"ФОРВАРД" СИБИРИ В ЛАС-ВЕГАСЕ
Б.Морозов, генеральный менеджер фирмы "СофтЛаб-Нск".
Трудности выживания российских разработчиков общеизвестны, тем
показательнее пример фирмы СофтЛаб-Нск, базирующейся в Института
автоматики СО РАН. В частности, на последних крупнейших мировых
выставках профессиональных радио- и телевизионных технологий
NAB-99, проходившей в Лас-Вегасе, и IBC-99 -- в Амстердаме, а
также российской выставке ТРБЕ-99 и ряде других демонстрировались
разработки этой фирмы в области компьютерных телевизионных
технологий: программно-аппаратный комплекс "Форвард" для создания
настольной компьютерной видеостудии. И это лишь одно из
направлений деятельности фирмы, уже более десяти лет создающей
технологии компьютерной графики мирового уровня. С этого года
СофтЛаб является ассоциированным членом Национальной Ассоциации
Телевещателей России, в ряду крайне малого числа российских
разработчиков.
Какой путь ведет к успеху создателей новых технологий и научного
продукта? Что же представляет собой комплекс "Форвард"? По
просьбе "НВС" на эти вопросы отвечает главный менеджер фирмы
Борис МОРОЗОВ.
-- Можно отметить уникальность ситуации -- на последних двух
выставках NAB-98 и NAB-99 российских компаний -- разработчиков
практически не было, особенно в области компьютерной графики.
Точнее, собственно русских разработчиков можно было встретить в
качестве сотрудников многих иностранных фирм, американских,
канадских, израильских, немецких, корейских и пр. Но и фирмы и
продукты к России отношения при этом не имеют. Надо сказать, что
и СофтЛаб выступает в качестве разработчика совместного продукта
с корейской компанией Darim Co. Реально вся разработка как
программной, так и аппаратной части была сделана в России, но
финансировалась в значительной степени корейской стороной. Более
того, все производство аппаратной части (компьютерных плат)
размещено в Корее и финансируется также фирмой "Darim". Отчасти
это связано с высокой технологической сложностью производства
плат такого уровня, труднодостижимой в Новосибирске.
Если говорить о ситуации в целом, то пока практически невозможно
найти другой путь для сохранения способности делать разработки
мирового уровня в этой области -- российские производители
фактически ушли с рынка с началом перестройки. Вообще, крайне
проблематично окупить разработку такого уровня только на
российском рынке -- слишком сократился объем потребляемого
оборудования. Элитные центральные телевизионные каналы и студии
практически полностью перешли на дорогую импортную технику, да и
вопросы с финансированием там решаются иначе. Тем более, что
отставание советской технологии к началу перестройки уже сильно
дискредитировало отечественное оборудование, выходить с ним на
мировой рынок было просто невозможно. В области телевизионной
аппаратуры компьютерной графики остались единичные разработчики,
вынужденные заниматься мелкими "поделками". Продукция СО РАН, и в
частности Института автоматики и электрометрии, в этом смысле
всегда выгодно отличалась использованием передовых технологий и
высокой сложностью в сочетании с качеством. Это и авиакосмические
тренажеры, созданные группой лабораторий под руководством
Аристарха Михайловича Ковалева, по настоящее время активно
использующиеся в ЦПК им. Ю.Гагарина, и системы визуализации
реального времени на базе алгоритмов компрессии изображений,
созданные коллективом под руководством Александра Сергеевича
Токарева, и многое другое. Конечно, создание продукта,
ориентированного на свободный коммерческий рынок потребовало и
других подходов к управлению и к собственно креативным
технологиям. Сегодня можно уверенно говорить, что реальный
продукт состоялся. У него есть заметный успех и в России. В
частности, в Новосибирске можно видеть продукцию, созданную с
помощью "Форварда" практически на всех телевизионных каналах. Но
география значительно шире -- это и Америка, и такие страны, как
Перу, Бразилия, и конечно страны Юго-Восточной Азии. Степень
общего коммерческого успеха зависит от фирмы "Darim",
занимающейся продажами на международном рынке.
-- Что же представляет собой комплекс "Форвард"?
-- Четыре года назад, начиная эту разработку, мы пытались создать
максимально универсальный инструмент, исходя из комплектации того
времени и невозможности делать заказные чипы (интегральные
схемы), как и предсказывать, куда уйдут потребности рынка за
время разработки. Тем более, что конкуренция в этой области на
мировом рынке очень высока. Выручает только новизна технологий и
применений, придающая особое значение вложенным идеям. В итоге
получился "Форвард" -- универсальная система, функциональность
которого позволяет применять его в очень разных приложениях --
нелинейном монтаже, автоматизации эфирного вещания или студийных
съемок и т.п. При этом сочетание невысокой цены и
профессиональных технических характеристик открывает широкий
спектр возможных применений -- как в малых и индивидуальных
студиях, так и в рамках крупных телевизионных организаций.
"Форвард" хорошо подходит, например, для организации небольшой
вещательной (или производственной) студии. Типичная конфигурация
подобных студий обычно состоит из следующих функциональных
рабочих мест: эфирное рабочее место, основная задача которого --
своевременная выдача в эфир (или на запись) подготовленных
материалов (рекламные блоки, заставки, перебивки, клипы...),
титрование (бегущая строка, логотип, подписи и прочие элементы
оформления эфира), синхронно со звуком и т.д; съемочное рабочее
место -- автоматизация интерактивных съемок передач, клипов и
т.п. (кеинг, анимированные компьютерные декорации, виртуальные
персонажи и т.п.); монтажное рабочее место -- подготовка всего
вышеперечисленного (нелинейный монтаж)
В подобной конфигурации наиболее ярко проявляются преимущества
"Форварда", в силу полной совместимости по данным всех рабочих
мест, легкой интеграции в компьютерные сети с помощью штатных
решений, полной взаимозаменяемости и т.п. Так, одна из крупнейших
телекомпаний Азербайджана в Баку поставила восемь комплексов
"Форвард" для обеспечения всей технологической цепочки
телевизионного производства.
"Форвард" позволяет решать подобные задачи, начиная с очень
недорогих конфигураций. Например, если у маленькой эфирной студии
только три часа реального вещания в день -- все можно делать
вообще на одном компьютере. Работа в реальном времени позволяет
применять итеративные технологии, например, для производства
видеоклипов, так как можно делать несколько дублей с актерами,
немедленно видя конечный результат.
"Форвард" не гонится за лидерством в Нелинейном Монтаже -- у него
нет двух JPEG-потоков и соответствующих аппаратных эффектов
реального времени. Двухпоточные НЛЕ-системы с фиксированным
набором эффектов в реальном времени хорошо оправдывают себя при
достаточно массовом и типовом производстве. Эта система прекрасно
подходит для клип-мэйкеров и конечной сборки материалов, например
новостей или рекламных блоков. Это обусловлено отличным качеством
ввода/вывода, в том числе не компрессированного, работой
программного обеспечения в реальном времени с просчетом мягких
склеек в фоновом режиме, неограниченным размером используемых
материалов, стопроцентной утилизацией производительности любых
дисковых подсистем и т.п. Возможен монтаж и воспроизведение
фильмов с динамическим альфа-каналом. Осуществлена полная
поддержка Video for Windows и стандартного программного
обеспечения для нелинейного монтажа (Adobe Premiere и другие),
возможна отдельная установка набора кодеков на компьютерах без
платы "Форвард".
В задачах Автоматизации Эфирного Вещания и Студийных Съемок --
"Форвард" выступает в качестве вещательного сервера для выдачи в
эфир (на запись) ранее подготовленных материалов, рекламных
блоков, заставок, перебивок, компьютерных декораций для
виртуальной студии, а также титровальной машины для наложения на
проходящий сигнал всевозможных титров, логотипов, бегущей строки,
анимации и прочих элементов оформления эфира. В режиме
виртуальной студии "Форвард" осуществляет высококачественную
рир-проекцию (кеинг) и микширование. Поддерживается интерактивное
управление и рендеринг 3-D виртуальных персонажей в реальном
времени. Управление системой осуществляется с помощью встроенного
процессора сценариев, либо через высокоуровневый API (Visual
Basic и т.п.). Программное обеспечение поддерживает управление и
эмуляцию VTR, по GPI, RS422, RS232 (протоколы Sony и Panasonic) и
т.п. Обеспечивается полная синхронизация видео и звука.
Поставляется набор SDK для интеграции или создания различных
пользовательских приложений.
Титровальное программное обеспечение использует стандартные True
Type шрифты, позволяя комбинировать символы любого размера, типа
и начертания с использованием набора эффектов в реальном времени,
шаблонов и Ваших коллекций стилей. Кроме того, в качестве титров
может выступать любое полноцветное двумерное изображение или
небольшая последовательность (фильм). Например, в правом верхнем
углу вращается логотип студии (фирмы), а снизу прокручивается
"бегущая строка".
Хотелось бы отметить, что в столь сложном комплексе, содержащем
достаточно много компонент, предназначенных для различных
приложений, практически в каждом направлении у "Форварда" есть
свои уникальные особенности и научно-технические "изюминки".
Именно это позволяет продукту сохранять актуальность столь долгое
время в условиях жесткой конкуренции. Как обычно, не хватает
людей -- подобные проекты за рубежом, как правило, исполняются
коллективами из сотен сотрудников, а не десятком с небольшим, как
у нас. Что, конечно, порождает проблемы с доводкой продукта после
доказательства "теоремы существования". Это обусловлено не только
малым финансированием проекта, но и фактором "утечки мозгов",
только в "Майкрософте" сейчас работают трое наших бывших
сотрудников, не говоря о всяких разных других фирмах. Эта
проблема касается всей России. Сейчас стало очень трудно найти
по-настоящему квалифицированного программиста, например. Мы очень
активно занимаемся поддержкой научной школы, более половины
сотрудников отдела преподают в Университете. Но и здесь
складывается обидная ситуация -- тратятся время и силы за
зарплату, которую трудно таковой назвать, а лучшие студенты, как
только набирают достаточную квалификацию, уезжают в Штаты...
Разрыв в оплате труда и уровне жизни таков, что противопоставить
этому нечего. Тем не менее, в академгородке есть несколько вполне
успешных коллективов -- разработчиков компьютерных технологий,
чей позитивный опыт, я думаю, был бы очень интересен большинству
читателей.
стр.
|