ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ САХА
И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
В.Филиппов, президент АН РС(Я), член-корр. РАН, академик АН
РС(Я);
Ю.Уржумцев, председатель Президиума ЯНЦ СО РАН, член-корр. РАН,
академик АН РС(Я).
Из доклада на республиканской научно-практической конференции
"Укрепление связи науки с народным хозяйством в условиях рыночных
отношений" (г.Якутск)
|
Научные исследования в Республике Саха (Якутия) на рубеже веков
ведутся в восьми научно-исследовательских институтах Якутского
научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, в
шести институтах Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутском
государственном университете и его филиалах, Якутской
государственной сельскохозяйственной академии, Якутском
научно-исследовательском институте сельского хозяйства СО РАСХН и
примерно в двадцати отраслевых научно-исследовательских
учреждениях.
По состоянию на 1 октября 1999 года в науке Якутии занято около
5000 человек, из них примерно 2500 -- научные работники, в том
числе 246 докторов наук и 1050 кандидатов наук. Примерно пятая
часть научных сотрудников -- молодые исследователи в возрасте до
33 лет. В аспирантуре при научных учреждениях и вузах обучаются
378 человек. В Якутске действуют 17 диссертационных советов, в
том числе 3 докторских: при ИГИ АН РС(Я) по филологическим наукам
(тюркские языки), техническим при ИМЗ СО РАН по инженерной
геологии, мерзлотоведению и грунтоведению, и при ЯГУ по
философским наукам. Диссертационные советы по защите кандидатских
диссертаций работают по 11 научным направлениям, включающим 23
специальности. В диссертационных советах республики по состоянию
на 1 октября текущего года защищено 28 докторских и 203
кандидатских работы.
В последние годы, благодаря реализации в жизнь целенаправленной
региональной государственной политики при непосредственной
поддержке президента и правительства, научные учреждения и вузы
республики плодотворно наращивали в количественном плане
научно-технический потенциал. За последние 6 лет число докторов
наук выросло на 100, кандидатов наук -- на 157.
Значительная часть специалистов с учеными степенями в последние
годы перешла в государственные органы управления, фина
нсово-коммерческие структуры и в производство. Этот переток, как
правило, наиболее энергичной и молодой части
научно-педагогических работников, безусловно отрицательно
сказывается на результатах деятельности научных учреждений.
Структура сложившегося научного потенциала предопределена
преимущественно сырьевым, добывающим характером
народно-хозяйственного комплекса республики и более ранним
становлением гуманитарных исследований.
Значительная доля исследователей работает по геологическим,
горным и физико-техническим направлениям в институтах Якутского
научного центра СО РАН, Якутского госуниверситета, Якутского
научно-исследовательского геолого-разведочного предприятия ЦНИГРИ
и "Якутнипроалмаз" Акционерной компании "АЛРОСА" и
"Якутскгеофизика". Здесь каждый шестой доктор наук занят в
отраслевых институтах и производстве.
Для решения актуальных задач основных направлений развития
экономики республики требуются высококвалифицированные
специалисты по горно-геологическим, техническим и
физико-математическим наукам в области технологии глубокой
переработки минерального и нефтегазоконденсатного сырья;
строительство и эксплуатации нефтепроводов, баз и хранилищ;
обогащения полезных ископаемых; разведки и эксплуатации нефтяных
и газовых месторождений, рудничной и экологической геологии;
информационных систем по отраслям наук, механики жидкости и газа,
математического моделирования отраслей народного хозяйства. Остро
необходимы специалисты-химики по переработке углеводородного
сырья, нефти, угля, газа.
По медико-биологическим и сельскохозяйственным направлениям
требуются специалисты по биотехнологии, микробиологии,
гидробиологии, почвоведению, растениеводству, селекции скота, ,
технологии продовольственных продуктов. С созданием Национального
центра медицины возникла необходимость в специалистах по
внедрению на базе высоких современных технологий таких методов
лечения как коронарное шунтирование, эндопротезирование,
пересадка органов, а также разработке научных основ реализации
здорового образа жизни.
По гуманитарным наукам -- ощущается острый дефицит
социолингвистов, политологов, специалистов в области
государственного строительства, по международным отношениям и
внешней политике.
На сегодняшний день одну из решающих позиций должны занимать
высококвалифицированные специалисты по экономическим наукам.
Остро необходимы специалисты по региональной экономике, финансам,
денежному обращению и кредиту, налоговой и инвестиционной
политике, экономико-математическим методам.
Вывод: научным и образовательным учреждениям республики следует
удесятерить усилия по дальнейшей подготовке научно-педагогических
кадров по актуальным для республики направлениям. При выборе
номенклатуры специальностей при целевом приеме в вузы республики,
центра, Сибири и Дальнего Востока в первую очередь необходимо
учитывать структуру приоритетных направлений развития республики.
Это же касается целевой подготовки аспирантов и докторантов.
В республике начаты работы по огранке алмазного сырья и
производстве ювелирных изделий. К первым практическим шагам по
переходу к глубокой переработке сырья (угля) следует отнести
результаты по получению гуминовых удобрений. В остальном, мы по
прежнему остаемся поставщиками сырья, что противоречит
стратегическому направлению развития экономики республики --
переходу от сырьевого придатка к наукоемким производствам.
Ученые республики имеют достижения мирового уровня. К таким
достижениям относится открытие газоконденсатов, создание
термохимического метода обработки алмазов, запатентованного во
многих западных странах. К сожалению, это одно из значительных
открытий якутских ученых используется не промышленностью
республики, а другими субъектами России и за рубежом. В
частности, в небезызвестном центре микрохирургии глаза Святослава
Федорова оно широко применяется для заточки режущих инструментов.
Прикладные исследования, согласно сложившейся в последние годы
практике, институты и вузы республики ведут через республиканские
целевые научно-технические программы и на основе хозяйственных
договоров с конкретными заказчиками.
В этом году внесены существенные изменения в проект перечня
программ 2000 года. Вместо семнадцати проект включает теперь
девять укрупненных программ: научное обеспечение
минерально-сырьевой базы РС(Я); обеспечение безопасности
населения, народно-хозяйственных объектов в Республике Саха
(Якутия); научное обеспечение горнодобывающего комплекса РС(Я);
научное обеспечение агропромышленного комплекса РС(Я); научные
основы социального и экономического развития РС(Я) в условиях
рыночных отношений; научные основы гуманитарного и духовного
развития РС(Я); научные основы здорового образа жизни населения
РС(Я); биотехнологические и химико-технологические основы
рационального использования биологических и органических
ресурсов; мероприятия по поддержке научно-технического прогресса
в РС(Я).
Стало правилом выполнять проекты целевых программ в основном на
интеграционной основе при участии, наряду с академическими
учреждениями, Якутского госуниверситета, ЯГСХА и отраслевых
научных учреждений.
Следует признать, что в настоящее время формирование целевых
программ идет без активного участия предприятий и
научно-технических советов министерств и ведомств. Департамент по
науке и высшей школе при правительстве РС(Я), по существу,
устранился от этой работы. В данной ситуации следует поднять
ответственность всех участников формирования социального заказа
республики на научный уровень.
Необходимо совершенствовать систему формирования государственного
заказа на научно-исследовательские работы и постепенно
увеличивать их долю в общих расходах на науку из республиканского
бюджета по разделу "Фундаментальные исследования и содействие
НТП". Вплоть до 1999 г. расходы на целевые программы определялись
в размере около 10% средств данного раздела бюджета. Проектом
бюджета 2000 г. предусматривается сохранение этой же пропорции.
Представляется, что расходы на целевые республиканские
научно-технические программы должны быть увеличены в 2--3 раза по
сравнению с текущим годом.
Объемы прикладных исследований, выполняемых
научно-исследовательскими институтами и вузами республики по
хоздоговорам, в последние годы последовательно уменьшаются. Если
в 1990 г. они составляли порядка 10--20 % бюджета научных
учреждений, то в 1999 г. -- всего 2 % (диаграмма).
Главная причина такой ситуации очевидна -- тяжелое финансовое
положение самих предприятий-заказчиков. Следует подчеркнуть, что
те конкретные проблемы, которые имеют такие крупные
государственные унитарные предприятия и акционерные общества, как
Сахазолото, Якутуголь, Газпром и Саханефнегаз, Якутэнерго и др.,
не могут быть решены без активного привлечения научного
потенциала республики. Правительству и государственному собранию
республики следовало бы разработать механизмы стимулирования
внедрения достижений научных и опытно-конструкторских разработок
в производство через соответствующие нормативные акты.
Исключение представляет АК "АЛРОСА", которая является одним из
крупнейших в России рентабельным предприятием и формирует большую
часть доходов бюджета республики. Ученые республики, особенно в
последние годы, предпринимают большие усилия по налаживанию
тесных связей с компанией.
В конце прошлого года был подписан договор о сотрудничестве между
Академией наук РС(Я), Якутским научным центром СО РАН, Якутским
госуниверситетом и АК "АЛРОСА" Договор предусматривает проведение
научных исследований в областях, представляющих интерес для
компании и улусов алмазоносной провинции.
В мае текущего года руководители всех научных учреждений Якутска
и ЯГУ посетили главные предприятия компании в г. Мирном, Удачном
и Айхале и на месте ознакомились с научно-техническими проблемами
производства. Проблемы сохранности алмазов на ранних стадиях их
добычи экологическоя безопасность, загазованность и отвод вод
карьеров, коррозионный износ труб для отвода минерализованных
вод, проблемы, связанные с переходом к подземной разработке
месторождений. Был создан постоянно действующий
научно-технический совет из представителей компании и якутских
ученых.
Совет рассмотрел и рекомендовал к реализации ряд новых проектов,
в частности, по исследованию применения природных и технических
алмазов в электрических машинах и аппаратах, работающих в
экстремальных условиях (ИФТПС), по повышению качества
резинотехнических изделий (ИНМ) и др.
Учеными предпринимаются попытки организации промышленного
производства результатов своих разработок. Большинство из них не
получают должного развития в связи с катастрофическим отсутствием
финансов и невозможностью получения необходимых кредитов.
Приведем некоторые примеры таких разработок.
Учеными-биологами изучены свойства биологически активных
соединений, выделенных из органов местных растений и животных,
возможности производства на их основе лекарственных препаратов,
тонизирующих напитков, пищевых и косметических добавок. В
результате этих работ созданы научно-практические основы для
биофармпроизводства в нашей республике.
Технологии производства тонизирующих и профилактических напитков
переданы на комбинат "Якутский", моющих и косметических средств
-- в российко-германскую СП "АСКОМ". Налажено мелкомасштабное
производство жидких адаптогенных и иммуномодулирующих
лекарственных лекарственных препаратов (призводительность 20--35
т/год). Эти препараты экспонировались на выставках в России,
Австрии, Франции, США, Японии, Болгарии и вызвали огромный
интерес у потенциальных покупателей.
В целом республика на сегодняшний день располагает всеми
возможностями (сырьевыми, научно-техническим потенциалом) для
строительства биофармзавода. Промышленное производство
препаратов, ориентированных не только на внутренний рынок, но и
на экспорт, может быть организовано в ближайшее время при
соответствующем финансировании.
К стратегически важным для республики и России в целом следует
отнести открытие учеными-геологами высоких содержаний
редкоземельных элементов в углях Жиганских угольных
месторождений, концентрация которых во много раз превосходит
промышленные концентрации. Промышленное освоение этих
месторождений дало бы шанс республике поставлять на внутренний и
внешний рынок элементы, которые широко применяются в космической
и военной промышленности.
В Институте горного дела Севера разработан новый способ получения
гуминовых веществ из бурых углей, основой которого является
электрохимический процесс. Такая переработка бурых углей не имеет
аналогов в мировой практике и позволяет получать в зависимости от
исходного сырья до 55--65% гуминовых веществ, использующихся в
качестве удобрения в сельском хозяйстве. Затраты на вложенный
рубль дают до 50 рублей дополнительной сельскохозяйственной
продукции. К сожалению, соответствующее Постановление
Правительства республики по использованию гуминовых удобрений, да
и не только это Постановление по наукоемким производствам, не
выполняются.
Институтом неметаллических материалов выполнено
научно-техническое обоснование, разработана и введена в действие
нормативно-техническая документация для проектирования, монтажа и
эксплуатации полиэтиленовых внутри- и межпоселковых газопроводов.
Внедрение полиэтиленовых газопроводов, по предварительной оценке
специалистов, позволит удешевить строительство и эксплуатацию
газопроводов в 1,5--2,5 раза при увеличении долговечности
сооружений до 50 лет. Широкому внедрению уплотнителей в
промышленность республики способствовала организация в институте
собственного опытно-промышленного производства. Ассортимент
продукции составляет более 400 типоразмеров уплотнителей
различного назначения для техники, эксплуатирующейся в северных
условиях. Особую эффективность разработки института показало
использование уплотнителей при строительстве нефтепровода
"Талакан-Витим". Кстати, хотя данная разработка давно внедрена,
имеется существенная задержка оплаты по выполненным работам, что
является характерным и по другим разработкам.
В аграрном секторе республики большой вклад вносят разработки
ЯНИИСХ и Института северного луговодства АН РС(Я) по производству
и поставке оригинальных семян зерновых культур и травосеянию.
Сорта селекции зерновых культур ЯНИИСХ обеспечивают 60--65%
валового сбора зерна в республике.
Следует признать, что несмотря на наличие достаточно большого
комплекта новых наукоемких прикладных разработок, выполненных
учеными республики, сколько-нибудь эффективный инновационный
процесс в республике отсутствует. Могут быть названы две главные
причины: нет отвечающих реалиям сегодняшнего дня взаимодействия
ученых с производством; отсутствует в этом вопросе принципиальная
линия со стороны правительства и законодательных органов
республики.
Со стороны правительства и законодательных органов требуется
разработка и осуществление единой научной политики, охватывающей
весь цикл: наука -производство - потребитель. Ее основные
положения должны предусматривать проведение комплекса
законодательных , научно-организационных и финансовых
мероприятий. Первым шагом в этом направлении могло бы быть
включение в инвестиционный бюджет 2000 года финансирования
инновационной деятельности и научно-технологической экспертизы.
Финансирование инновационной деятельности научных учреждений
должно осуществляться на условиях льготного кредитования. Это
могло бы стимулировать создание на базе существующих институтов и
вузов технопарков, инновационно-производственных комплексов и
малых предприятий, использующих новые технологии и научные
разработки.
Зарубежный опыт показывает, что малые предприятия очень
динамичны, требуют небольших капиталовложений и способны быстро
реагировать на конъюнктуру рынка. Именно малый бизнес, как
правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, имея
кратчайший инновационный цикл.
В настоящее время в республике зарегистрировано около 7000 малых
предприятий при общем количестве занятых в производстве 75 000
чел. Однако удельный вес малых предприятий в общем объеме
производства промышленной продукции составляет всего 1 %. Тогда
как, в экономически развитых странах около 60 % валового
внутреннего продукта производится мелкими и средними
предприятиями. В этих условиях Комитету РС(Я) по делам
предпринимательства следует особое внимание обратить на
взаимодействие малых предприятий с научными учреждениями.
Ученым республики, в свою очередь, необходимо поддерживать более
тесную связь с действующими предприятиями, улусами и главами
местных администраций. Встречи ученых с руководителями
правительства, законодательных органов, министерств, ведомств и
промышленных предприятий должны стать регулярными.
Следует отметить, что из рук вон плохо поставлена реклама научной
продукции. Этому необходимо уделить особое внимание, в том числе
использованию сети Интернет "Наука".
Несмотря на сложное финансовое положение, в республике сохранен
научный потенциал. В этом плане принципиальное значение имеет
скорейшее принятие закона "О науке и государственной
научно-технической политике РС(Я)".
Продолжаются исследования в приоритетных направлениях, по которым
получен ряд важных результатов прикладного характера. Вместе с
тем, в условиях системного кризиса, сопровождающего период
политического, экономического и социального переустройства
страны, продолжают развиваться опасные тенденции разрушения основ
созданного научно-технического потенциала. Нарушается основной
принцип государственной научно-технической политики - признание
науки социально значимой отраслью, определяющей развитие
производительных сил республики. Экономические преобразования
осуществляются без эффективного привлечения ведущих научных
коллективов, без должной научной проработки,
экспертно-аналитической оценки последствий принимаемых решений.
В складывающейся ситуации научная продукция ученых региона не
может быть полностью востребована потребностями региона. Она
является общероссийским достоянием. Умение представить на рынке
за пределами республики наши достижения -- ответственная задача.
В этой связи исключительно важны подготовка и предстоящее
подписание договоров о сотрудничестве между Президиумом
Российской академии наук, Министерством науки и технологий
Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия).
Несмотря на финансовую поддержку республики, фактически общее
финансирование науки в сопоставимых показателях сократилось по
сравнению с 1991 г. в 5--6 раз. Усиливается процесс старения
экспериментальной и приборной базы. Научные учреждения
практически не имеют средств на приобретение оборудования,
хозяйственные нужды, экспедиционные и командировочные расходы. В
этих условиях сохранить и эффективно использовать научный
потенциал республики, накопленный за многие годы, можно лишь в
условиях серьезного государственного протекционизма,
принципиальной поддержки научной сферы Президентом и
Правительством Республики Саха (Якутия).
Мы убеждены в том, что в обсуждаемом проекте государственного
бюджета на 2000 год будут внесены серьезные коррективы в раздел
"Фундаментальные исследования и поддержка НТП".
стр.
|