Н.Диканский, ректор НГУ
У нас, первых студентов, было много встреч с Михаилом
Алексеевичем -- мы с ним больше общались, чем с Векуа. Во всяком
случае, наш набор. Было много историй, много анекдотов. Это,
действительно, был очень интересный человек.
Ему удалось перенести в Сибирь много научных школ. За ним поехали
люди заинтересованные, и не ради карьеры, а те, кто хотел иметь
реальные возможности создавать науку.
Наверное, это очень правильно, что Академгородок был построен вне
города -- не было никаких старых структур. И так же правильно,
что Новосибирский государственный университет не создали на базе
пединститута.
К нам приехали преподаватели, которые хотели делать науку. Какие
люди читали нам лекции на первом курсе! Первая лекция --
С.Л.Соболев, потом -- М.А.Лаврентьев. Тогда я впервые услышал
термин "кумулятивный снаряд" и "квазиконформное отображение".
Потом физику нам читал А.М.Будкер, алгебру -- А.И.Мальцев, физику
-- Б.В.Чириков.
Это здорово, что наши учителя были такими интересными людьми. Так
и складывался в Академгородке особый дух, дух Лаврентьева. Можно
было встретиться на улице с Михаилом Алексеевичем, задать ему
вопрос. Он даже возил нас на своем газике (если точнее, то не
нас, а девчонок). К любому "маститому" можно было подойти на
улице -- не было барьера, дистанции, бюрократизма.
Когда садите семена в землю, часто нет гарантии, что вырастет то,
что нужно. А здесь -- 100 научных школ, прекрасный результат! Как
сохранить эти школы -- теперь наша задача.
В связи с этим я затрону чрезвычайно важный вопрос -- о протоке.
Сейчас условия таковы, что институты не могут обеспечить наших
выпускников достойной зарплатой. Очень много выпускников НГУ
уехало.
В нашей академической научной школе есть преемственность, вековые
традиции. Я повторюсь -- ответ на вопрос, каким должен быть
проток, нам надо искать вместе прямо сейчас. И мы обязательно
должны найти ответ на вопрос, как задержать ребят, оканчивающих
университет. Ведь мы отбираем лучших, талантливых со всей Сибири,
Средней Азии. Учим их два года в ФМШ, потом -- в университете. А
они нам машут рукой и уезжают.
Фактически, мы теряем генофонд России. Требуются срочные меры для
его сохранения. Чтобы мы потом не говорили -- нам надо пригласить
американских специалистов для того-то...
Мы все должны быть благодарны Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву,
благодарны своим учителям. И надо воспитывать такое отношение
студентов к людям, которые дают им знания.
стр.
|