РАЗВИТИЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
Фонд «Центр экономических исследований и распространения
экономической информации Открытая экономика» и Минобрнауки РФ
(г.Москва) провели 21 октября заседание круглого стола
«Стратегия развития науки и инноваций: как минимизировать риски
активного сценария?». 31 октября состоялся круглый стол на тему
«О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании
инновационно-инвестиционной деятельности» в комитете Совета
Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и
экологии».
Общим для этих мероприятий явилось выступление директора
департамента Минобрнауки РФ Д.Ливанова о проекте Стратегии
Российской Федерации в области развития науки и инноваций на
период до 2010 г. (Полный текст этого документа имеется на сайте
www.mon.gov.ru,
а стенограмма круглого стола в Минобрнауки
имеется на сайте фонда «Открытая экономика»
www.opec.ru.)
В проекте Стратегии рассмотрены инерционный и активный сценарии
развития российского сектора исследований и разработок и
обоснована необходимость следования активному сценарию. В
качестве благоприятных факторов для реализации активного сценария
отмечены профицит федерального бюджета и сохранившийся потенциал
РАН и других государственных академий. Объем финансирования работ
в рамках Стратегии составляет 789,5 млрд руб., в том числе
577,6 млрд руб. из федерального бюджета. В качестве основных
приоритетов рассматриваются: развитие национальной
инфо-коммуникационной инфраструктуры; развитие российской
авиатехники; реализация программы освоения и использования
космического пространства. Предлагаются следующие потенциальные
направления новых отраслевых федеральных целевых программ:
создание в России кластера специализированных диагностических
высокотехнологических медицинских услуг и производства
соответствующих препаратов и оборудования; формирование кластера
разработки и производства оптоэлектронных устройств,
ориентированных на рынки светодиодных устройств и осветительных
приборов; развитие перспективных источников энергии и средств
энергосбережения на основе современных технологий использования
органических энергоносителей, солнечной энергии, технологии
использования возобновляемого биотоплива; формирование кластера
разработки и производства высокотехнологических материалов с
заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве
и добывающих отраслях. В период до 2010 гг. намечено достижение
таких целевых индикаторов, как увеличение внутренних затрат на
исследования и разработки от 1,35 % до 2,0 % к ВВП; увеличение
удельного веса инновационной промышленной продукции на внутреннем
рынке с 5 % до 15 %; увеличение числа малых предприятий в отрасли
«Наука и научное обслуживание» с 22,1 тыс. до 30 тыс.; увеличение
удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет с 28,8 % до
35 % и др. В числе основных маневров в управлении ресурсами при
реализации Стратегии предлагается опережающий рост расходов на
обновление научной и приборной базы; концентрация бюджетных
расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных
целевых программ; рост частного софинансирования научных
разработок на основе механизмов частно-государственного
партнерства и пр.
В оживленных и острых дискуссиях на круглых столах по затронутым
в Стратегии проблемам развития науки и инновационной активности в
современной России выступили представители крупных российских
компаний (ЗАО «Инновационные технологии Ренова», «Русские
технологии» консорциум «Альфа групп», «Базовый элемент»),
представители отраслевых институтов и институтов РАН, в том числе
вице-президент РАН академик Г. Месяц. В целом отмечено, что
представленный проект Стратегии является необходимым и важным
шагом, позиционирующим курс государства на переход от практики
консервации и сохранения интеллектуального потенциала России к
его активному использованию для развития высокотехнологического
сектора экономики.
В числе замечаний к документу в представленном виде указывалось
на необходимость разработки Стратегии на более долгосрочную
перспективу (20-30 лет); необходимость конкретизации целей
Стратегии и постановку более амбициозных задач (построение в
России инновационно-ориентированной экономики, снижение
зависимости от сырьевого экспорта; вхождение России в десятку
стран лидеров научно-технического прогресса); необходимость
тщательного учета зарубежного опыта создания инновационных
систем; необходимость более тесной координации с ведущими
предприятиями, отраслями промышленности и с крупными российскими
компаниями; необходимость проработки механизма максимально
широкой и открытой экспертизы при выборе приоритетных
направлений; необходимость учета уже принятых решений об особых
экономических зонах и др. Отмечено, что постановка более
амбициозных задач и сегодняшние финансовые возможности России
позволили бы обосновать увеличение финансирования работ по
Стратегии в несколько раз, по сравнению с приведенным выше. В
выступлениях говорилось о невостребованности инноваций
современной российской промышленностью и необходимости
формирования крупных технологических задач общенационального
характера (в качестве примера приводились американские программы
полетов на Луну и Марс). В противоположность этому была высказана
точка зрения о вреде государственных инвестиций для развития
высоких технологий, необходимости ориентации ресурсов в создание
институтов открытого общества и приоритете вложений в человека.
Довольно острые дискуссии состоялись относительно роли
фундаментальной науки и, в частности, Российской академии наук, в
решение проблем развития инновационной деятельности. Отмечалось,
что РАН в целом имеет значительный инновационный потенциал и
достаточные ресурсы для ускоренного развития науки и инноваций. В
ряде выступлений, в том числе и автора этих строк, указывалось,
что эффективному использованию инновационного потенциала
препятствует нерешенность проблем интеллектуальной собственности;
очевидные несовершенства бюджетного, налогового и гражданского
кодексов, запрещающие взятие кредитов, создание малых предприятий
в системе РАН; налоговые и таможенные ограничения на приобретение
современного оборудования и др. Эти факторы серьезно ограничивают
практическое использование достижений фундаментальной науки в
системе РАН. Отмечена рискованность последних предложений
Минобрнауки РФ и руководства РАН по разделению бюджетного и
внебюджетного финансовых потоков в институтах РАН, что вместо
планируемой интенсификации инновационной деятельности может
создать нежелательный разрыв между неделимыми по сути поисковыми
и прикладными работами. Неприемлемым с точки зрения уставных
задач РАН явилось предложение исполнительного директора центра
«Открытая экономика» А. Гордеева об акционировании успешных в
инновационной деятельности институтов РАН.
В целом, представление Стратегии и состоявшиеся на круглых столах
обсуждения проблем развития науки и инноваций можно считать
долгожданным свидетельством озабоченности высших государственных
органов России необходимостью удовлетворения растущего спроса
корпоративного сектора и системы обеспечения национальной
безопасности в отечественных высококлассных научных исследованиях
и конкурентоспособных по требованиям мирового рынка
технологических инновациях. Предполагается, что проект Стратегии
будет представлен в Правительство РФ уже в этом году.
А. Асеев, чл.-корр. РАН
Москва-Новосибирск
стр. 5
|