Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11-12 (2147-2148) 27 марта 1998 г.

ХРАНИТЕЛИ ТЕЛЕЦКОГО ОЗЕРА

Счастье, когда охраной природы занимаются действительно "зеленые" не по названию, а по сути своей. Так, не дожидаясь взрослых, школьники поселка Яйлю стали "хранителями" Телецкого озера.

В.Макарова.

Маленький поселок Яйлю Алтайского края можно сказать выброшен из цивилизации: электрическо дают на три-четыре часа в сутки. Географию дальних стран поселковые ребята узнают из книг, а "путешествовать" любят по карте. Может быть, отряд "Хранители озера" и собрался как-то раз у карты? Рассматривали карту объектов мирового наследия... Такими объектами пестрят все страны, только Россия — белое пятно: на огромной территории два кусочка заштрихованы — Байкал да Камчатка. А остальное можно не щадить, что ли? Вот оно за окном — Телецкое озеро, в нем 40 кубических километров чистейшей воды. Здесь живем, и здесь собираемся жить... Так родилась идея написать письма в ЮНЕСКО.

"Уважаемая Организация Объединенных Наций!

Ваша организация — ЮНЕСКО — заботится о разных памятниках природы и культуры. Одним из таких памятников природы, который, к сожалению, не внесен в список особо охраняемых территорий, является Горный Алтай, находящийся в юго-западной Сибири, а конкретнее в список природного наследия надо занести Телецкое озеро, находящееся в истоках Оби.

Если посмотреть на карту, где обозначены объекты всемирного наследия, то в отличие от зарубежных стран, на территории России таких точек очень мало. Я вам предлагаю свой пример того, что можно, а вернее нужно занести на эту карту. Телецкое озеро уникально по своей красоте. И ведь это исток Оби, как упоминалось выше. И значит, сохранив Горный Алтай, Телецкое озеро, сохраним великую реку Сибири. И если заносить Телецкое озеро, то надо заносить весь бассейн озера: реки Чулышман, Колдор, Кыга и другие более мелкие притоки.

Это не единственный пример, таких мест в России много, но нам жить на озере, и мы за него болеем". (Ерофеев Данил, 13 лет.)

Письма ребята послали в феврале 1998 года. А до этого столько было сделано важной работы! Наверное, ее результаты и дали название отряду — "Хранители озера". Постоянная команда — 10 человек (от 10 до 14 лет). Вместе с ними — Евгений Веселовский, который взял на себя нелегкую миссию предводителя отряда. В 1989 году Женя приехал в Алтайский заповедник, работал охранником. Недавно организовался Отдел экологического просвещения и туризма и Веселовский возглавил его. Первую экспедицию с ребятами он провел в августе 1996 года. Тогда они отправились в залив Камча для знакомства с работой и бытом инспекторов охраны заповедника. Некоторые ребята дальше поселка нигде и не были. Так их просто потрясла красота природы. И тут же пришли сами собой мысли, как сохранить именно таким наш край. На этот счет высказывались разные мнения: одни склонны к жестким мерам — запретить доступ, другие возражали — зачем лишать людей возможности любоваться красотами Земли? Так, "швыркая" чай, горячась, перебивая друг друга, решали у костра что могут сделать они, пацаны.

Сейчас Жене Веселовскому кажется, что это было по меньшей мере лет десять назад — столько сделали ребята!

— Зимние лыжные походы, подкормка маралов в многоснежье 1997 года, таежная практика на берегах Ат-Кичу... По осени установили экспериментальный участок на берегу Телецкого озера. Прошли, набрали с полмешка пластиковых бутылок. А в зимние шторма весь мусор к берегам прибьет. В апреле садишься в лодку и собираешь. И польза, и интерес — где волны бьют сильнее, где ветра были; то едешь пять километров — все чисто, а вот несколько метров — и полный мешок. Есть договор с администрацией заповедника о специальном месте захоронения пластикового мусора: пока нет другого способа утилизации. А если везем на Яйлюнскую свалку, то жители поселка высказывают недовольство: чего вы? нам своего мусора хватает! Это тоже хорошо, что начинают видеть то, к чему пригляделись.

Трудно "диких" туристов к порядку призывать. Поэтому Веселовский отправился к организованным. В южной части Телецкого озера есть две турбазы — "Таежный залив" и "Алтын-Туу". Накопленный мусор там просто сжигали. Известно, что каждый человек ежедневно "производит" 1,0—1,5 кг мусора, т.е. 365—547 кг в год. Что говорить о вреде сжигания, об отравлении поверхностных и подземных вод — это известно. Когда Е.Веселовский рассказал директорам турбаз о своих планах, о ребятах-"чистильщиках", те прониклись идеей, установили раздельные контейнеры-мусоросборники. Сейчас решают вопрос утилизации.

Виталий Ионко, директор базы "Алтын-Туу" нашел возможность выделить пиломатериал для ремонта "базы N 1" (администрация заповедника отдала "хранителям озера" заброшенную избу, и они сами занялись ее ремонтом).

Не всегда все ребята могут пойти в поход: у кого-то лыж нет, у кого-то даже сапог. Но о деятельности отряда знают, их поддерживают, помогают решать финансовые проблемы. Это эколого-экономический региональный фонд "Алтай", американский фонд ИСАР. Фонд Сороса принял проект Веселовского по очистке озера. "Теперь можно будет снаряжение прикупить, — говорит Евгений.

Ребята интересуются и научными исследованиями. Совместно с Институтом химической кинетики и горения СО РАН начали работу в южной части Телецкого озера по мониторингу атмосферы от уровня озера до гольцовой зоны. С НГУ договорились о техническом задании и оборудовании для забора проб воды. "Хранителей" беспокоит появление в августе несвойственных для озера водорослей — откуда они и для чего. Кроме того, в Чулышмане есть скотомойня: перед стрижкой овец загоняют в большую яму и моют креозотом. Он впитывается в почву и паводковыми водами смывается в реку, оттуда — в озеро. По берегам есть и скотомогильники.

Результаты анализов воздуха, воды, почвы будут хорошей иллюстрацией к рассказу о состоянии Телецкого озера. Это важно не для приезжих, а для жителей прибрежных поселков, в первую очередь. Столетиями формировался уклад жизни местного населения. Значительное влияние на него оказывала дивная, но суровая природа Алтайского края. Но в последнее время произошла своего рода отрицательная адаптация. Народ живет сегодняшним днем — "после нас хоть потоп". Надо сказать, этому способствовало постоянное нарушение законов. Едва высыхали чернила, их забывали. Всего лишь один пример: нарушение положения о заповеднике. Территория Алтайского заповедника страдает от последствий запусков ракет с Байконура, бывает настоящий "ракетопад", когда летят раскаленные куски, отработанные ступени и т.п. Известно, что жидкое ракетное топливо относится к первому классу опасности. Это вещество обладает высокой летучестью, легко растворяется в воде, а при разложении образует еще более опасные компоненты. Методики определения экологического ущерба нет. Когда-то в очень расплывчатой формулировке космодром обязывался возмещать расходы, связанные с оповещением населения и приостановлением хозяйственной деятельности в период проведения пусков, а также "фактический ущерб, возникший в результате падения отделяющихся частей ракет-носителей". В лучшем случае телеграмма в администрацию края приходит за сутки, когда ни охотников, ни рыболовов, ни пастухов уже не предупредишь.

Дирекция заповедника посылала письма в Москву, напоминая, что пора выплатить компенсацию за ущерб. Но комиссия — высоко, Телецкое озеро — далеко. Ни ответа, ни привета. Тогда отряд "Хранители озера" решил провести свою акцию протеста против использования территории заповедника под свалку космического мусора. Во главе с Евгением Веселовским преодолели нелегкий переход до лежащего с 1984 года огромного топливного бака ракеты. Поздним вечером в таежной избушке долго говорили о том, что могло произойти, когда упала эта "бочка". Придумывали плакаты, писали их, каждый подписался под своим: "Оставьте тайгу в покое!", "Подумайте о нашем будущем!", "Вам деньги, а нам мусор?", "Заповедник — не свалка!", "Нужны ли яблоки на Марсе? Давайте сохраним свои!", "Не губите зеленый мир!". Возможно, с ребячьим "митингом" это и не связано, но вскоре заповеднику перечислили 20 млн рублей в счет ущерба.

Детское экологическое движение поселка Яйлю "разбудили" и взрослых. Ведь родители поначалу скептически отнеслись к верховым патрулям, лодочным походам, планам, мечтам детей. А теперь сами присоединяются к вылазкам. Но главное, к Новому году для ребят был приготовлен сюрприз. Взрослые поставили замечательный экологический спектакль "Не рубите, мужики!". Это был подарок всему поселку. Люди здесь, как полярники на льдине, — каждый на виду. И в горе, и в радости. И как они должны гордиться тем, что такие парни у них растут — настоящие хранители озера.

(Проект "Детское экологическое движение" поддержан институтом "Открытое общество".)

На снимках:
— "Хранители озера";
— "Митинг" в защиту заповедника";
— "Космический привет" с Байконура".
— Новогодний спектакль "Не рубите, мужики!";

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?24+174+1