ЭКОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
Н.Чубыкина, координатор проекта "Интерактивные методы в
экологическом образовании".
В феврале на базе санатория "Лазурный" в Новосибирске проведено 2
семинара для преподавателей "Использование интерактивных методов
в экологическом образовании". Семинар проводился Межрегиональным
общественным экологическим фондом ИСАР-Сибирь при поддержке
Института Устойчивых Сообществ и Агентства США по международному
развитию (USA ID).
Были приглашены педагоги школ и учреждений дополнительного
образования, представители общественных организаций из 12
регионов Сибири, от Тюмени до Читинской области. Семинары с
подобной программой уже проводились в Новосибирске и Барнауле,
получили высокую оценку участников, многие из которых
распространили новый опыт в своих регионах и рассказали о своих
успехах.
В настоящее время, вследствие удаленности регионов Сибири и
ослабления информационных связей, у педагогов ограничена
возможность знакомиться и осваивать современные технологии в
экологическом образовании.
Другой проблемой является разобщенность педагогов и организаций,
работающих в области экологического образования. Проведенный
семинар предлагал программу, способствующую активному обмену
опытом, налаживанию контактов между учителями, представителями
государственных и общественных организаций, вовлечению педагогов
в общественное экологическое движение, был направлен на
укрепление региональных связей.
В перерыве между работой в группах был организован Круглый стол
для обсуждения проблем экологического образования и организации
эколого-воспитательной работы cреди детей, юношества и взрослых.
Для пробуждения заинтересованности у детей и подростков (а в
идеале -- и их родителей), требуются разнообразные и
нестандартные способы обучения, чтобы экологические представления
сформировались и превратились в элемент культуры. Интерактивные
методы, апеллирующие к чувствам учащихся, помогут расширить
возможности педагогов.
В рамках семинара проведен тренинг: "Как организовать
общественную деятельность, спланировать программу и получить
деньги на ее реализацию". Этот опыт очень ценен для начинающих
общественных организаций и инициативных групп. Здесь им поможет
контакт с более опытными экологами.
В помощь педагогам к семинарам выпущены и распространяются 4
двухсотстраничных сборника материалов по экологическому
просвещению. В первых двух сборниках, под названием "Играя,
обучаемся", представлены работы Джозефа Корнелла, американского
эколога и педагога, на разработках которого во многом и основано
применение интерактивных методов в экологическом образовании.
Дополнены сборники программами и оригинальными учебными пособиями
педагогов Сибири.
Третий и четвертый сборники, объединенные общим названием "Земля
-- наш дом", посвящены экологическим инициативам и акциям, а
также включают материалы по организации и развитию общественной
деятельности; экологическим чертам традиционных культур различных
народов.
По отзывам участников, интерактивные методы обучения, построенные
на взаимодействии в группах, на развитии чувственного восприятия
мира и использовании игр были открытием для многих и показали
новые возможности в деле экологического просвещения.
стр.
|