения. Анализ поданных деклараций
по доходам членов Правительства РФ в 1997 г. показывает, что
разница в доходах доходит до 226: именно во столко раз миннистр
топлива и энергетики имел больше министра здравоохранения.
"Если признать справедливым утверждение, что в стране правит тот,
кто имеет деньги, то вырисовывается интересная закономерность.
Объемы финансирования за восемь месяцев этого года, полученные
правительством РФ составляют 34% от средств, полученных
администрацией президента". Отсюда делается немаловажный вывод: в
настоящее время мы имеем властную структуру, очень напоминающую
доперестроечные времена, когда хозяйственное управление по линии
ЦК КПСС дублировало, а в некоторых случаях доминировало над
другими формами.
В выступлении член-корреспондента РАН В.Суслова "Антикризисная
программа правительства" оптимизма было значительно больше. По
мнению выступающего, основная ошибка всех последних лет реформы
заключается в завышенной оценке возможностей чисто рыночных
механизмов регулирования. Принимались решения часто не
учитывающие перспективы, а лишь сиюминутную выгоду. Для того,
чтобы рынок действительно заработал, необходимо ликвидировать
лазейки, позволяющие не выполнять требования рынка.
Нет сомнения в том, что роль государства в управлении экономикой
надо усиливать. Однако речь идет не об усилении вмешательства
государства в хозяйственные дела предприятий, а прежде всего о
четком и жестком выполнении собственно функций государства.
Многие наши проблемы лежат в области уголовного права, а не
экономики.
Недостаток предложенных правительством мер -- отсутствие
конкретности, практически документ не содержит цифр
макроэкономического характера.
Чего только стоит обещание о том, что будут приняты меры,
исключающие необоснованный рост цен и тарифов на продукцию
отраслей естественных монополий! Кто же этот таинственный,
которому поручат отделять обоснованное повышение цен от
необоснованного?
Много правильных слов в программе сказанно об изменении налоговой
политики, о том, что надо навести порядок в сфере содержания
аппарата внебюджетных органов. Интересны предложения по
упорядочиванию собственности государства за рубежом. Зарубежные
активы могут помочь России ликвидировать внешний долг.
Обращает на себя внимание одна деталь: новый кабинет ругает
старый, но в то же время пользуется результатами тех решений,
которые принял Киреенко. В целом, оценивая программу как разумный
документ, докладчик отметил, что он более либеральный, чем
ходившие в СМИ предложения и проекты. Обсуждение докладов
расширило видение сложившейся ситуации.
В экономике достаточное количество денег, но нет эффективных
точек их приложения. Почему существует бартер? Да потому, что в
подобных цепочках закладывается до 30 % гарантированной прибыли.
Государство должно расставить свои приоритеты и строго их
выдержать. Выражаясь научным языком, реформа породила идею
локальных оптимумов, которую все дружно бросились реализовывать,
до оптимизации системного критерия дела нет никому, а решать
необходимо именно эту задачу.
Проблема неплатежей во многом искусственная, создана она не без
участия государства. Это механизм, который позволяет проводить в
экономике перекрестное субсидирование и направлять
материально-вещественные потоки в те отрасли, которые и есть
приоритетны для определенных групп. Надо признать, что в стране
существует два типа экономик: официальная, которая описывается
статотчетностью, и теневая. Любое предприятие имеет обороты и в
одной, и в другой экономике. Эти две экономики должны в конечном
итоги интегрировать. В этом и состоит задача сегодняшнего дня.
Предлагалось, в частности, форсировать реформу в коммунальном
хозяйстве. Отсутствие денег приводит к тому, что городские власти
с помощью посредников постоянно изыскивают неденежные формы
оплаты топлива. Зачем их так грузить? Не проще ли перейти к
самофинансированию этой отрасли населением, при этом позаботиться
о перераспределении финансовых потоков: уменьшить налоги от
населения в бюджетную систему, соответственно увеличить зарплату
населения как раз на ту сумму, которая позволит оплатить жилье?
Высказывались идеи о том, что экономисты должны помочь населению
расставить его приоритеты. Не дожидаясь помощи государства,
население может в рамках общественных инициатив решить многие
проблемы. Общее резюме в оценке программы правительства: неплохой
документ, но без конкретных решений.
В.Басарева, "НВС".
стр.
|