Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 27 (2163) 17 июля 1998 г.

ICMAR'98
В Новосибирском Академгородке
успешно завершила работу
международная конференция
по методам аэрофизических исследований

Big picture 54 Kb
С 29 июня по 3 июля в новосибирском Академгородке проходила очередная Международная конференция по методам аэрофизических исследований, в работе которой приняли участие более 150 ученых из разных стран. Необходимость в такой специализированной конференции остро проявилась в начале 70-х годов, когда в Советском Союзе широким фронтом развернулись работы по созданию новых образцов авиационной и ракетно-космической техники с улучшенными характеристиками.

Для моделирования условий полета в широком диапазоне летных параметров к этому времени в стране были созданы многочисленные аэродинамические трубы и газодинамические установки. Отработка методики экспериментальных исследований в этих установках и необходимость точного сопоставления полученных данных с результатами летных испытаний потребовала всестороннего обсуждения и осмысления сложившейся ситуации, выработки единых подходов и методик работы. Интенсивное развитие вычислительной техники и широкое внедрение в практику численных решений задач аэрогазодинамики вскоре внесла дополнительные требования к качеству проведения различных экспериментов. Все это вынудило экспериментаторов-аэродинамиков, расчетчиков и конструкторов авиакосмической техники искать пути сближения своих взглядов на различные аспекты решения обширного спектра научно-технических проблем. Добиться этого в кратчайшие сроки было возможно только при их тесном взаимодействии и согласованной работе с момента возникновения той или иной научно-технической проблемы и до окончательного ее разрешения. Как раз этому и должна была содействовать задуманная тематическая конференция.

Первая Всесоюзная школа по методам аэрофизических исследований, организованная Институтом теоретической и прикладной механики СО АН, состоялась в Новосибирске в 1976 году. В ней приняли участие известные ученые ЦАГИ и других ведущих научно-исследовательских центров страны. Вначале эти школы проводились раз в три года. Постепенно данная конференция стала традиционной и к ней начали проявлять интерес многие зарубежные специалисты. В 1988 году она приобрела международный статус, а с 1992 года проводится как Международная конференция по методам аэрофизических исследований ICMAR раз в два года. В этом году конференцию ICMAR'98 поддержали Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике, Сибирское отделение РАН, Российский фонд фундаментальных исследований, Американское общество по аэронавтике и космонавтике (AIAA), Европейский офис Аэрокосмических исследований и развития ВВС США (EOARD), Международный центр аэрофизических исследований ICAR, Новосибирский филиал акционерного коммерческого банка "Токобанк" и компьютерная фирма FRACTAL.

На конференции ICMAR'98 ведущие специалисты в области аэромеханики в общей сложности прочитали 39 устных и представили 99 стендовых докладов, охватывающих обширный круг проблем, связанных с методологией экспериментальной и вычислительной аэрогазодинамики.

Зарубежные аэрокосмические исследовательские центры были представлены видными учеными из Германии, Нидерландов, США, Франции и Японии. К сожалению, сложные экономические условия нынешнего времени явно наложили свой негативный отпечаток и на данную конференцию. Если в 80-х годах для обсуждения назревших проблем в области аэромеханики регулярно собирались вместе ученые практически из всех научных центров России и союзных республик, то в этом году не смогли приехать даже некоторые из заявленных участников. Выделенные РФФИ финансовые средства опоздали и их не успели использовать для организации поездки российских ученых на конференцию. Сложившаяся в настоящее время тревожная во многих отношениях обстановка весьма красноречиво характеризуется тем, что вся российская наука, если исключить из рассмотрения местных участников конференции, была представлена только специалистами из Москвы и Подмосковья в составе 11 человек, да еще одним сотрудником филиала ИТПМ СО РАН из Тюмени. Как раз примерно столько же ученых прилетели из дальнего зарубежья, а из ближнего зарубежья не смог приехать ни один ученый-аэромеханик. Все это свидетельствует о плачевном положении почти всех отраслей авиакосмической науки и техники не только в России, но и на всем обширном пространстве бывшего Советского Союза.

Однако, несмотря на трудные условия для плодотворной научной деятельности, большинство ученых старательно ищет не только способы для своего выживания, но и пути дальнейшего развития важной для человечества отрасли науки и техники. Прежде всего, в настоящее время делается упор на всестороннее взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами. Очень часто наши и зарубежные ученые работают над решением одних и тех же задач, поэтому они очень хорошо понимают друг друга и быстро находят общий язык. Об этом свидетельствуют и многие доклады, сделанные на конференции ICMAR'98 интернациональными коллективами ученых.

Чаще всего, наши экспериментаторы взаимодействуют с зарубежными вычислителями, которые, в отличие от нас, имеют возможность проводить свои расчеты на современных высокопроизводительных суперкомпьютерах. При этом исследовательские центры многих стран с охотой идут на контакты и с нашими вычислителями, которые в течение многих лет могли успешно соперничать с иностранными специалистами только благодаря разработкам своих оригинальных алгоритмов и программ. Также имеет место тесное сотрудничество друг с другом экспериментаторов или вычислителей разных стран, когда осуществляется тестирование конкретных методов экспериментального или численного решения тех или иных классических задач аэрогазодинамики. Все эти тенденции явно проявились и в ходе работы данной конференции. Например, из 39 устных докладов порядка 10 были представлены интернациональными коллективами ученых. Много было и совместных стендовых докладов.

Тематика докладов охватывала широкий круг вопросов, связанных с разработкой и использованием новых аэрогазодинамических установок, использованием новых методов численного моделирования и их тестирования на примерах классических задач аэромеханики, а также посвященных изучению пограничных слоев и их перехода из ламинарного в турбулентное состояние при до- и сверхзвуковых скоростях.

Особый интерес наших и иностранных ученых вызвали доклады, рассказывающие о создании уникальной аэродинамической установки адиабатического сжатия АТ-303. Если на предыдущей конференции в 1996 году ее участники узнали только о возможности создания установки с близкими к натурным числами Рейнольдса, благодаря применению сверхвысоких давлений в форкамере трубы, но мало кто в это реально поверил, то сейчас все желающие имели возможность не только увидеть, но и пощупать ее своими руками.

Несмотря на сложное финансовое положение, благодаря поддержке Президиума Отделения, Институт теоретической и прикладной механики в содружестве с Институтом гидродинамики им. М.А.Лаврентьева, КТИ гидроимпульсной техники СО РАН и Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) сумел собрать эту установку в металле и уже провести первые ее пробные пуски. Хотя АТ-303 по своим размерам является довольно скромной установкой, параметры ее поистине уникальны. Например, давление в форкамере трубы достигает 3000 атмосфер, что позволяет получить числа Рейнольдса гиперзвукового потока в диапазоне чисел Маха от 6 до 20 вплоть до 300 миллионов на характерный размер 1 м. Именно такие параметры потока необходимы для моделирования условий полета разрабатываемых гиперзвуковых аэрокосмических самолетов будущего. Свою сильную заинтересованность в этой трубе адиабатического сжатия представители Европейского космического агентства ESA Жан Майларт и ONERA (Франция) Жан-Поль Таран продемонстрировали быстрыми и конкретными действиями: прямо во время конференции они позвонили в офис INTAS и попросили ускорить выделение специального гранта для проведения методических испытаний в АТ-303.

Организаторы Международной конференции ICMAR'98 приложили немало усилий для ее успешного проведения. К ее открытию были подготовлены и изданы на английском языке первые два тома трудов конференции. Все заседания конференции проходили в малом зале Дома ученых. Во время устных докладов осуществлялся синхронный перевод с английского на русский и наоборот.

По высказываниям зарубежных гостей стало очевидно, что все они остались довольны как ходом проведения научных заседаний, так и культурной программой конференции. Следует особо отметить, что на этот раз они дружно выразили свое удовлетворение условиями жизни в гостинице "Золотая долина". Если раньше многих явно не удовлетворяли как обслуживание, так и уровень комфорта данной гостиницы, из-за чего некоторые из них отказывались даже от поездки к нам, то после реконструкции нескольких этажей "ЗД" одно из узких мест для успешного проведения международных конференций практически устранено. Правда, неустойчивая погода и сильные ливни заметно прибавили забот для всех участников конференции, но тут уже виноват всевышний, а не организаторы конференции во главе с членом-корреспондентом РАН В.Фоминым и профессорами А.Харитоновым и В.Лебигой.

Следующая, десятая по счету юбилейная конференция ICMAR планируется на 2000-й год. Хотелось бы, чтобы она тоже состоялась вовремя и по сложившейся уже традиции прошла без сучка и задоринки, а российские ученые к тому времени имели реальную возможность для успешного участия в ее работе и продолжения своей нелегкой и необходимой для могущества родной страны научной деятельности.

А. Максимов, с.н.с. ИТПМ СО РАН.

На снимках:

-- Открытие Международной конференции ICMAR'98;

-- В кулуарах конференции академик В.Титов, чл.-корр. В.Фомин, доктора физико-математических наук А.Федоров и А.Маслов;

-- Директор Института динамики жидкости Немецкого аэрокосмического агентства DLR в Геттингене профессор Герд Майер;

-- Член Международного оргкомитета конференции профессор Эгон Краузе из Германии;

-- Два профессора -- Дж. Шетц (США) и А.Маслов (Россия);

-- Фрагмент ставшей уже знаменитой аэродинамической трубы АТ-303.

Фото автора.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+187+1