Медакадемия: "ИДЕМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ"
Светлана Пименова.
В начале апреля в Новосибирской государственной медицинской
академии прошла 61-я научная конференция студентов и молодых
ученых. Она показала -- академия (бывший медицинский институт)
обладает одним из наиболее мощных научных потенциалов медицинских
вузов России. В стенах академии разрабатывается много научных
направлений, таких, как социально-гигиенические, экологические
аспекты охраны здоровья населения Сибири, современные проблемы
изучения патогенеза и коррекции ишемии и гипоксии, разработка и
использование немедикаментозных методов и способов лечения и т.д.
В 1999 году здесь было защищено 13 докторских и 35 кандидатских
диссертаций, издано 16 монографий, получено 13 патентов на
научные изобретения. Более подробно о том, как поставлена научная
работа в академии рассказывает ректор Новосибирской медицинской
академии, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Васильевич
ЕФРЕМОВ.
-- В чем вы видите секрет таких успехов?
-- Все эти достижения были бы невозможны без постоянного притока
молодых научных сотрудников, молодых работников. Подавляющее
большинство из них начинает свой путь в кружках научного
студенческого общества. Сегодня активная работа студенческих
научных кружков проводится на 44 кафедрах академии. Несмотря на
экономические сложности работа со студентами, с молодыми учеными
нашей академии проводится достаточно активно. Это перспектива
развития нашей академии. Поэтому мы видим острую необходимость
выделять и силы, и средства, и деньги для того, чтобы работать с
молодыми учеными, готовить в их среде будущих преподавателей.
-- Насколько мне известно, уровень преподавателей вуза довольно
высок...
-- Да, это действительно так. Сейчас студентов не устраивает
манная каша старых лекций и конспектов. Так что учиться
приходится и тем, кто в аудитории сидит, и тем, кто за кафедрой
стоит. В нашей "альма матер" все преподаватели имеют высокий
уровень профессиональной подготовки. Студентов обучают 149
докторов наук и свыше 320 кандидатов (около ста профессоров и
более 250 доцентов). Они не только учат студентов и повышают
квалификацию врачей, а консультируют, лечат больных, возглавляют
клиники. Если планка преподавания падает, то это моментально
фиксируется. Хотя таких случаев я что-то не припомню.
-- У таких преподавателей должны быть достойные ученики...
-- Новая смена у нас замечательная. Академии за них краснеть не
приходится. Кстати, доказательство тому -- прошедшая конференция,
на которой было представлено более 160 докладов студентов и
молодых ученых. 7 докладов из заслушанных на конференции были
направлены на Всероссийскую научную студенческую конференцию в
Волгоград. Кроме того, студенты нашей академии представили свои
сообщения на научные конференции в двенадцать вузов страны.
Студенты лечебного факультета недавно выезжали в Москву,
принимали участие в Пироговской межвузовской конференции. Там их
доклад получил вторую премию.
-- Имеет ли академия связь с зарубежными университетами и
научными центрами?
-- Что нас особенно радует -- это как раз то, что обмен научным
теоретическим и практическим опытом нами успешно развивается.
Научная деятельность студентов и молодых ученых нашего вуза не
ограничивается пределами России. В минувшем году, в рамках
научного договора с Пенсильванским университетом, студенты
выезжали на полутаромесячную научную стажировку в клиники и
научные лаборатории университета. Наши студенты проходили
трехнедельную стажировку в Кельнском университете. Сейчас
продолжается обучение молодых ученых в Баварии, в Сорбоннском
университете и в Японии. Подготовлен договор со Школой
здравоохранения Йельского университета по программе "Безопасность
крови", согласно которому в течение 2000--2002 годов трое наших
молодых ученых смогут работать в научных лабораториях и клиниках
университета.
-- Что же дает зарубежная стажировка будущим эскулапам?
-- Освоение новых методических приемов, методик, массу новейшей
медицинской информации. И еще, я думаю, возможность понять свое
место в мировом информационном пространстве.
-- В связи с обретением вузом в этом году нового статуса --
Новосибирский мединститут стал академией -- как изменилась
подготовка будущих врачебных кадров?
-- Сегодняшние студенты -- это выпускники XXI века. Темпы
введения чего-то нового просто ошеломляющие. Это не
доисторическая эпоха, когда с создания колеса до следующего
открытия проходило столетие. Новые методы и методики в медицине
разрабатываются, буквально, ежедневно. Поэтому мы стремимся,
чтобы подготовка студентов в академии шла в ногу со временем. И
сегодня она, действительно, высокая. За последние два года в
академии были созданы 6 новых факультетов и 18 кафедр. Сейчас
нужно очень внимательно просматривать перспективу развития
медицинской науки и здравоохранения в целом. Важно знать каким
будет будущий выпускник, с каким багажом он должен выйти из стан
академии через 5--6 лет. Например, выпускники факультета
традиционной медицины должны в скором времени заменить армию
"чудотворцев"-мошенников, а научно обоснованные методы
рефлексотерапии, мануальной терапии, гомеопатии и фитотерапии
вытеснят нелегальный и опасный для здоровья населения рынок
"черной" и "белой" магии. Несмотря на уже действующие новые
факультеты и кафедры, мы в ближайшее время планируем открытие
новых.
-- В связи с появлением новых дисциплин объем знаний значительно
возрос. Успешно ли студенты справляются с новой нагрузкой?
-- Конечно. Возьмем кафедру иммунологии, которая создалась совсем
недавно. Это одна из перспективных и сложных наук. Студенты
приступили к ее изучению увлеченно и серьезно. И уже результаты
-- 2-е место нашего студента по цитокинам на московской
конференции.
В нашем вузе всегда сохранялась преемственность между поколениями
учащихся. И молодежь, равняясь на успехи выпускников, в процессе
обучения достигала новых высот. Скоро во всех вузах пройдет
очередной день открытых дверей. Мы приглашаем абитуриентов,
решивших связать свою жизнь с медициной, к нам. Наша академия
готовит не только высококвалифицированные врачебные кадры, но и
научных работников для академических и отраслевых НИИ. Вся
атмосфера академии, внимание преподавателей, современно
оснащенные клинические базы помогут найти каждому свое место в
жизни и получить знания, соответствующие мировому стандарту.
стр.
|