Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32-33 (2368-2369) 16 августа 2002 г.

ПОЧЕМУ РОССИЯН
НЕ ВДОХНОВЛЯЕТ "КУРС РЕФОРМ"

Помните знаменитые программы срочного перехода к капитализму — "500 дней", "700 дней" и так далее? Всего полтора десятилетия назад многие верили в легкий, мгновенный переход от коммунистического застоя и экономических дефицитов к капиталистическому процветанию. И вот уже больше десятилетия кувыркаемся по ухабам и колдобинам переходного периода. От неоправданно радужных ожиданий перешли к беспросветному пессимизму. Уже почти никто не верит, что в ближайшие десятилетия оживет порушенная экономика, выберутся из нищеты народ, наука и культура. Хотя во время президентства В.В.Путина как будто делаются попытки восстановить разрушенное...

В.Накоряков,
академик РАН.

Иллюстрация

Вся беда в том, что среди руководителей страны еще много людей, пораженных вирусом скоропалительного реформирования. Эти люди заворожены словом "реформа", которое кажется им чем-то вроде волшебного заклинания. Вероятно, они считают, что этим словом можно все объяснить и освятить, всех вдохновить. А у народа слово "реформа" стало почти ругательным. С уверенностью можно сказать: ни один из "работяг", создающих материальные ценности, не понимает, что сейчас означает это "волшебное слово".

Российское правительство включает в программу реформ макроэкономические цели — снижение инфляции и ставки кредитного банковского процента, уменьшение безработицы, привлечение инвестиций и дальнейшую приватизацию. Все эти понятия для русского человека — пустые и бессмысленные. Россиянин мыслит конкретно и предметно. Вместо непонятных большинству обещаний лучше бы сказать, к примеру: "Мы построим газопровод из Восточной Сибири через Китай в Японию. За это будут платить хорошие деньги — и мы приведем в порядок, разовьем нефтегазовое хозяйство". Или: "Сдадим в аренду Сахалин, получим за это несколько триллионов рублей, вложим в ведущие отрасли — и это даст рост благосостояния для всех слоев населения, включая шестидесятилетних; начнем решать вечную для России проблему автомобильных дорог". Только при таких понятных, конкретных программах президент получит всенародную поддержку, необходимую для борьбы с коррупцией. Тогда, может, и возродится народный энтузиазм, начнется всенародное объединение во имя понятных и привлекательных целей. Отыщется все, что мы по неразумию потеряли в эпоху перемен...

Помнится, в начале перестройки реформаторы, вызубрившие теорию рыночной экономики, утверждали: экономика глобальна и интернациональна, принципы монетаризма всеобщи и вездесущи, от характера человека и нации тут ничего не зависит. Либерал-реформаторы смеялись над возражениями тех социологов и ученых Академии наук, которые говорили: нельзя переделывать экономику, не считаясь с характером народа. Инициаторы "шокотерапии" были уверены: стоит лишь разделить всю "общенародную", то есть государственную собственность, раздать всем по куску — и сразу начнется расцвет. Каждый схватится за доставшийся ему ваучер — и будут усиленно плодиться частные предприятия, фирмы и фермы. И государственные предприятия моментально превратятся в мощные корпорации.

Нелепо было ждать быстрых рыночных успехов от российского человека, воспитанного сотнями лет абсолютизма — царского, ленинского, сталинского, хрущевского, брежневского. Влияние абсолютизма не может исчезнуть ни за 500 и 700 дней, ни за десятилетие. Во многом отрицательный опыт рыночных преобразований в России убедительно доказал: экономика все же национальна, на нее ложится печать народного характера.

Очевидно, у россиян — не рыночный менталитет. Многие отечественные философы воспевали общинный характер русского человека. Настала пора трезво оценить "общинное наследство" во всей его противоречивости и неоднозначности. От общины осталось представление о равенстве всех перед законом и перед Богом. В очерках и книгах писателей-"деревенщиков" можно прочесть удивительные примеры, говорящие как о склонности наших соотечественников к коллективизму и к общественной деятельности, так и о боязни, нежелании принять на себя ответственность за свою судьбу и за свою семью.

Вот типичный эпизод из жизни общины. В одной деревне активные люди осушили болото, сдают землю в аренду или совместно обрабатывают. В другой деревне тоже нашлись "нарушители общественного спокойствия", призывавшие последовать примеру соседей. Большинство их осадило: будет так, как "мир" решит. "Мир", то бишь сход заседал много часов и решил: все оставим по-старому и будем жить, как жили предки. Община изначально консервативна, всегда подавляла инициативу и предприимчивость. Попытки богатеющего человека выделиться из общины обычно вызывали дикое сопротивление: доходило до поджога усадеб.

На мой взгляд, в нынешней деревне со времен общин и колхозов почти ничего не изменилось. Мало желающих стать фермерами, завести собственное крупное хозяйство. Значит, пока основными в селе должны остаться коллективные хозяйства. К чему приведет преждевременная торговля землей, начатая полулегально и теперь узаконенная Думой? Чем обернутся попытки уже сегодня перенести центр тяжести с коллективных хозяйств на частные? Боюсь, что это окончится очередной катастрофой, полным развалом деревни и сельского хозяйства.

В России фатально не хватает управленцев, лидеров. Еще одно следствие "общинного характера"... Талантливые организаторы встречаются крайне редко. В каждом регионе их можно пересчитать по пальцам. В Новосибирской области многие знают Бугакова. Он руководит громадным хозяйством в Ирмени, его продукция составляет весомую долю в валовом продукте области. Работающие в этом хозяйстве люди буквально молятся на своего руководителя. Но мне кажется, у него нет преемника, способного принять на себя ответственность за судьбу хозяйства и коллектива.

И в промышленности талантливый организатор и разумный хозяйственник — большая редкость. "Красные" директора, руководители крупных госпредприятий, превратившихся в акционерные общества, стали срочно строить себе дачные дворцы и переводить деньги со счетов предприятий на личные за границу.

По выражению известного предпринимателя Льва Черного, они воруют у себя. Ведь заводы-то уже не государственные. Какую прибыль и какие дивиденды принесут они акционерам (в том числе и самим директорам), если все напрочь разворовано?

А упомянутый Лев Черной, купив акции Красноярского алюминиевого завода, прежде всего позаботился о научной базе. Организовал Институт перспективных исследований для разработки новых технологий. Но Лев Черной — единственный в своем роде, таких предпринимателей в России больше нет. И, наверное, не будет еще много-много лет. Пожалуй, дефицит здоровой предприимчивости и управленческой инициативы вредит нашей промышленности даже больше, чем безумно плохо проведенная приватизация.

Между прочим, на Красноярском алюминиевом заводе в последние годы (после того, как Лев Черной продал свои акции и пост генерального директора покинул талантливый русский инженер и организатор Алексей Баранцев) нанимали управленцев из разных стран Европы и даже, говорят, из Австралии. Видимо, не нашли больше в Сибири и в России людей с "чувством хозяина", с чувством личной ответственности за вверенное дело. И это грустно. Кстати, в царской России талантливые организаторы промышленности тоже были наперечет — Демидовы, Морозовы, Рябушинские...

Лишь в современной торговле уже сформировалось новое, быстро развивающееся поколение предприимчивых людей. Кстати, и в прошлой России купечество традиционно было единственной влиятельной группой, достойно представлявшей страну за рубежом. Но в том, что нынешние "торговые люди" раньше всех восприняли рыночные реформы, нет ничего удивительного: купцы — хозяева рынка, нынче их время.

Удивляюсь, когда слышу даже от образованных людей: нельзя позволять иностранцам покупать акции наших крупных предприятий. Не то, мол, скупят втихомолку и незаметно всю страну. Но оглянемся снова на наше историческое прошлое: в царской России многие отрасли промышленности развивались, в основном, за счет иностранных инвестиций. Иностранный капитал поддерживал добычу южного, украинского угля и производство украинской стали, балтийские автомобильные заводы и легкую промышленность. В строительстве наших железных дорог участвовали голландцы, бельгийцы, швейцарцы и французы. Даже великую железную дорогу, связывающую Новосибирск с Владивостоком, Россия строила хотя и собственными "рабочими руками", но с помощью чужих денег — английских и американских. И это масштабное участие зарубежного капитала в нашей промышленности (или, как говорили некоторые патриоты, "чужеземное засилье"), вероятно, тоже объяснялось все тем же недостатком здоровой предприимчивости в стране. Недостатком людей, стремившихся разбогатеть не за счет рвачества и криминальных афер, а за счет умелой, разумной организации дела.

Нам нельзя отказываться от ведущей роли государства, которое в России всегда стояло "во главе всего". Уже ясно, что разгосударствление, приватизация многих крупных предприятий и стратегически важных отраслей — грубая ошибка. Что изменилось в "Газпроме" после того, как он из государственного превратился в полугосударственный, почти частный? Вяхирев и Черномырдин стали миллиардерами. Все доходы, вся так называемая природная рента начала уходить не в государственный бюджет, а в карманы бывших руководителей этого министерства.

То же и с РАО ЕЭС. Каким бы активным и энергичным ни был Чубайс, но его начинания слишком тенденциозны, жестко подчинены одной идеологии, одной программе. Словно он заучил с детства: вся экономика должна быть рыночной. Этот человек будто родился с глубокой ненавистью ко всему, что мы называли социализмом и коммунизмом. И одержим одной идеей — развалить, приватизировать энергетику и стать в ней хозяином, диктатором. Я разделяю его антипатию к коммунизму, но его позицию в целом считаю губительной для общества. Иногда кажется, что глава РАО ЕЭС переносит свою неприязнь к коммунизму на все государственное хозяйство. Непозволительно раскачивать ведущую отрасль безответственными экспериментами и рискованными отключениями от электросети, все больше смахивающими на шантаж. Ведь электроэнергетика управляет всей экономикой; от нее, без преувеличения, зависят безопасность, жизнь и смерть страны. Я уж не говорю о том, что электроэнергия не может считаться рыночным товаром хотя бы потому, что ее не накопишь впрок, про запас. Еще и поэтому мы все беззащитны перед Чубайсом. Не правда ли, порой возникает впечатление, что Россией управляет не президент и правительство, а Чубайс и главные акционеры "Газпрома"? Видимо, и нефтегазовый комплекс, и энергетику, и некоторые другие отрасли (включая производство алкогольных напитков) нужно как можно быстрее поставить под более значительное влияние государства.

Не выживет без государственной поддержки и сельское хозяйство. Не обойтись без нее ученым, даже бизнесменам и предпринимателям, готовым взяться за тяжелую промышленность, где нельзя ожидать скорой прибыли. Я уверен, что и всю промышленность не поднять без государственных инвестиций. Ведь русские "частники" вообще не стремятся вкладывать деньги в промышленность, предпочитают богатеть на торговле и спекуляциях. Похоже, в нашем правительстве до сих пор это не осознают. И так необходимое всем нам "осознание на государственном уровне" российских нужд и российской специфики произойдет лишь тогда, когда в руководящие органы, в правительство придут люди, изучавшие экономику не только по учебникам, но и с опытом практической работы в промышленности, в хозяйственных отраслях.

Я солидарен с теми, кто хочет сохранить и укрепить государственное влияние на экономику и другие сферы жизни общества. Но чтобы государственная власть не переходила в диктатуру, не оборачивалась потерей политических, гражданских свобод. Я — за восстановление сознательного единства народа во имя привлекательных и понятных всем целей, но против принудительного "единомыслия", которое мы уже испытали.

Видимо, неким идеалом для нас могут служить Швеция и Финляндия, где сумели соединить рыночную экономику с прочной государственной властью и с социальными гарантиями для населения.

Часто слышишь и мнение о том, что положительным примером, эталоном для нас становится Китай. Да, в Китае удается проводить все реформы при ведущей роли государственности, но китайский народ совсем не похож на россиян. Суть менталитета китайцев — в безоговорочном, безусловном всеобщем послушании верховной власти. Да и при всех нынешних успехах китайской экономики уровень развития наших стран несопоставим. Китай даже сегодня отстает от России по доходам на душу населения, по развитию науки и техники.

Нужно перенимать в зарубежном опыте все, что нам подходит. И ни в коем случае не подражать слепо, не обезьянничать. Не забывать об уроках десятилетия реформ и о характере народа. Но и не настаивать на некой мифической российской самобытности, на поиске особого пути. И, наконец, пора определиться, к кому мы ближе — к Западу или к Востоку? Интеллигенция все еще спорит об этом. На мой взгляд, Россия со времен Петра I приблизилась к Западу, и вряд ли нужно менять этот уклон. Учитывая наш исторический опыт, не стоит бояться иностранных инвестиций в машиностроение и другие отрасли. Однако, не надо и чрезмерно уповать на то, что "Запад и Америка нам помогут". Американцы скорее помогут Китаю — ввиду тамошней стабильности и громадного рынка, позволяющего получать быструю прибыль.

Как растить, воспитывать новые поколения россиян, чтобы они смогли устраивать свою судьбу без государственной опеки? Видимо, в средних и высших учебных заведениях нужно развивать у молодежи не только стремление к усвоению знаний, но и самостоятельность. Снова возрастет роль религии и церкви в формировании менталитета нации. Вспоминается, что в царской России все деятельные промышленники и купцы были верующими людьми. Однако вопросы о взаимоотношениях церкви и рынка, христианской идеологии и "золотого тельца" требуют особого разговора.

г.Новосибирск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+215+1