Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45-46 (2181-2182) 4 декабря 1998 г.

17 АВГУСТА:
ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА

20 ноября в ИЭиОПП СО РАН состоялся традиционный семинар, посвященный памяти д.э.н. Р.Шнипера. Большая часть исследований известного экономиста была связана с разработкой методологии и практическим использованием программного подхода. Поэтому не случайно в этот день обсуждались последствия 17 августа и принятые правительством меры по преодолению кризиса в российской экономике.

С докладом "Экономическое положение и государственное регулирование экономики" выступил д.э.н. С.Казанцев. По мнению докладчика, наша экономика имеет все черты экономики перераспределения, а не созидания, как хотелось бы. На основе уравнения Фишера было продемонстрировано, что в текущей ситуации, если не увеличить денежную массу в обращении, можно ожидать единственного следствия -- сокращения объемов производства. Сейчас не стоит вопрос о том, стоит или нет увеличивать количество денег в обращении. Есть задача поставить преграды перетоку новой денежной массы в доллары.

Государство ушло из сфер, которые способны приносить прибыль, и не управляет той собственностью, которой еще располагает. Оно не поддерживает и не защищает своего товаропроизводителя и потребителя, допускает масштабное разворовывание государственной собственности.

"Принята стратегия не производить новое, а только взять чужое, чтобы потом его перераспределить. Отсюда -- высокие налоги, невыплаты по обязательствам, иностранные займы и т.д. Какой порядочный хозяин берет взаймы, если он не может произвести с избытком? Государство делает новые долги с единственной целью -- расплатиться со старыми.

В результате имеем:

-- нет своих товаров -- есть импорт;

-- нет денежной массы -- есть бартер и суррогаты;

-- нет государственного управления -- есть управление со стороны криминала;

-- нет созидания -- есть перераспределение.

Последствия такой политики для населения проявляется в громадной дифференциации по доходам".

Докладчик продемонстрировал различия в доходах, существующие даже среди не самых бедных слоев населения. Анализ поданных деклараций по доходам членов Правительства РФ в 1997 г. показывает, что разница в доходах доходит до 226: именно во столко раз миннистр топлива и энергетики имел больше министра здравоохранения.

"Если признать справедливым утверждение, что в стране правит тот, кто имеет деньги, то вырисовывается интересная закономерность.

Объемы финансирования за восемь месяцев этого года, полученные правительством РФ составляют 34% от средств, полученных администрацией президента". Отсюда делается немаловажный вывод: в настоящее время мы имеем властную структуру, очень напоминающую доперестроечные времена, когда хозяйственное управление по линии ЦК КПСС дублировало, а в некоторых случаях доминировало над другими формами.

В выступлении член-корреспондента РАН В.Суслова "Антикризисная программа правительства" оптимизма было значительно больше. По мнению выступающего, основная ошибка всех последних лет реформы заключается в завышенной оценке возможностей чисто рыночных механизмов регулирования. Принимались решения часто не учитывающие перспективы, а лишь сиюминутную выгоду. Для того, чтобы рынок действительно заработал, необходимо ликвидировать лазейки, позволяющие не выполнять требования рынка.

Нет сомнения в том, что роль государства в управлении экономикой надо усиливать. Однако речь идет не об усилении вмешательства государства в хозяйственные дела предприятий, а прежде всего о четком и жестком выполнении собственно функций государства. Многие наши проблемы лежат в области уголовного права, а не экономики.

Недостаток предложенных правительством мер -- отсутствие конкретности, практически документ не содержит цифр макроэкономического характера.

Чего только стоит обещание о том, что будут приняты меры, исключающие необоснованный рост цен и тарифов на продукцию отраслей естественных монополий! Кто же этот таинственный, которому поручат отделять обоснованное повышение цен от необоснованного?

Много правильных слов в программе сказанно об изменении налоговой политики, о том, что надо навести порядок в сфере содержания аппарата внебюджетных органов. Интересны предложения по упорядочиванию собственности государства за рубежом. Зарубежные активы могут помочь России ликвидировать внешний долг.

Обращает на себя внимание одна деталь: новый кабинет ругает старый, но в то же время пользуется результатами тех решений, которые принял Киреенко. В целом, оценивая программу как разумный документ, докладчик отметил, что он более либеральный, чем ходившие в СМИ предложения и проекты. Обсуждение докладов расширило видение сложившейся ситуации.

В экономике достаточное количество денег, но нет эффективных точек их приложения. Почему существует бартер? Да потому, что в подобных цепочках закладывается до 30 % гарантированной прибыли. Государство должно расставить свои приоритеты и строго их выдержать. Выражаясь научным языком, реформа породила идею локальных оптимумов, которую все дружно бросились реализовывать, до оптимизации системного критерия дела нет никому, а решать необходимо именно эту задачу.

Проблема неплатежей во многом искусственная, создана она не без участия государства. Это механизм, который позволяет проводить в экономике перекрестное субсидирование и направлять материально-вещественные потоки в те отрасли, которые и есть приоритетны для определенных групп. Надо признать, что в стране существует два типа экономик: официальная, которая описывается статотчетностью, и теневая. Любое предприятие имеет обороты и в одной, и в другой экономике. Эти две экономики должны в конечном итоги интегрировать. В этом и состоит задача сегодняшнего дня. Предлагалось, в частности, форсировать реформу в коммунальном хозяйстве. Отсутствие денег приводит к тому, что городские власти с помощью посредников постоянно изыскивают неденежные формы оплаты топлива. Зачем их так грузить? Не проще ли перейти к самофинансированию этой отрасли населением, при этом позаботиться о перераспределении финансовых потоков: уменьшить налоги от населения в бюджетную систему, соответственно увеличить зарплату населения как раз на ту сумму, которая позволит оплатить жилье?

Высказывались идеи о том, что экономисты должны помочь населению расставить его приоритеты. Не дожидаясь помощи государства, население может в рамках общественных инициатив решить многие проблемы. Общее резюме в оценке программы правительства: неплохой документ, но без конкретных решений.

В.Басарева, "НВС".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+197+1