ICMAR'98
В Новосибирском Академгородке успешно завершила работу
международная конференция по методам аэрофизических исследований
С 29 июня по 3 июля в новосибирском Академгородке проходила
очередная Международная конференция по методам аэрофизических
исследований, в работе которой приняли участие более 150 ученых
из разных стран. Необходимость в такой специализированной
конференции остро проявилась в начале 70-х годов, когда в
Советском Союзе широким фронтом развернулись работы по созданию
новых образцов авиационной и ракетно-космической техники с
улучшенными характеристиками.
Для моделирования условий полета в широком диапазоне летных
параметров к этому времени в стране были созданы многочисленные
аэродинамические трубы и газодинамические установки. Отработка
методики экспериментальных исследований в этих установках и
необходимость точного сопоставления полученных данных с
результатами летных испытаний потребовала всестороннего
обсуждения и осмысления сложившейся ситуации, выработки единых
подходов и методик работы. Интенсивное развитие вычислительной
техники и широкое внедрение в практику численных решений задач
аэрогазодинамики вскоре внесла дополнительные требования к
качеству проведения различных экспериментов. Все это вынудило
экспериментаторов-аэродинамиков, расчетчиков и конструкторов
авиакосмической техники искать пути сближения своих взглядов на
различные аспекты решения обширного спектра научно-технических
проблем. Добиться этого в кратчайшие сроки было возможно только
при их тесном взаимодействии и согласованной работе с момента
возникновения той или иной научно-технической проблемы и до
окончательного ее разрешения. Как раз этому и должна была
содействовать задуманная тематическая конференция.
Первая Всесоюзная школа по методам аэрофизических исследований,
организованная Институтом теоретической и прикладной механики СО
АН, состоялась в Новосибирске в 1976 году. В ней приняли участие
известные ученые ЦАГИ и других ведущих научно-исследовательских
центров страны. Вначале эти школы проводились раз в три года.
Постепенно данная конференция стала традиционной и к ней начали
проявлять интерес многие зарубежные специалисты. В 1988 году она
приобрела международный статус, а с 1992 года проводится как
Международная конференция по методам аэрофизических исследований
ICMAR раз в два года. В этом году конференцию ICMAR'98 поддержали
Российский национальный комитет по теоретической и прикладной
механике, Сибирское отделение РАН, Российский фонд
фундаментальных исследований, Американское общество по
аэронавтике и космонавтике (AIAA), Европейский офис
Аэрокосмических исследований и развития ВВС США (EOARD),
Международный центр аэрофизических исследований ICAR,
Новосибирский филиал акционерного коммерческого банка "Токобанк"
и компьютерная фирма FRACTAL.
На конференции ICMAR'98 ведущие специалисты в области
аэромеханики в общей сложности прочитали 39 устных и представили
99 стендовых докладов, охватывающих обширный круг проблем,
связанных с методологией экспериментальной и вычислительной
аэрогазодинамики.
Зарубежные аэрокосмические исследовательские центры были
представлены видными учеными из Германии, Нидерландов, США,
Франции и Японии. К сожалению, сложные экономические условия
нынешнего времени явно наложили свой негативный отпечаток и на
данную конференцию. Если в 80-х годах для обсуждения назревших
проблем в области аэромеханики регулярно собирались вместе ученые
практически из всех научных центров России и союзных республик,
то в этом году не смогли приехать даже некоторые из заявленных
участников. Выделенные РФФИ финансовые средства опоздали и их не
успели использовать для организации поездки российских ученых на
конференцию. Сложившаяся в настоящее время тревожная во многих
отношениях обстановка весьма красноречиво характеризуется тем,
что вся российская наука, если исключить из рассмотрения местных
участников конференции, была представлена только специалистами из
Москвы и Подмосковья в составе 11 человек, да еще одним
сотрудником филиала ИТПМ СО РАН из Тюмени. Как раз примерно
столько же ученых прилетели из дальнего зарубежья, а из ближнего
зарубежья не смог приехать ни один ученый-аэромеханик. Все это
свидетельствует о плачевном положении почти всех отраслей
авиакосмической науки и техники не только в России, но и на всем
обширном пространстве бывшего Советского Союза.
Однако, несмотря на трудные условия для плодотворной научной
деятельности, большинство ученых старательно ищет не только
способы для своего выживания, но и пути дальнейшего развития
важной для человечества отрасли науки и техники. Прежде всего, в
настоящее время делается упор на всестороннее взаимовыгодное
сотрудничество с зарубежными партнерами. Очень часто наши и
зарубежные ученые работают над решением одних и тех же задач,
поэтому они очень хорошо понимают друг друга и быстро находят
общий язык. Об этом свидетельствуют и многие доклады, сделанные
на конференции ICMAR'98 интернациональными коллективами ученых.
Чаще всего, наши экспериментаторы взаимодействуют с зарубежными
вычислителями, которые, в отличие от нас, имеют возможность
проводить свои расчеты на современных высокопроизводительных
суперкомпьютерах. При этом исследовательские центры многих стран
с охотой идут на контакты и с нашими вычислителями, которые в
течение многих лет могли успешно соперничать с иностранными
специалистами только благодаря разработкам своих оригинальных
алгоритмов и программ. Также имеет место тесное сотрудничество
друг с другом экспериментаторов или вычислителей разных стран,
когда осуществляется тестирование конкретных методов
экспериментального или численного решения тех или иных
классических задач аэрогазодинамики. Все эти тенденции явно
проявились и в ходе работы данной конференции. Например, из 39
устных докладов порядка 10 были представлены интернациональными
коллективами ученых. Много было и совместных стендовых докладов.
Тематика докладов охватывала широкий круг вопросов, связанных с
разработкой и использованием новых аэрогазодинамических
установок, использованием новых методов численного моделирования
и их тестирования на примерах классических задач аэромеханики, а
также посвященных изучению пограничных слоев и их перехода из
ламинарного в турбулентное состояние при до- и сверхзвуковых
скоростях.
Особый интерес наших и иностранных ученых вызвали доклады,
рассказывающие о создании уникальной аэродинамической установки
адиабатического сжатия АТ-303. Если на предыдущей конференции в
1996 году ее участники узнали только о возможности создания
установки с близкими к натурным числами Рейнольдса, благодаря
применению сверхвысоких давлений в форкамере трубы, но мало кто в
это реально поверил, то сейчас все желающие имели возможность не
только увидеть, но и пощупать ее своими руками.
Несмотря на сложное финансовое положение, благодаря поддержке
Президиума Отделения, Институт теоретической и прикладной
механики в содружестве с Институтом гидродинамики им.
М.А.Лаврентьева, КТИ гидроимпульсной техники СО РАН и Центральным
аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) сумел собрать эту
установку в металле и уже провести первые ее пробные пуски. Хотя
АТ-303 по своим размерам является довольно скромной установкой,
параметры ее поистине уникальны. Например, давление в форкамере
трубы достигает 3000 атмосфер, что позволяет получить числа
Рейнольдса гиперзвукового потока в диапазоне чисел Маха от 6 до
20 вплоть до 300 миллионов на характерный размер 1 м. Именно
такие параметры потока необходимы для моделирования условий
полета разрабатываемых гиперзвуковых аэрокосмических самолетов
будущего. Свою сильную заинтересованность в этой трубе
адиабатического сжатия представители Европейского космического
агентства ESA Жан Майларт и ONERA (Франция) Жан-Поль Таран
продемонстрировали быстрыми и конкретными действиями: прямо во
время конференции они позвонили в офис INTAS и попросили ускорить
выделение специального гранта для проведения методических
испытаний в АТ-303.
Организаторы Международной конференции ICMAR'98 приложили немало
усилий для ее успешного проведения. К ее открытию были
подготовлены и изданы на английском языке первые два тома трудов
конференции. Все заседания конференции проходили в малом зале
Дома ученых. Во время устных докладов осуществлялся синхронный
перевод с английского на русский и наоборот.
По высказываниям зарубежных гостей стало очевидно, что все они
остались довольны как ходом проведения научных заседаний, так и
культурной программой конференции. Следует особо отметить, что на
этот раз они дружно выразили свое удовлетворение условиями жизни
в гостинице "Золотая долина". Если раньше многих явно не
удовлетворяли как обслуживание, так и уровень комфорта данной
гостиницы, из-за чего некоторые из них отказывались даже от
поездки к нам, то после реконструкции нескольких этажей "ЗД" одно
из узких мест для успешного проведения международных конференций
практически устранено. Правда, неустойчивая погода и сильные
ливни заметно прибавили забот для всех участников конференции, но
тут уже виноват всевышний, а не организаторы конференции во главе
с членом-корреспондентом РАН В.Фоминым и профессорами
А.Харитоновым и В.Лебигой.
Следующая, десятая по счету юбилейная конференция ICMAR
планируется на 2000-й год. Хотелось бы, чтобы она тоже состоялась
вовремя и по сложившейся уже традиции прошла без сучка и
задоринки, а российские ученые к тому времени имели реальную
возможность для успешного участия в ее работе и продолжения своей
нелегкой и необходимой для могущества родной страны научной
деятельности.
А. Максимов, с.н.с. ИТПМ СО РАН.
На снимках:
-- Открытие Международной конференции ICMAR'98;
-- В кулуарах конференции академик В.Титов, чл.-корр. В.Фомин,
доктора физико-математических наук А.Федоров и А.Маслов;
-- Директор Института динамики жидкости Немецкого
аэрокосмического агентства DLR в Геттингене профессор Герд Майер;
-- Член Международного оргкомитета конференции профессор Эгон
Краузе из Германии;
-- Два профессора -- Дж. Шетц (США) и А.Маслов (Россия);
-- Фрагмент ставшей уже знаменитой аэродинамической трубы АТ-303.
Фото автора.
стр.
|