ТРАНСФЕРТУ НАУЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАДО УЧИТЬСЯ
9--10 июня в Малом зале Дома ученых прошел семинар "Трансферт
научных технологий". Он был проведен по инициативе и при
финансовой поддержке американского фонда CRDF -- Гражданского
фонда поддержки исследований и развития новых технологий. До
этого фонд спонсировал подобные семинары в Узбекистане, Киргизии,
Санкт-Петербурге. Местным организатором стал ГНЦ "Вектор".
В качестве лектора был приглашен Нейл Годдик -- президент
компании "Финбург Текнолоджис Инкорпорейтед". На семинар были
приглашены ученые СО РАН.
Идея трансферта (размещения) научных технологий, в данном случае
-- в мире, стала ключевой при организации семинара, прежде всего
потому, что сегодня в российском научном сообществе очень остро
стоит вопрос, говоря привычными словами, внедрения разработок
ученых.
-- Общеизвестно, -- сказал зам. директора ГНЦ "Вектор" Сергей
Татьков, -- многие наши ученые убеждены, что они обладают очень
хорошими технологиями. В свою очередь, американцы, после падения
"железного занавеса" были крайне заинтересованы посмотреть, что
же есть такого в Советском Союзе технологически продвинутого, с
тем, чтобы использовать эти технологии на своем рынке...
Как пояснил С.Татьков, после первой мутной волны таких поискантов
в цивилизованный легальный поиск включилась компания "Филбурк
Текнолоджис Инкорпорейтед". С одной стороны, она занялась
непосредственно поиском, с другой -- выступает в качестве как бы
лектора, обучающего ученых РФ современным представлениям и
законам рынка научных технологий.
Многие наши ученые не представляют, например, особенностей такого
важного фактора трансферта, как конкурирующие технологии развитых
стран. У нас очень распространена формулировка типа: наша
разработка не имеет аналогов в мире. Но стоит ли ее
оригинальность больших вложений, если где-то все это уже делается
с меньшими затратами и более современными способами?
Маркетинг научных технологий сохраняет те же принципы подхода,
что и при продаже потребительского товара. Вложения должны
приносить доходы, а технология должна иметь нарастающий спрос.
На семинаре стало очевидно, что наши ученые еще плохо себе
представляют, насколько важно понимать грамотный цивилизованный
уровень современного маркетинга идей и технологий. Ведь
продвижение технологий длится годами и за этим стоят целые
проекты и программы. В одиночку, как думают те, кто считает, что
каждый ученый должен сам продвигать свою разработку, процесс не
осуществить.
Поэтому семинар во многом стал открытием для его участников.
Особенно тот важный факт, что в США есть не только тайно ворующие
наши технологии капиталистические акулы, но, в основном, легально
работающие компании, занимающиеся трансфертом научных технологий
официально при поддержке своего государства и признанные на
международном уровне.
Понятно, что хотелось бы видеть в нашей стране свою маркетинговую
фирму подобного типа, но, естественно, защищающую интересы ученых
РФ. Возможно, семинары, проводимые вышеназванной компанией,
окажутся стартовым началом для появления собственной службы,
например, в СО РАН, или объединяющей интересы трех сибирских
академий.
О. Сергеева, наш корр.
стр.
|