Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11 (2197) 19 марта 1999 г.

КУЗНЕЦКИЙ УГОЛЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Е.Счастливцев,
ученый секретарь КемНЦ,
кандидат технических наук.

24--25 февраля 1999 года в г. Кемерово прошла международная научно-практическая конференция "Экологические проблемы угледобывающей отрасли в регионе при переходе к устойчивому развитию". Она проведена Кемеровским научным центром СО РАН при поддержке администрации Кемеровской области. Были представлены материалы ученых и практиков из России, Великобритании, США, Китая, Украины, Казахстана. К конференции были опубликованы два тома докладов общим объемом более 50 учетно-издательских листов.

Прошедший форум является логическим продолжением и развитием Всероссийской научно-практической конференции "Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век", которая прошла в г.Кемерово 1--2 июля 1997 года и всесторонне рассмотрела общие методологические подходы к проблемам перехода на устойчивое развитие крупного индустриального региона с преимущественным развитием ресурсодобывающих отраслей.

В работе конференции принял участие широкий круг ученых Сибирского отделения РАН, представивших работы Института угля и углехимии, Института экономики и организации промышленного производства, Института почвоведения и агрохимии, Института водных и экологических проблем, Института горного дела, Центрального Сибирского ботанического сада, Объединенного института истории, филологии и философии, Объединенного института геологии, геофизики и минералогии, Объединенного института гидродинамики, Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Института вычислительной математики и математической геофизики, Института мерзлотоведения, Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов, Байкальского института природопользования, НИЦ "Цеосит".

Открыл конференцию первый заместитель губернатора Кемеровской области С.Березнев, который определил ее основные цели и задачи. С большим программным докладом "Роль угля в ТЭК России и экологические проблемы угледобывающего региона при переходе к устойчивому развитию" выступил председатель Президиума Кемеровского научного центра, директор Института угля и углехимии СО РАН, член-корреспондент РАН Г.Грицко.

В докладе А.Севастьяновой отмечалась необходимость формирования и практического осуществления политики в области использования природно-ресурсного потенциала. При этом в основе построения стратегий развития хозяйства сырьевых территорий лежат темпы истощения минерально-сырьевых ресурсов.

Кемеровская область, на территории которой расположен Кузнецкий угольный бассейн, является наиболее характерной для России сырьевой территорией с высокой концентрацией угледобывающих предприятий. Кузнецкий угольный бассейн это один из крупнейших угольных бассейнов мира. Общие геологические запасы угля бассейна оцениваются в 637 млрд тонн. Балансовые запасы угля Кузбасса оцениваются в 60 млрд тонн. При этом на долю ценных коксующихся углей приходится 42,8 млрд тонн, в том числе на долю дефицитных марок Ж, К, ОС приходится 25,4 млрд тонн. Среднегодовая мощность шахты составляет 1,41 млн тонн, а разреза -- 2,48 млн тонн. Средний коэффициент вскрыши по действующим разрезам Кузбасса 5,8 кубических метров на одну тонну добычи.

Угольная промышленность Кузбасса к началу реструктуризации представляла собой многоотраслевой комплекс, включающий 78 шахт и 24 разреза, 28 углеобогатительных фабрик, 5 заводов угольного машиностроения. Научно-техническая база, работающая на угольную отрасль, была представлена 7 отраслевыми институтами, Институтом угля и углехимии СО РАН, 2 вузами, 3 экспериментальными заводами и 220 вспомогательными предприятиями. Реструктуризация угольной отрасли Кузбасса обернулась по сути ее разрушением и закрытием значительного числа угледобывающих шахт, что привело к обострению социально-экономической и экологической обстановки в регионе. Это характерно и для других угледобывающих регионов России.

На конференции отмечалось, что экологические проблемы являются серьезным фактором, сдерживающим возможности перехода к устойчивому развитию региона, приводящим к увеличению напряженности в социально-экономических отношениях. Докладчиками неоднократно подчеркивалось, что экологическая обстановка в угледобывающих регионах формируется не только угольной промышленностью, она является наиболее мощным фактором антропогенного воздействия, захватывающим все природные среды. Участники конференции обратили особое внимание на то, что объективно необходимые стабилизация и развитие угольной отрасли Кузбасса (и России в целом) сохранят в регионе напряженную экологическую ситуацию.

Угольная промышленность была и остается вторым по значимости загрязнителем водных объектов Кузбасса после энергетики, которая сбрасывает в реки 58,9% (1515,44 млн кубометров в год) неочищенных вод (Ю.Винокуров). На долю угольной промышленности приходится 14,6% (383,92 млн кубометров в год) неочищенных вод. При этом угольные предприятия сбрасывают 34,4% всех взвешенных веществ и 10% нефтепродуктов. В первую очередь, за счет ведения горных работ, разрушается геологическая среда. Вынос на поверхность громадной массы глубинных горных пород (по Кузбассу это свыше 8 млрд куб.м) привел к процессам осадки поверхности, образованию депрессионных воронок, нарушает природное равновесие в миграции химических элементов, разрушает сложившиеся природные биоценозы.

Просадки поверхности, затрагивающие нередко территории городов и поселков, вызывают серьезные осложнения в эксплуатации жилищного фонда, промышленных зданий и сооружений. Они привели к образованию мощных техногенных ландшафтов (гг. Прокопьевск, Киселевск, Белово, Анжеро-Судженск и др.), спровоцировали активизацию опасных экзогенных геологических процессов-оползней (г.Осинники).

Вследствие физического и химического выветривания горных пород в окружающую среду попадает большой спектр загрязняющих веществ. Перенос их на значительные расстояния превращает локальное загрязнение окружающей среды в региональное. Воздействие угледобывающего комплекса на гидросферу проявляется в изменении водного режима территории (иссушение или подтопление), загрязнении грунтовых и сточных вод продуктами физического и химического выветривания глубинных горных пород. Как при подземных, так и при открытых работах (В.Кусковский) образуется депрессионная воронка понижения уровня грунтовых вод, размеры которой зависят от геологических и гидрогеологических условий района местонахождения и продолжительности его разработки. Общая площадь депрессионных воронок в Кузбассе превышает 2 тыс.кв.км.

На нарушенных горнодобывающими работами землях изменяются микроклиматические условия -- зачерненная углистыми частицами поверхность сильнее нагревается, увеличивается испарение, снижается относительная влажность воздуха. Уменьшение естественного питания рек из водоносных горизонтов, вплоть до перехода их из контуров разгрузки питания, а также сброс загрязненных дренажных вод в реки с расходами, превышающими меженные расходы рек от 2,5 до 5,8 раз, приводит к загрязнению водотоков.

Шахты на единицу получаемой продукции сбрасывают в водные объекты больше взвешенных веществ в 3,6 раза, хлоридов в 5,2 раза, легкоокисляющихся органических веществ в 2,6 раза, нефтепродуктов в 3,72 раза, чем разрезы. Основным загрязняющим компонентом шахтных вод являются взвешенные вещества, их содержание достигает 40 мг/куб.дм, содержание аммиака регистрируется до 2 мг/куб.дм, нитритов до 4 мг/куб.дм, нитратов до 0,6 мг/куб.дм. В сточных водах некоторых шахт содержится фенол, который образуется в результате пирогенного разложения угля. Шахтные воды сильно бактериально загрязнены, коли-индекс достигает 230 000 000.

Малые реки в районах размещения шахт и разрезов значительно загрязнены. Так в реку Абу сбрасывают сточные воды один разрез (1600 тыс. куб.м/год) и 19 шахт (33691 тыс. куб.м/год), при этом в реку поступают 1611,8 тыс тонн взвешенных веществ, 6,38 тонн нефтепродуктов, 59,45 тонн фенолов, 1149 тыс. тонн хлоридов, 4843 тыс. тонн сульфатов и т.д.

Закрытие угольных предприятий в еще большей степени усугубит экологическую обстановку в регионе. Международный опыт показывает (на примерах закрытия шахт Великобритании), что экологические и техногенные последствия проявляются далеко за пределами горных отводов угольных предприятий (Робин Баррел и Майк Пит -- Интернешнл Майнинг Консалтанс, Великобритания) и могут быть отнесены во времени на многие годы с момента ликвидации горного предприятия. В первую очередь это связано с переносом загрязняющих веществ подземными водами в зону действия подземных водозаборов питьевого назначения, выдавливанием и переносом токсичных газов, подтопление значительных территорий и образованием болот в границах городов и поселков. В связи с этим необходимо создать эффективную систему мониторинга, оценки и прогноза экологических и техногенных последствий закрытия шахт.

Ежегодно шахты Кузбасса безвозвратно выбрасывают в атмосферу около 2,5 млрд куб.м метана, внося заметный вклад в глобальное загрязнение атмосферы планеты. В то же время выбрасываемый метан можно рассматривать в качестве дополнительного энергетического сырья. В докладе представителя Агентства охраны окружающей среды США (Карл Шульц -- руководитель программы "Метан угольных пластов") были рассмотрены последствия эмиссии угольных шахт на экологическую ситуацию, а также проанализированы возможности расширения работ по извлечению и утилизации метана угольных пластов в целях стимулирования развития промышленности региона и создания новых рабочих мест. Такие совместные работы в настоящее время разворачиваются при активном участии Института угля и углехимии СО РАН. Кроме того, промвыбросы в атмосферу распространяются на сотни километров и выпадают в виде кислотных дождей в предгорьях Кузнецкого Алатау, что явилось одной из причин массовой гибели пихты (на сотнях тысяч гектарах) в высокогорных районах Кузбасса. Сохранение и приумножение биологического разнообразия региона является обязательным фактором перехода к устойчивому развитию -- эта мысль неоднократно звучала с трибуны.

Кризисная экологическая обстановка в угледобывающих регионах определяется наряду с загрязнением атмосферы и водного бассейна -- разрушением естественных ландшафтов (почвенного и растительного покрова).

При таких масштабах разрушения естественных ландшафтов угледобывающие районы соответствуют критериям отнесения к зонам "экологического бедствия". Степень воздействия на окружающую среду этих техногенных ландшафтов такова, что она уже не может быть оценена только по ущербу, наносимому сельскому или лесному хозяйствам. Кардинальные изменения характера биологических и почвенно-геохимических процессов, вызванные горнодобывающими работами, сопровождаются шлейфом негативных экологических последствий, охватывающих всю Кемеровскую область и прилегающие территории вследствие переноса загрязнителей с нарушенных земель речным стоком и ветрами.

В этих условиях рекультивация нарушенных земель является эффективным методом восстановления техногенных ландшафтов. Учеными Сибирского отделения РАН ведутся исследования по проблемам реабилитации этих ландшафтов. На конференции было высказано мнение, что необходимо производить рекультивацию не отдельных отработанных участков с учетом только хозяйственного эффекта, а в целом техногенного ландшафта с акцентом на восстановление экологических функций нарушенной горными работами территории (В.Курачев).

В докладах отмечалось, что формирование устойчивых (в ценотическом понимании) лесонасаждений при целенаправленной лесной рекультивации происходит на 15--20-й год после посадки (Л.Баранник). Критериями такой оценки являются начало плодоношения и появления самосева (естественное возобновление) лесообразующих древесных пород, а также проявление эдификаторных свойств древесного полога, в частности, развитие травяного покрова из характерных лесных видов (сныть, папоротники и др.), поселение в нижнем ярусе кустарников, типичных для зоны. Стабильность прироста свидетельствует о достаточно высоком плодородии вскрышных горных пород Кузбасса (алевролитов, аргиллитов, песчаников) для лесообразующих видов, используемых при рекультивации.

Большеплощадные плоские (транспортные) и хорошо спланированные бестранспортные отвалы вскрышных горных пород в большинстве случаев пригодны для создания продуктивных кормовых угодий из бобово-злаковых травосмесей без нанесения плодородного слоя почвы. Урожайность зеленой массы на 2--6-й год составляет от 150 до 380 ц/га. В сравнении с посевами на зональных ненарушенных почвах травостои на породных отвалах более долговечны. Так, люцерна не выпадает из состава даже на 5--6-й год ротации. Отсутствие сорняков и специфические почвенно-грунтовые условия породных отвалов создают предпосылки для обильного плодоношения бобовых трав. При широкорядных посевах урожай семян люцерны достигает 3,5 ц/га.

Особое внимание участников конференции привлекло экологическое образование. Было отмечено (Г.Мекуш), что формирование экологического сознания может происходить самыми разными путями и на разных уровнях государственного устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение, образовательную систему. Базисом фундаментальных основ экологического образовательного процесса в динамике его развития является опережающее развитие качества образовательных систем и качества общественного интеллекта (по отношению к росту социальной, технологической и экономической форм жизни) при обеспечении приоритетности благоприятного качества окружающей среды. Проектирование перспективного экологического образования находится на стадии поиска и дискуссий. Медленно, преодолевая многочисленные барьеры, пробивает оно себе дорогу в "жизнь". При этом под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, необходимых для достижения целей экологического образования.

Главная цель экологического образования -- формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое выражается в умении принимать решения в реальных экологических ситуациях.

Конференция показала, что дальнейшее развитие такого крупного угледобывающего региона как Кузбасс возможно только на базе сбалансированного подхода к наращиванию промышленного потенциала и охране окружающей среды. Эта сложная многогранная и многосторонняя проблема может быть решена с привлечением специалистов различных областей знаний, с учетом отечественного и международного опыта.

Большинство задач перехода к устойчивому развитию лежит на региональном уровне, и от того, как они будут решаться, зависит многое. Переход России к устойчивому развитию возможен только тогда, когда основные задачи перехода к устойчивому развитию будут решены регионами, в том числе и в разрезе устойчивого развития отраслей промышленности. А для Кузбасса это в первую очередь угольная отрасль. Только устойчиво развивающимися регионами будет устойчива Россия.

На снимках:

-- группа участников международной конференции;

-- член-корр. РАН Г.Грицко, директор Института угля и углехимии СО РАН, дает интервью корреспонденту NTSC;

-- Кузнецкий Алатау.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+131+1