Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5-6 (2141-2142) 13 февраля 1998 г.

"НЮРКИ-МАРУСЬКИ" В ДОМЕ УЧЕНЫХ ННЦ

Г.Лаевская, зав. выставочным залом ДУ.

27 января в Выставочном зале Дома ученых открылась выставка произведений Александра КОСЕНКОВА. Около 40 работ представлено в экспозиции. Это первая персональная выставка художника, одного из лидеров художественной группы "Март", которая вот уже 15 лет активно существует в Академгородке, собирая вокруг себя все интересное, участвуя во многих выставках, в общем, — всячески заявляющая о себе как значительном художественном явлении в нашей жизни. Так оно и есть. "Мартовцы" успели это доказать. Кстати, первая выставка группы прошла тоже в Доме ученых, собрав прекрасные отзывы и пополнившись новыми членами группы. В последнее время они начали радовать своих поклонников и персональными выставками.

Открытие выставки Александра Косенкова прошло по-домашнему тепло и весело. Расслабившиеся "мартовцы" даже организовали небольшое представление в честь автора. В официальной части профессионалы, друзья и самый строгий судья художник Наталья Чижик — создатель группы и ее постоянный опекун, приветствовали Александра, искренне выражая свои чувства к нему и его творениям. Ведь на их глазах (в буквальном смысле слова) он постепенно превращался из робкого рисовальщика, добросовестно усваивающего уроки любимых кумиров-классиков, в самостоятельного художника-живописца с ярко выраженной индивидуальностью. Посмотрев выставку, можно констатировать, что развитие его было гармоничным: нет резких граней между старым и новым, везде чувствуется один человек, накапливающий мастерство, уверенность, обретающий настоящую свободу как в выборе тем, так и в их образно-стилистическом воплощении.

Если обратиться к основным темам его творчества, то, отметив их разнообразие (от портрета до натюрморта), хочется остановиться на так называемых жанровых картинах. Первый зал экспозиции как раз из них и состоит. В них, как мне кажется, в наибольшей степени и выявляется индивидуальность художника. Речь идет о больших квадратных и прямоугольных композициях, главными героями которых являются деревня и ее жители. В лучших традициях русского искусства, но, конечно, современым языком, Александр рассказывает о своеобразии, неповторимости нашей жизни, быта. В них стирается грань между прошлым и настоящим, потому что практически не меняется сердцевина русского характера, которую составляют оптимизм, доброта и непосредственность... К своим героям, жизнь которых он часто наблюдал ("мартовцы" по-старинке ездят на пленер, как барбизонцы), художник относится с любовью и мягким юмором: "Маруся в огороде", "Невеста" — ярко, по-городскому накрашенная, с поднятым выше колен свадебным платьем, месит родную деревенскую грязь, пробираясь к сельсовету. Часто по холсту идут неприхотливые тексты, помогая неискушенному зрителю разобраться, что же так взволновало художника, например, в дремлющей на кровати женщине? Это и объясняет подпись — "Маруся уморилась" — так задушевно и по-русски.

Выразителен живописный язык серии "Нюрки-Маруськи": письмо размашистое, краски яркие, чистые, густо ложатся на полотно, сочетания красок, прямо скажем, удалые. Картины полны напряжения, внутренней энергии, так что кажется — герои их вот-вот сойдут с полотен и вольются в нашу жизнь живописным хороводом, обогатив ее жизнерадостностью, простотой и душевным здоровьем. И как бы мы были им благодарны за это!

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?32+171+1