ДОКЛАД НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН
Задача моего доклада -- после краткого введения проанализировать
современное состояние производственной и жилищно-коммунальной
сферы ННЦ, сформулировать основные задачи и пути их решения: 1) в
области капитального строительства" 2) производственной и
коммунальной деятельности; 3) эксплуатации жилья и социальных
учреждений. Состояние, цели и задачи в этих трех направлениях
будут дополнены и конкретизированы в трех содокладах, а также в
выступлениях руководителей области, мэрии, района и других
выступлениях участников Общего собрания.
Буду касаться в основном правобережной части Академгородка и лишь
в небольшой степени -- левобережной части и городского куста
институтов.
История вопроса и постановка задач
Общие собрания ННЦ до сих пор не проводились. Проблемы ННЦ
рассматривались попутно в ходе общих собраний Отделения. Но
проблем накопилось очень много. Потребовалось организовать
специальное собрание сотрудников ННЦ и, по-видимому, их надо и в
дальнейшем проводить регулярно в промежутках между общими
собраниями СО РАН. Об этом говорилось на последнем Общем собрании
в мае 2000 г. (в частности, в выступлении академика С.Багаева).
Но непосредственной причиной принятия Президиумом СО РАН решения
провести Общее собрание ННЦ в октябре 2000 г. послужило
обостренное обсуждение проблем жилищного строительства, а также
накопившихся проблем по эксплуатации и ремонту жилого фонда в
ННЦ. Многие проблемы являются общими для всех центров, имеющих
Академгородки (т.е. и для Томского, Красноярского, Иркутского).
Генеральный план Академгородка был утвержден Постановлением
Правительства в 1963 году, а затем, еще при М.А.Лаврентьеве, в
1974 году Президиумом СО АН утверждены "Основные направления
развития Академгородка", после того, как был выполнен первый этап
строительства Академгородка. В соответствии с этим генпланом и
"Основными направлениями..." строительство успешно велось до
конца 80-х годов. Кстати, и современное небольшое строительство,
в отличие от досужих домыслов, ведется в точном соответствии с
Лаврентьевским генпланом, что подтверждено специальной комиссией
(работавшей по жалобе, переданной председателю Госдумы РФ
Г.Селезневу).
В 1991--1993 гг., еще при В.А.Коптюге, ГИПРОНИИ был разработан
проект новой Генеральной схемы развития Академгородка. Он касался
перспектив освоения вокруг существующей жилой зоны, но не был
утвержден. Такая же ситуация и с генпланом всего Новосибирска,
что хотя бы частично объясняется незавершенностью, неясностью
законодательных основ строительства в мегаполисе. Историю с
генпланом исчерпывающе объяснял в ряде выступлений главный
архитектор Академгородка А.Кондратьев. Но надо сказать, что
Генплан нужен только как перспективный, рамочный документ,
поскольку по каждому конкретному объекту принимается специальное
решение, согласованное с горсоветом и с мэрией города.
В своих последних выступлениях на общих собраниях СО РАН В.Коптюг
сформулировал среди важнейших задач -- укрепление материальной
базы науки и строительство жилья для молодежи. В постановлении
Общего собрания СО РАН от 22 марта 1996 года поддерживаются
усилия научных центров, совместные с местными администрациями по
сохранению инфраструктуры научных центров; по завершению
недостроенных объектов на долевых началах; возможность
объединения вспомогательных подразделений в структуры внутренней
службы центров, необходимость всемерной поддержки и закрепления
молодых специалистов, в том числе путем формирования фондов
арендного жилья.
В "Концепции адаптации и реформирования СО РАН", разработанной
под руководством В.Коптюга и принятой постановлениями Президиума
СО РАН в начале 1998 г. в качестве важнейших задач названы:
сохранение и развитие материально-технической базы институтов, а
также эффективное использование всего имущества и земель СО РАН
для поддержки фундаментальных и прикладных исследований;
поддержка молодежи через увеличение числа аспирантов и
аспирантских стипендий и строительство жилья для молодежи.
Основные направления капстроительства в СО РАН неоднократно
обсуждались на Общих собраниях СО РАН и заседаниях Президиума СО
РАН и закреплены в специальном постановлении Президиума от 28 мая
1998 г. в виде следующих 5 пунктов:
-- поочередное завершение объектов с большой степенью готовности
с концентрацией на них финансовых и материальных ресурсов;
-- строительство кооперативного жилья на средства сотрудников
Отделения на инженерно освоенных площадках с максимальным
удешевлением стоимости строительства;
-- строительство жилья для молодых ученых и специалистов с
совместным долевым участием Президиума СО РАН, институтов и
будущих владельцев жилья;
-- строительство общежитий совместно с университетами для
студентов, аспирантов и докторантов;
-- строительство без финансового участия Отделения, когда
привлечение сторонних инвестиций осуществляется за счет
использования закрепленных за СО РАН земель, имеющихся
коммуникаций, развитой инфраструктуры, с передачей в пользу
Отделения части постороннего жилья бесплатно.
Современное состояние Академгородка и его инфраструктуры
1. Население Советского района составляет 131 тыс. чел. В том
числе в правобережной части 93,5 тыс. чел. В учреждениях СО РАН и
университете работает около 35 тыс. чел., 27,5 тыс. сотрудников
Сибирского отделения, включая 5200 научных сотрудников, 4,5 тыс.
студентов, 1,5 тыс. штатных сотрудников НГУ, около 7,5 тыс. во
вспомогательных учреждениях. Вместе с членами семей сотрудники СО
РАН и НГУ составляют около 50 процентов жителей Академгородка
(правобережной части). Численность научных сотрудников, как и
большинства других сотрудников СО РАН, сократилась за 9 лет на 20
процентов, численность кандидатов наук после некоторого
сокращения с 1994 года стабилизировалась -- около 2800--2900
чел., а докторов наук даже возросла -- с 700 до 900 чел. Но
средний возраст и докторов, и кандидатов наук неуклонно рос: с 54
до 58 лет -- для докторов и с 44 до 48 -- для кандидатов наук.
Научные сотрудники без степени в Новосибирске были всегда чуть
моложе, чем в других центрах, но с 1997 года стали старше. Это
связано с тем, что в научные учреждения ННЦ с 1995--96 гг.
принимается молодых специалистов меньше, чем в других центрах.
Число сотрудников в учреждениях здравоохранения, народного
образования, АТО уменьшилось по абсолютной численности
значительно, за исключением служб ЖКХ, тепло- и электросетей.
2. Земля, имущество, жилье
Площадь правобережной части Советского района 5.564 га, из них
площадь земель СО РАН 1910 га (34%). На сельских территориях
земель СО РАН значительно больше, в основном это земли
Экспериментального сельского хозяйства и Ботсада (ЦСБС). Земли,
возможные для строительства, расположены около Ельцовки и
относятся к муниципальным землям.
На балансе СО РАН содержатся научные здания, сооружения,
передаточные устройства общей стоимостью около 2 млрд руб. и
жилые здания стоимостью около 2,7 млрд руб. В жилом фонде СО РАН
проживает 63 тыс. семей, т.е. 67% населения Академгородка. 57
объектов социальной сферы содержатся на балансе и поддерживаются
СО РАН. Среди них база отдыха, спортивные сооружения, ДК, ДУ,
школы, 26 ДОУ, 16 зданий ЦКБ и поликлиник.
3. Производственные и вспомогательные службы
С делами строительства связаны только УКС СО РАН и ГИПРОНИИ
(примерно по 25 чел. в каждом). Строительство ведут СМУ
"Сибакадемстроя" и другие строительные организации. Для
проведения технической политики и методического руководства в
обеспечении должного уровня содержания инженерных систем и
жилищно-коммунального хозяйства в 1997 году создана Служба
главного инженера СО РАН, основной задачей которой является
обеспечение потребителей тепловой и электрической энергией, водой
(и отведением стоков), сжатым воздухом и оборотной водой на
технические нужды, а также рациональное использование
производственных мощностей, инженерных сооружений и передаточных
устройств, и включает опытный завод, УВКХ, УЭТС, ПЖРЭУ (6 ЖЭУ),
АТО ННЦ и аналогичные организации других научных центров.
Инженерные системы пронизывают жилую и производственную зоны
(пример -- тепловые сети) и не могут быть разделены.
Один из главных выводов обзора современного состояния в
Академгородке и его инфраструктуры -- СО РАН не является сегодня
преобладающим владельцем земли и имущества, сотрудники СО РАН и
НГУ и члены их семей составляют около 50% жителей. Поэтому
поддержание инфраструктуры, жилищного фонда, решение всех
жилищно-коммунальных и социальных вопросов возможно только
совместными усилиями мэрии (включая администрацию района) и СО
РАН при участии других хозяйствующих организаций.
Вопросы жилищного строительства
1. Последние годы капитальное строительство осуществлялось на
фоне резкого сокращения бюджетного финансирования строительства в
целом и полного прекращения бюджетного финансирования
строительства жилья.
Решение о строительстве современных домов в Верхней зоне
Академгородка для сотрудников Отделения принимались на заседаниях
Президиума СО РАН под активным давлением со стороны администраций
институтов, сотрудники которых хотят получить достаточно
комфортное жилье по себестоимости строительства. В настоящее
время жилищное строительство в Верхней зоне ведется на четырех
площадках, из них на трех (ул. Золотодолинская, ул. Терешковой,
ул. Коптюга) на окраине жилой зоны и не мешает другим жильцам, и
только один дом (ул. Ильича) сооружается внутри жилого квартала.
2. 90 процентов жилья во всех домах (кроме дома по ул. Ильича), а
это 285 квартир, распределено между сотрудниками институтов СО
РАН, а 5 процентов жилья передано администрации города и
подрядным строительным организациям с оплатой по себестоимости
строительства. В доме по ул. Ильича сотрудники СО РАН получат 40
процентов жилья (25 процентов -- в счет оплаты долевого участия
инвестора -- фирмы "Струг" в строительстве инженерных сетей и 15
процентов -- с оплатой по себестоимости). Финансирование
строительства указанных домов полностью осуществляется за счет
средств будущих жильцов.
Из числа сотрудников ННЦ СО РАН, подавших заявления на
приобретение квартир, только каждый третий-четвертый включен в
список инвесторов. В тех организациях СО РАН, где образованы
"жилищные цепочки" (ИЯФ, ИТПМ, ОИГГМ), улучшат жилищные условия
значительно большее количество семей, чем выделено квартир. Важно
принять решение, обязывающее дирекции и профкомы организаций
создавать такие "жилищные цепочки".
3. Продолжается строительство жилья в других микрорайонах
Академгородка и на городской площадке, прежде всего для молодежи,
что очень важно для закрепления научной молодежи:
а) на ул. Пирогова строится 160-квартирное общежитие для
аспирантов совместно с НГУ и инвестором -- СЭО СО РАН;
б) завершено строительство 160-квартирного дома для молодых
специалистов по ул. Вахтангова в Правых Чемах, финансирование
которого осуществлялось Президиумом Отделения, институтами и
жильцами в пропорции соответственно 40%, 40%, 20%.
4. В других районах:
а) готовится разрешительная документация для строительства
80-квартирного дома по ул. Сакко и Ванцетти в Октябрьском районе
города для сотрудников городского куста институтов;
б) на условиях передачи 25% жилья Отделением выделены площадки
инвесторам в микрорайоне "Щ" по ул. Иванова (инвестор -- ЗАО
"МАиС-компания") и по ул. Арбузова (инвестор -- СМУ-2
"Сибакадемстроя");
в) обсуждены вопросы с Институтом математики и фирмой "СибСофт" о
строительстве рядом со строящимся общежитием дома для сотрудников
ИМ и фирмы, а также достройка производственных корпусов КТИ
микроэлектроники, в том числе для "СибСофта".
5. При выборе площадок под новое строительство учитывались
следующие факторы:
-- минимальная, по возможности, вырубка леса при обязательном
выполнении компенсационных восстановительных посадок;
-- расположение новых домов не внутри жилых дворов, а на
площадках, примыкающих к жилым кварталам;
-- близость расположения магистральных инженерных сетей от
объектов строительства, что значительно (до 22--25%) сокращает
стоимость строительства.
6. Названные стройки в правобережной части Академгородка на
ближайшие годы -- последние, т.к. практически полностью
задействованы мощности канализационной системы
Бердск--Академгородок--КНС-17 (р. Иня) Новосибирска, в связи с
чем Центром государственного санэпидемнадзора Новосибирска
наложено ограничение на новое строительство, начиная с 01.10.2000
г. Эта проблемам общая для руководства области, города и
Отделения еще и потому, что этот единственный коллектор стоков г.
Бердска, Советского и Первомайского районов Новосибирска
находится в аварийном состоянии.
7. Возможные варианты жилищного строительства после решения
проблемы водоснабжения и канализирования:
-- ограниченное, выборочное строительство жилых домов в Верхней
зоне Академгородка;
-- строительство на периферийных площадках в Н.Ельцовке,
микрорайоне "Е" (восточнее Академгородка), микрорайоне
"Камышевка";
-- строительство в микрорайоне "Щ" после сноса аварийных
брусчатых домов.
Далее -- о капремонте объектов НИИ и жилого сектора ННЦ СО РАН
У научно-исследовательских институтов имеется 453 здания общей
площадью почти 700 тыс. кв. метров. В соответствии с едиными
нормами расчетный объем ремонта должен составлять около 28 млн
рублей (или 1279 тыс. в ценах 1984 года). Фактически средств
выделялось значительно меньше, все последние годы -- менее
половины, а иногда и полный ноль. И лишь в этом году объем
выделенных средств можно счесть удовлетворительным.
Специальная комиссия проверила в ННЦ 13 институтов по проблемам
капремонта. Проверкой выяснено, что все средства на капремонт
используются по назначению. Финансовых нарушений не обнаружено,
но практически во всех институтах допущены нарушения при
оформлении проектно-сметной документации и при приемке
выполненных работ. В основном эти нарушения допущены в тех
институтах, где вопросам капремонта занимаются неспециалисты, а
также из-за отсутствия во всех учреждениях нормативной
литературы. Комиссия проверила также техническое состояние
зданий, сооружений и передаточных устройств, находящихся на
балансе институтов. Установлено, что многим зданиям требуется
реконструкция и ремонт кровель, особенно выполненных из рубероида
(мягких) с внутренним водостоком. Из-за постоянного
недофинансирования в институтах не проводится
планово-предупредительный ремонт, что приводит к аварийным
ситуациям.
Наиболее острыми вопросами остаются также следующие:
а) в плохом состоянии остаются системы водо- и теплоснабжения,
требующие во многих институтах полной замены;
б) в химических институтах не в полном объеме или на грани
отключения, иногда вообще не работают вентиляционные системы;
в) не проводился ремонт твердых покрытий дорог, что приводит
зачастую к затоплению подвальных помещений. Это происходит также
из-за плохой гидроизоляции фундаментов;
г) во многих институтах нет совсем или разрушены ограждения, что
приводит к многочисленным хищениям материальных средств;
д) требуют ремонта полы в коридорах институтов, особенно
выполненные из плиточных материалов;
е) из-за длительного пользования требуют ремонта или замены
силовые кабельные и проводные сети, сети освещения,
электротехнические коммутационные и распределительные системы.
У нас составлен план капитального ремонта на три года. Сегодня он
выполнен лишь частично, из-за недофинансирования. Необходимо
составить новый трехлетний план, с учетом уже сделанного и
наметить реальное решение этих острых проблем. Я надеюсь, что то
увеличенное финансирование на ремонт, что было в этом году, на
следующий год сохранится, или даже увеличится.
Теперь об инженерных сетях, тепло- и водоснабжении. Они имеют
огромную протяженность. Подземные тепловые сети -- 102 километра,
кабельная линия -- 350 км, водопроводные сети -- 236 км,
канализационные сети 211 км и так далее.
Система водоснабжения -- это также проникающая система, т.е. она
обеспечивает и жилую зону, и институты. Кроме того, в нее
включены три подсистемы: скважинная система, где производится
водозабор, затем подача воды из городской сети, и, наконец,
система водоснабжения за счет воды из пос. Кольцово. В настоящее
время за счет того, что пробурены новые скважины, проблем с
водоснабжением в Верхней зоне в целом решена, хотя до этого
холодная скважинная вода была в дефиците. Здесь еще предстоит
большая работа, в основном -- по очистке воды (повышенное
содержание карбоната железа и марганца. Сейчас эта работа
ведется. Будут задействованы две установки. Одна -- разработка
Института горного дела, другая -- КТИ лучевых технологий
(Иркутск).
Далее -- это тарифы. Вода из скважин обходится нам дороже, и это
тоже одна из проблем.
Следующий вопрос -- реконструкция водовода под Морским
проспектом, находящегося в аварийном состоянии. Не вдаваясь в
технические детали, отмечу, что длина его -- 2 километра, и на
эту работу необходимо как можно быстрее найти 7,5 млн рублей.
Теперь о поквартальной пропорции финансирования коммунальных
услуг. Минфин выделяет средства не в тех пропорциях, что нам
необходимы. В частности, 60 процентов годовых средств будут
выделены нам лишь в этом, четвертом, квартале. Это обстоятельство
долго держало нас в напряжении. Ситуация в других научных центрах
примерно та же, что у нас. Наши тарифы на теплоэнергию пока ниже
городских, но должны быть повышены, чтобы не работать себе в
убыток (УЭТС).
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Оно является взаимосвязанной
системой и требует единой вертикали руководства. Централизация
такой работы улучшит координацию и даст возможность, не распыляя
силы, достичь общей цели. Подробнее об этом расскажет В.Урушкин,
я коснусь лишь некоторых проблем.
Первая проблема -- накопленного долга жилищных организаций.
Субсидии здесь покрывали лишь от 50 до 30 процентов необходимых
расходов. А сборы от населения покрывали 25--27 процентов
расходов. Вот эта разница, которая составляла от 30 до 40
процентов, и накопилась.
По постановлению Правительства в этом году население должно было
оплачивать 70 процентов стоимости коммунальных услуг. Но только с
1 июля тарифы были повышены до 50%. Но это общая проблема не
только для ННЦ, но и для Новосибирска, и других городов страны.
Теперь о необходимости зарабатывания средств жилищно-коммунальным
хозяйством. Принят ряд мер, в том числе, им передана часть
объектов (магазины и прочее), которые позволят получать
жилищно-коммунальным службам дополнительные доходы. Но надо
искать и другие способы зарабатывания средств. Не секрет, что
многие квартиросъемщики хотят улучшить комфортабельность своего
проживания. Но все средства по этим работам (ремонт квартир,
кровель, балконов и т.д.) пока попадают в карманы сторонних фирм
и частников, наши службы (РСУ и другие) упускают из рук весьма
серьезные финансовые потоки.
Далее -- у нас около 69 процентов домов находятся в эксплуатации
30--40 лет, они подошли к своему критическому уровню и им
требуется реконструкция. Это очень сложная задача, во-первых, по
той же причине -- отсутствие необходимого финансирования. О
возможных подходах к решению этой задачи расскажет В.Набивич.
Следующая проблема -- снос брусчатых домов в Нижней зоне
Академгородка -- 39 домов общей площадью 21 тыс. кв. м, где
проживает 629 семей. Эти дома не подлежат капремонту и их
необходимо сносить. Проблема пока не имеет очевидного решения.
Среди накопившихся проблем -- ремонт внутриквартальных дороги
тротуаров, фасадов зданий, балконов, кровель, утепление чердачных
перекрытий; сильное изношено лифтовое оборудование, требующее
замены или реконструкции.
Эти вопросы необходимо решать совместно с мэрией и администрацией
Советского района -- одними силами Сибирского отделения их не
решить. Это с учетом того, что значительная часть, а в ряде
микрорайонов -- большая часть жилья -- уже приватизирована. Одним
из возможных решений является создание кондоминимумов,
товариществ по эксплуатации жилья. По моему мнению, Новосибирск
здесь запаздывает. Так, в Красноярске уже до 30 процентов жилья
находится в кондоминимумах.
Следующая информация -- об освобождении квартир, используемых не
по назначению. В 1993 году таких насчитывалось 121 квартира и
один коттедж. Сегодня осталось 29 квартир (библиотека, аптека,
несколько общежитий, служебные помещения РОНО, магазины и т.п.) и
1 коттедж (станция юных натуралистов) -- совсем небольшой резерв.
Занятые квартиры следует освобождать для жилья.
Теперь о социальных проблемах. У нас в целом в правобережной
части Советского района пенсионеров около 20 тысяч, что
составляет 21 процент населения. Трудоспособного населения --
около 33 процентов, это сравнительно благополучная
характеристика.
О социальных проблемах ННЦ, надеюсь, подробно расскажет глава
районной администрации.
Я же дам информацию по одному из важных показателей -- средней
зарплате в науке. В 1999 году по ННЦ она составляла 1700 руб. в
месяц, что сопоставимо со средней зарплатой в строительстве,
ниже, чем в торговле и общепите, но выше, чем в других отраслях.
В текущем году зарплата во многих институтах выросла.
Говоря о детских дошкольных учреждениях, сообщу, что наши детские
сады недозагружены по сравнению с муниципальными.
Одна из наиболее острых у нас проблем -- медицина. Это связано, в
основном, с проблемами Центральной клинической больницы. ЦКБ в
сущности является муниципальной больницей и фактически
обслуживает большинство населения Советского района, а
федеральное финансирование получает, исходя лишь из числа
сотрудников ННЦ. Это 27,5 тыс., таким образом, ЦКБ получает
финансирования в три раза меньше, чем надо. При этом, остро
необходим капремонт большинства помещений ЦКБ. Долги по
подоходному налогу в федеральный и региональный бюджеты в сумме
1547 тыс. руб. сегодня реструктуризированы с рассрочкой платежа
на 6 лет. Вопрос о реструктуризации долга в городской бюджет в
сумме 1677 тыс. руб. не решен по настоящее время. Переговоры по
взаимозачету долгов мэрии и ЦКБ в размере 733 тыс. руб. -- в
стадии решения.
Подробнее о ситуации в ЦКБ, надеюсь, расскажет ее главврач.
Требуется кардинальное, совместное с муниципальными властями,
решение по ЦКБ.
В заключение отмечу, что все предыдущие годы наша главная задача
была -- спасти науку, т.е. решить проблемы обновления
оборудования и сохранения научных кадров. Сегодня накопившиеся
проблемы в социальной и жилищно-коммунальной сфере настолько
остры, что откладывать далее их решение невозможно. Определенные
позитивные сдвиги уже произошли: увеличено финансирование на
капитальный ремонт, проведен ряд решений по совершенствованию
жилищно-коммунальной сферы, надеемся на решение проблемы стоков
(совместно с городскими властями).
Но главное -- развитие производственной структуры Академгородка.
За счет собственных средств Сибирскому отделению этого не решить.
В каком направлении нам развиваться? Это требует специального
обсуждения. Возможно несколько направлений развития.
1. Придание Советскому району статуса технопарковой зоны с
возможным включением п. Кольцово и г. Бердска (в Бердске большое
количество предприятий, имеющих свободные мощности для
производства наукоемкой продукции).
2. Укрепление и развитие малых предприятий, в том числе и при
институтах Отделения, выпускающих наукоемкую продукцию и могущих
зарабатывать.
3. Максимальное развитие "софтовых" компаний, производящих
программный продукт. Они будут приносить району налоги, создавать
новые рабочие места, создавать средний класс сравнительно хорошо
зарабатывающих людей.
Это все наши перспективы. А я оптимист и уверен, что те проблемы,
которые сегодня могут казаться неразрешимыми, совместными
усилиями будут успешно преодолены.
Спасибо за внимание.
стр.
|