Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 47-48 (2183-2184) 11 декабря 1998 г.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Выставочный зал Дома ученых Академгородка вновь гостеприимно распахнул двери для людей, еще интересующихся изобразительным искусством. Вечером 18 ноября здесь состоялось торжественное открытие фотовыставки, посвященной 40-летнему юбилею фотоклуба "Мудрец". В скромной, почти спартанской обстановке, собрались фотографы и представители прессы, жрецы культуры (я говорю о работниках ДУ, во многом благодаря стараниям которых мы имеем возможность лицезреть подобные события) и просто люди, искренне любящие фотографию.

Доброжелательные ораторы в своих выступлениях коснулись истории рождения и развития фотоклуба, с любовью помянув тех, кто стоял у колыбели этого творческого союза, почти ровесника самого Академгородка. Подвижничество первопроходцев 50-х годов было в равной степени присуще как служителям науки, так и муз, а часто эти два служения соединялись в одном человеке и до сих пор некоторые замечательные фотомастера остаются сотрудниками академических институтов.

Приняв многочисленные поздравления, цветы, а также оригинальные подарки (в числе коих запомнился, например, манок для подманивания обнаженной натуры), председатель фотоклуба Лев Макаршин сделал сенсационное заявление. Он объявил, что слагает с себя полномочия председателя и передает их Андрею Пашису. Замечу, что Макаршин возглавлял фотоклуб без малого 20 лет, и его отставка действительно явилась неожиданностью для многих из присутствующих.

Затем слово взял А.Пашис, по моему мнению, выдающийся наш фотохудожник, и обратился к аудитории с программной речью. В его выступлении прозвучала довольно жесткая критика работы фотоклуба в последние годы, но мне показалось, что несмотря на непарадный тон, несколько противоречащий праздничной атмосфере вечера, выступление Пашиса было воспринято благосклонно, даже с энтузиазмом.

После завершения торжественной части фотографирующая братия и примкнувшие к ней проследовали в гостиную, где за чаем и пирожными обсуждение нашего фотобытия приняло более кулуарный характер. Кстати, те, кто не сделал этого перед церемонией открытия, тут же могли выйти в зал и ознакомиться с выставкой, ради которой, собственно, все сегодня собрались.

Что же мы увидели на выставке? Накануне мне довелось слышать сетования, что, дескать, в экспозиции вывешены главным образом старые, набившие оскомину работы. Я же, наоборот, обрадовался этим почти хрестоматийным образцам, как добрым знакомым, с которыми не виделся много лет. Были там, впрочем, и совсем новые творения, как признанных мастеров, так и молодых малоизвестных авторов. Примечательно, что черно-белая фотография по-прежнему превосходит цветную по силе эмоционального воздействия -- вот и на этой выставке лучшие вещи, на мой взгляд, были в монохромном исполнении.

В жанре пейзажа сильное впечатление оставляет работа В.Волкова "Солнечный свет". Горные громады заполняют пространство кадра; зернистый снег на переднем плане насыщен светом; на снегу в позе лотоса сидит голый человек, обратив лицо к небу, к свету. Эта фотография, выполненная в золотистой гамме, одна из лучших на тему гор, которые я когда-либо видел.

Пейзаж С.Коротаева изображает некую обсерваторию, кажется, на краю земли: геометрически правильный купол, а вокруг скелеты деревьев, в тусклом небе -- мрачное слепое солнце. Фотография называется "Мрак", и дивясь, в какой дикой местности построено сложное астрономическое сооружение, зритель верит, что разум человека все-таки сильнее темной безмолвной мощи природы.

Замечателен портрет в пейзаже Д.Ткаченко "На природе". Удивительным спокойствием, мягкой сосредоточенностью наполнен взгляд молодой девушки, лежащей как бы посреди мира. Технически не вполне совершенный, но чудный портрет в светлой тональности "Девочка с апельсином" сделан В.Ширяевым, наверное, в той самой стране, "куда уходит детство". И снова упомяну Коротаева, автора очень разных и очень хороших работ: "Счастливая", "Цыганское счастье", "Лес". "Лес", например, это какая-то сказка, это загадка, это тайна; в кадре царит волшебный сумрак, а излучающая мягкий свет женская фигура у ручья (может быть, наяда?) вызывает волнующие, не поддающиеся словесному выражению ассоциации.

Творчество Андрея Пашиса представлено большой коллекцией черно-белых работ, в основном изображающих в разных ракурсах одну и ту же обнаженную натуру. Взятая и рассмотренная в отдельности, каждая фотография как будто производит хорошее впечатление, а некоторые вещи по светописи просто превосходны, например "Домино" (название условное. -- А.Б.), где свет и тень делят обнаженное женское тело на две половины. Но, будучи выстроены в протяженный изобразительный ряд, холодноватые композиции Пашиса создают ощущение некоего конвейера, с которого сошли люди-манекены. (Это впечатление усиливалось тем обстоятельством, что в цветной серии А.Шмелева были запечатлены те же самые модели, порой в сходных позах, помещенные в аналогичную индустриальную среду.) Более живой и человечной кажется при сопоставлении старая фотография Пашиса "Счастливый отец", на которой молодой ошалевший отец держит на руках целую гроздь младенцев -- тройню: один орет, другой глядит на папу, третий сосредоточен.

Не могу не упомянуть работу 1978 года Германа Чернова "Биополе". Магнетизм стоящей в полутьме женщины, зыблящиеся тени ее рук, которым вторит узор штор, уже 20 лет гипнотизируют зрителя, до сих пор эта работа смотрится как истинно новаторская.

Заканчивая эти заметки, приходится немного сожалеть, что в экспозицию попали и откровенно рядовые работы, в связи с чем название выставки "100 лучших фотографий за 40 лет" представляется все-таки излишне помпезным. Думается, люди, проводящие отбор, могли бы быть более требовательными, что, впрочем, не умаляет их больших организационных заслуг. Друзья, приходите на выставку! А 3 рубля, которые вы заплатите за билет, это, в сущности, цена плохой любительской фотографии в минилабе. Вы не печатайте эту фотографию, читатель.

Арсений БЕРЕЖНЫЙ.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+198+1