КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
За последние полгода не было, кажется, таких российских СМИ,
которые бы не включились в обсуждение перипетий с подписанием
Россией Киотского протокола. Если в самом кратком виде, то
Киотский протокол это международное соглашение (подписанное,
правда, не всеми странами) о сокращении выбросов в атмосферу
углекислого и еще ряда так называемых парниковых газов.
Цель отдалить или ослабить глобальное потепление, грозящее планете
климатическими и другими катаклизмами. Обсуждение его длилось
почти 8 лет, в феврале 2005 года он вступил в силу. Но дискуссии
не утихают. Об этом обзор прессы преимущественно за конец 2004 начало 2005 года.
Наталья Притвиц
Потепление или похолодание?
Вот уже несколько месяцев газеты полны сообщениями о наводнениях
и ураганах в Европе, о превышении «абсолютных» значений зимней
температуры (И, Т 11.01), о катастрофическом развитии глобального
потепления. Однако точки зрения ученых различны.
Профессор К. Леви (Институт земной коры СО РАН), выступая на
научной сессии ИрНЦ СО РАН по теме «Климат Земли: прошлое,
настоящее, будущее» пришел к выводу: «Сегодня мы являемся
свидетелями кратковременного эпизода природно-климатических
изменений, который длится уже около полувека и, как нам
представляется, достиг или близок к максимуму своего развития. В
ближайшие десятилетия потепление пойдет на спад и опять станет
относительно прохладно» (НВС
№ 13, ЗМ № 11-12).
Заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН чл.-корр.
РАН В. Балобаев уверен: за нынешним потеплением обязательно
придет не менее мощное похолодание. И даже сроки называет 2012
год (АиФ № 42).
Масштабные исследования динамики климата проведены в Институте
вычислительной математики РАН. (Если кто не знает: ИВМ вырос на
базе ячейки специалистов по физике атмосферы и океана из ВЦ СО
РАН, переехавших в 80-е годы в Москву следом за своим научным
лидером академиком Г. Марчуком.) Осуществлено моделирование
динамики климата на планете в XIX-XXII столетиях. Расчеты
выполнены на процессорной системе производительностью 80 млрд
операций в секунду. Модель описывала все энергозначимые процессы,
отвечающие за повышение климатической системы: динамику движения
воздуха, перенос излучения в атмосферу, изменения в океане и т.д.
Уже происшедшие изменения климата модель воспроизвела достаточно
точно. Расчет на будущее (с учетом увеличения содержания
углекислого газа к 2010 г. вдвое по сравнению с 2000 г., а в
течение XXII века оно останется неизменным) показывает, что в
конце XXII века по сравнению с нынешним временем произойдет
потепление более чем на три градуса, особенно активно процесс
будет идти в XXI веке. Максимальное потепление (до 10 градусов)
произойдет в Арктике (И 30.10).
В интервью по итогам Всемирной конференции по изменению климата,
состоявшейся в Москве в апреле 2004 г., академик Ю. Израэль
рассказал, что существует по меньшей мере 40 сценариев
предстоящих изменений. По самому оптимистичному температура
повысится в ближайшее столетие на 1,5-2 градуса, по самому
пессимистичному почти на 6 (ЗМ № 7-8). Поэтому в СМИ можно
прочесть самые различные, в том числе устрашающие прогнозы на
будущее. Например, что Санкт-Петербургу в ближайшие 20-30 лет,
как и многим другим прибрежным городам Европы, грозит полное или
частичное затопление (ИГ № 4), что к 2005 г. исчезнут 75%
ледников в Швейцарских Альпах (ИГ № 34). Леденящий прогноз дали
недавно Международный научный комитет по Арктике и
межправительственный Арктический совет что из-за таяния
арктических льдов уже к концу XXI века уровень Мирового океана
поднимется на 1 м (за XX век всего на 20 см). По данным
Института географии РАН затоплению подвергнутся все крупные
города планеты. А в Сибири полностью будет затоплен
Ямало-Ненецкий автономный округ, Западно-Сибирская низменность
превратится в море (НИ 12.11).
Киотский протокол дитя политэкологии?
Киотский протокол является приложением к Рамочной конвенции ООН
по борьбе с изменениями климата, заключенной еще в 1992 году. Ее
цель «стабилизация концентрации парниковых газов на уровне, не
допускающем опасного антропогенного воздействия на окружающую
среду». В Киотском протоколе, принятом (предварительно) в 1997
году, записаны конкретные цифры: за 2008-2012 годы снизить
эмиссию парниковых газов в мире минимум на 5% (от уровня 1990
года). Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны
(ЕС и ряд других стран на 8%, Россия и Украина сохранить
среднегодовые выбросы в этот период на уровне 1990 года).
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя
не брали. Протокол подписала 121 страна. Но для вступления его в
силу было необходимо, чтобы он был ратифицирован государствами,
на долю которых приходится не менее 55% мировых выбросов
парниковых газов. США отказались ратифицировать протокол, решив,
что выполнение обязательств по нему слишком дорого.
А поскольку на долю США приходится 35% выбросов углекислого газа
в мире, их отказ почти заблокировал реализацию Киотского
протокола. Теперь судьба протокола зависела от России, доля
которой составляет 17% мирового объема выбросов.
Российская академия наук по инициативе Президента РФ В. Путина
организовала научный Совет-семинар по этой проблеме, который с 15
января 2004 г. провел 8 заседаний, чтобы ответить на вопросы,
которые от имени российских властей поставил советник Президента
РФ А. Илларионов. Общие выводы, сформулированные в «Суждении
Совета-семинара о возможном антропогенном изменении климата и
проблеме Киотского протокола» от 14 мая 2004 года, вкратце
таковы: «Киотский протокол не имеет научного обоснования;
неэффективен для достижения Рамочной конвенции ООН;
означает
существенное юридическое ограничение темпов роста российского
ВВП;
имеет по отношению к России дискриминационный характер»
(НГ 16.07, НВС
№ 22).
Ярый противник Киотского протокола А. Илларионов не жалел крепких
выражений, называя его «набором сфальсифицированных утверждений»,
и сравнивал его с «тоталитарной идеологией вроде
национал-социализма, марксизма и лысенковщины» (И 10.07, Тр
17.07).
И все же, все же
22 октября 2004 г. Киотский протокол ратифицировала Госдума (Тр.,
Ъ 23.10, ПГ 26.10), 27 октября это одобрил Совет Федерации, 4
ноября Федеральный закон о ратификации подписал Президент РФ В.Путин (ПГ 9.11).
Представлявший в Госдуме проект закона председатель
Госкомгидромета А. Бедрицкий объяснил, что хотя многие ученые не
видят связи между выбросами и глобальным потеплением, заботиться
о чистоте окружающей среды необходимо. Тем более, что российскую
промышленность все равно надо модернизировать и переводить на
энергосберегающие, а попутно и экологичные технологии. А
поскольку Россия, по некоторым оценкам, приблизится по выбросам к
уровню 1990 года лишь в 2020 году, то сможет продавать излишки
своей квоты другим странам (Ъ 23.10). На Совете Федерации он
назвал и политические дивиденды, которые получит Россия, утвердив
Киотский протокол. Например, по калининградскому транзиту, судьбе
русскоязычного населения ближнего зарубежья и участию во
Всемирной торговой организации. В итоге обе палаты парламента
ратифицировали Киотский протокол, решив, что на нынешнем этапе
для нашего государства в нем больше плюсов, чем минусов (ПГ
28.10).
Геополитическую роль Киотского протокола детально объяснил
директор Института проблем глобализации М. Делягин. По его
мнению, локомотивом здесь является Евросоюз. Анализ конкурентного
столкновения ЕС и США показал, что ключевой причиной,
обусловливающей более высокую себестоимость европейской
продукции, являются затраты на «чистоту производства». (Не
случайно в свое время американцы поддерживали движение «зеленых»
в Европе в том числе и как средство сдерживания конкурентов).
После выхода из протокола США единственной возможностью сохранить
его стало вовлечение в него России (ЭГ № 9).
По мнению одного из обозревателей, «по-видимому, глобальное
потепление это международный заговор ученых и политиков,
потерявших военный заказ в результате перестройки. Удачно
подвернувшееся потепление было использовано для продолжения
финансирования, например, атомной промышленности вместо
выделяющих СО2 тепловых станций будем строить безвредные АЭС. А в
России к этому добавилась возможность торговли правами (квотами)
на выброс СО2» (И 17.02).
Ожидаемая и выгодная для России продажа ею «свободной» квоты на
выбросы может натолкнуться на серьезные препятствия. Пока не
поднимался вопрос о достоверности официальных российских данных о
выбросах, но после ратификации Киотского протокола будет проведен
независимый экологический мониторинг, и в случае сомнений в
достоверности представляемых данных право продажи квот может быть
приостановлено. Кроме того, во многих странах Евросоюза действует
закон, по которому покупать квоты можно только у стран-членов ЕС.
Пока что в России системы учета эмиссии парниковых газов нет.
Минприроды планирует разработать ее совместно с Росгидрометом и
провести в первом квартале 2005 г. аттестацию организаций,
которые будут заниматься их инвентаризацией. А субъектам
Федерации будет рекомендовано провести инвентаризацию выбросов и
абсорбции парниковых газов в начале 2005 г. (Ъ 29.10).
Кроме торговли квотами, Киотский протокол предусматривает и
другое «механизмы совместного осуществления» (обмен
сокращенных выбросов на инвестиции в энергосберегающие проекты),
но развивающиеся страны, составляющие большинство в
соответствующем международном комитете, блокируют этот путь для
России. Правда, советник РАО ЕС А. Зелинский заявил, что знает «законный финт»,
чтобы обойти это (И 16 и 30.10).
А гендиректор Новосибирского энергетического центра В. Байболов
считает, что в энергосберегающих проектах есть где утвердиться
российской, в том числе и сибирской, науке и инновационному
бизнесу (СДС № 3).
Протокол вступил в силу. Что дальше?
С 16 февраля 2005 года (через 90 дней после ратификации Россией)
Киотский протокол вступил в силу. Незадолго до этого события
страсти вокруг возможности климатической катастрофы разгорелись с
новой силой. В начале февраля в британском городке Экзетер прошла
экологическая конференция, посвященная проблеме глобального
потепления. Выводы экспертов неутешительны: теплое течение
Гольфстрим вскоре может прекратить свое существование (из-за
опреснения Мирового океана в результате таяния арктических
льдов), в Африке от голода могут погибнуть до 100 млн человек
(ПГ 19.02). Изменения климата станут причиной нового для
человечества социального явления «климатических беженцев» (от
холода, голода, нехватки питьевой воды и затоплений при подъеме
уровня морей и океанов). К 2050 году их количество превысит
150 млн человек (РГ 5.02).
Оппонент теории климатической катастрофы А. Илларионов
(экономический советник Президента РФ) с трудом попал на эту
конференцию, но выступить там ему не удалось. По его словам,
целый ряд профессиональных климатологов, в том числе выдающихся
климатологов мира, так и не смогли туда приехать, потому что
оргкомитет не допустил их до участия (КП 17.02).
Неудача постигла А. Илларионова и тогда, когда он хотел выступить
на Всемирном экономическом форуме в Давосе в дискуссии «Бизнес и
изменение климата», чтобы продолжить там спор с советником
британского правительства Д. Кингом, начатый в июле 2004 г. в
Москве (И 10.07). Но в этой дискуссии ему места не нашлось, и Илларионов в
знак протеста в Давос не поехал, но выступил с заявлением: «Отказ
от дебатов на Всемирном экономическом форуме случай совершенно
беспрецедентный. Запрет на участие в дискуссии, на изложение
позиции, разделяемой тысячами ученых и специалистов во всем мире,
есть не что иное, как введение цензуры» (Ъ 26.01). Тезисы
несостоявшегося выступления А. Илларионова под заголовком
«Глобальное потепление это большой миф» опубликованы в КП
17.02.
А как входит в Киотский процесс Россия?
В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему
«Законодательное обеспечение реализации в РФ положений Киотского
протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата»,
организованные комитетом Госдумы по экологии. Законодательства
пока нет, есть только «программа действий», подготовленная
Минэкономразвития. Бизнесу будут предложены рыночные механизмы предприятие
сможет продать сокращенные выбросы на открытом рынке
как в рамках страны, так и за ее пределами. Но рынок не может
быть запущен, пока не будут проведены основные подготовительные
мероприятия, возложенные на государство: инвентаризация выбросов
парниковых газов и создание кадастра предприятий источников
выбросов, а также разработка системы оценки выбросов парниковых
газов в атмосферу. Помимо этого, должны быть приняты законы, в
которых четко прописываются взаимная ответственность бизнеса и
государства и степень контроля со стороны последнего за
исполнением соглашения, а также четко обозначен собственник
сокращенных выбросов.
Отношение к Киотскому протоколу по-прежнему неоднозначное.
А. Илларионов провел пресс-конференцию, в очередной раз объясняя
вредоносность Киотского протокола для России (Ъ 9.02), а вот
депутат Госдумы от Самарской области В. Казаков, член Комитета по
природным ресурсам и природопользованию, уверен, что ратификация
договора послужит формированию в России цивилизованных рыночных
отношений и станет залогом рачительного использования природных
запасов. Для нашей страны самый привлекательный момент в этом
соглашении это возможность фактически за чужой счет улучшить
экономические и экологические показатели. Как известно, в
Киотском протоколе заложен механизм, который требует от каждого
участника соглашения снижать выброс парниковых газов, причем не
обязательно в своей стране. Следовательно, Россия может
рассчитывать на те предприятия и корпорации, которые уже
исчерпали разумные способы сокращения этих выбросов на территории
собственных стран. Причем у них остается возможность выступить
инвесторами, то есть вложить средства в модернизацию
производственных мощностей наших предприятий, обеспечение их
новыми, более экологичными технологиями, чтобы таким образом
добиться существенного снижения вредного воздействия
промышленности на окружающую среду. А сокращение парниковых газов
записать на собственный счет (Тр 17.02).
Появились признаки того, что «лед тронулся». Так, еще в 2001 г.
РАО «ЕЭС России» создало Энергетический углеродный фонд некоммерческую
инвестиционную экологическую организацию для
активного участия в выполнении Киотского протокола и
использования преимуществ нового мирового углеродного рынка. И.о.
председателя правления Фонда М. Роганков рассказал, что уже
прорабатываются 10 проектов для получения из-за границы
дополнительных инвестиций, которые можно направить на
реконструкцию генерирующих мощностей, замену устаревшего
оборудования, внедрения новых технологий, развитие нетрадиционных
возобновляемых источников получения электроэнергии. По двум
проектам ведутся контрактные переговоры с датчанами. Это перевод
двух котлов Амурской ТЭЦ-1 с угля на газ и внедрение парогазовых
установок, дающих повышение эффективности в 1,5 раза, на
Медногорской ТЭЦ. Правда, М. Роганков сетует: «Увы, Киотский
протокол оказался документом, сильно бюрократизированным после
его принятия. Сделки обросли огромным количеством условий и
формальностей. В результате те же проекты совместного
осуществления настолько сложны по процедуре, что мы ломаем голову
над тем, как применять другие схемы, которые бы сочетали
госторговлю выбросами и эти проекты» (НГ 16.03).
Проявляют инициативу и отдельные субъекты Федерации. Председатель
Нижегородского комитета охраны природы и управления
природопользованием Н. Соколов сообщает о начавшейся работе по
Киотскому протоколу с Японией. Точки приложения возможных
финансовых усилий зарубежными партнерами реальные технологии
по снижению выброса метана на очистных сооружениях ряда местных
индустриальных предприятий, а также на птицеводческих комплексах.
Предложено заменить десятки небольших теплоцентралей ветряными
станциями. Кроме того, в ряду важнейших новаций внедрение
озоносберегающих технологий на основных производствах
Горьковского автозавода. В Нижегородской области есть японский
бизнес-центр, способный стать как финансовым проводником
инвестиций, так и контролером их целевого использования (ПГ
16.03).
Кто же все-таки прав в спорах вокруг изменения климата (и,
соответственно, решающей роли Киотского протокола)? Как
говорится, поживем увидим. Хотя здесь, возможно, уместнее
употребить французский вариант этой поговорки: «Qui vivra verra»
(буквально: «кто доживет увидит»)
Сокращения: АиФ «Аргументы и факты»; ЗМ «Зеленый мир»;
И «Известия»; ИГ «Инженерная газета»; КП «Комсомольская
правда»; НВС «Наука в Сибири»; НГ «Независимая газета»;
НИ «Новые известия»; ПГ «Парламентская
газета»; СДС «Сибирский деловой союз»; Т «Труд»; Тр «Трибуна»;
ЭГ «Экономическая газета»; Ъ «Коммерсант».
стр. 9
|