Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 47-48 (2183-2184) 11 декабря 1998 г.

AЭРОДИНАМИЧЕСКИМ
УСТАНОВКАМ Т-324 и Т-325
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

Одной из важных проблем аэродинамики является задача снижения сопротивления летательных аппаратов. Большая доля сопротивления связана с наличием вязкого течения за счет прилипания частиц воздуха к поверхности аппарата. Уровень сопротивления трения существенно зависит от характера течения вблизи поверхности. Он особенно сильно возрастает при переходе ламинарного (спокойного, стационарного) течения в турбулентное (сильно нестационарное). Поэтому в 60-х годах интенсивно обсуждается проблема ламинаризации течения, которая могла бы привести к выигрышу энергозатрат на 15-30%.

Проблема перехода непосредственно связана с задачей потери устойчивости ламинарного течения. Наряду с теоретическими исследованиями возникла необходимость проведения исследований малых возмущений, возникающих в потоке. Для этого потребовались специальные установки, обеспечивающие высокое качество потока с пониженной степенью возмущений. Идея их создания в нашей стране принадлежит академику Владимиру Васильевичу Струминскому, который и "пробил" в августе 1966 года решение Правительства о строительстве малотурбулентных аэродинамических труб, в частности, в Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР. В то время в СССР подобных установок не было. С этого момента и началось создание в нашем институте одновременно двух малотурбулентных труб: малотурбулентной установки дозвуковых скоростей Т-324 и сверхзвуковых скоростей Т-325. Для организации работ по реализации данного проекта в институте был создан отдел 11 во главе с Н.Поляковым и его заместителем В.Черных. Отдел был разбит на две группы: группа Н.Полякова занималась установкой Т-324, а группа В.Черных -- установкой Т-325. На стадии создания установок в группу Т-324 входили инженеры Г.Грек, Г.Васильев, Г.Медведев, В.Голов, И.Носырев и в группу Т-325 -- Г.Доронин, В.Галочкин и А.Якушев.

Проектирование установок было осуществлено в ЦАГИ им.Н.Е.Жуковского и ИТПМ СО АН, к изготовлению основных конструкций, узлов и агрегатов труб был привлечен ряд промышленных предприятий Москвы, Новосибирска и других городов страны. Деревянные конструкции Т-324 изготавливались на Московском авиационном заводе "Звезда", лопатки поворотных колен на авиационном заводе им.Чкалова, рабочая часть и вентилятор -- на Опытном заводе СО АН, закладные элементы и различные конструкции проектировались в КБ ИТПМ и изготавливались в мастерских института. Заказы на ряд элементов, непосредственно относящихся к конструкции труб, так и на оборудование по их обслуживанию были размещены на многих предприятиях страны.

В начале мая 1967 года из Москвы начали прибывать первые вагоны с элементами конструкции Т-324, которые складировались в большом аэродинамическом зале. В сентябре "Сибакадемстрой" приступил к возведению фундаментов для Т-324 и перестройке большого аэродинамического зала. Параллельно бригада рабочих с Московского завода "Звезда" приступила к сборке диффузоров -- элементов конструкции Т-324. По окончании строительства фундамента (начало 1968 г.) начался монтаж трубы Т-324. В процессе строительства труб принимали активное участие практически все подразделения института: механические мастерские, КБ, энергетики, механики и т.д. Все работы велись без выходных, в две смены под жестким контролем В.Струминского.

Ударный труд позволил осуществить пуск обеих аэродинамических установок в короткий срок, в октябре 1968 года. Начальник Т-324 Г.Медведев произвел ее первый пуск 26 октября 1968 года. Примерно в это же время начальник Т-325 Г.Доронин произвел запуск сверхзвуковой малотурбулентной трубы. Как показывает приведенная выше хроника событий, от идеи до ее воплощения в жизнь прошло только два года.

В 1969 году была проведена наладка, исследованы характеристики течения и осуществлена паспортизация аэродинамических труб. В результате ударной и целенаправленной работы многих людей институт получил уникальные инструменты для проведения нестандартных, тонких физических исследований структуры пограничного слоя как при дозвуковых, так и сверхзвуковых скоростях потока в условиях очень низкой степени турбулентности. Создание данных установок обеспечило возможность проведения в нашей стране исследований в области механики вязкой жидкости и газа на мировом уровне.

Последующие годы подтвердили высокую репутацию уникальных аэродинамических установок и коллектива научных работников, получающих результаты исследований мирового класса. О высоком уровне исследований на этих трубах говорят многочисленные факты. Так, здесь защищено более двадцати кандидатских и девять докторских диссертаций, пять научных сотрудников являются лауреатами премии им. Н.Е.Жуковского, двое -- лауреатами премии правительства, трое являются стипендиатами фонда А.Гумбольдта. На Т-324 проведены совместные исследования с научными работниками из Индии, Швеции, США. В течение пяти лет продолжается сотрудничество со Шведским институтом технологии. Исследования на данных установках поддерживаются как отечественными, так и зарубежными грантами. Результаты исследований постоянно докладываются на отечественных и зарубежных конференциях, симпозиумах и конгрессах, публикуются в реферируемых отечественных и зарубежных научных журналах (МЖГ, ПМТФ, J. Fluid Mech., Phys. Fluids.).

На основании исследований на трубах Т-324 и Т-325 написано три монографии, создана научная школа, идет непрерывная подготовка молодых научных работников, студентов, бакалавров, магистрантов из новосибирских вузов. Предложены и изучены новые методы управления ламинарно-турбулентным переходом с помощью воздействия на волну неустойчивости, оребрения поверхности, локализованного отсоса газа и колебаний стенки.

На проведенной по случаю юбилейной даты научной сессии в ИТПМ СО РАН были подведены итоги деятельности коллективов лабораторий, работающих на данных установках и подтвердивших высокий уровень проводимых исследований.

В. Козлов, профессор, зав.лабораторией;

С. Гапонов, профессорв, зав.лабораторией;

Г. Грек, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник
ИТПМ СО РАН.

г.Новосибирск.

На снимках:

-- Строительство малотурбулентной аэродинамической трубы Т-324 (1968 г.).

-- Малотурбулентная аэродинамическая труба дозвуковых скоростей Т-324.

-- Сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-325.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+198+1