Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2424) 3 октября 2003 г.

БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР О БАЙКАЛЕ

«Закон Российской Федерации „Об охране озера Байкал“ как фактор устойчивого развития» — так называлась международная конференция, которая проходила с 16 по 19 сентября в Иркутске, в Институте географии СО РАН. В ней приняли участие ученые, представители Министерства природных ресурсов РФ, Федерального ведомства по охране природы Германии, научных и образовательных учреждений Федеративной республики Германия, Венгрии и Болгарии, Научного совета по проблемам озера Байкал СО РАН, администраций Иркутской, Читинской области, Республики Бурятии, муниципальных образований, общественных организаций — всего более 220 человек из 7 стран.

Г.Киселева

По существу, разговор, состоявшийся на форуме, стал продолжением, даже скорее, развитием темы, которая обсуждалась на двух правительственных совещаниях, состоявшихся этим летом в Иркутске. Какие же вопросы затрагивались, какие задачи ставились? Об этом рассказали журналистам на пресс-конференции участники конференции.

Заместитель главного ученого секретаря СО РАН, к.г.-м.н. Валерий ЕРМИКОВ:

— Закон, который мы обсуждаем, как неоднократно отмечали выступающие, имеет рамочный характер. Для реализации его нужна разработка так называемых подзаконных актов, регламентирующих ту или иную хозяйственную деятельность. Цель конференции — еще раз обратить внимание Министерства природных ресурсов и правительства на то, что нужно сделать в первую очередь, чтобы закон стал по настоящему действенным, чтобы в нем учитывались интересы живущих здесь людей. Сегодня больше вопросов, чем ответов. В выступлениях прозвучало, что пока не утверждена граница центральной зоны объекта мирового наследия, нельзя применить нормы допустимых воздействий на Байкал.

Исследованием проблем Байкала занимается много различных ведомств. И у нас в Сибирском отделении работает Научный совет по Байкалу, который возглавляет председатель Президиума Иркутского научного центра академик Михаил Кузьмин. Но нет межведомственной координации, координирующего органа, обладающего правом докладывать президенту, правом законодательной инициативы. Этот вопрос прозвучал и на совещании с М.Касьяновым.

Заместитель губернатора Иркутской области, профессор Ирина ДУМОВА:

— Само название конференции «…Закон, как фактор устойчивого развития региона» выдвигает на первый план важный элемент любого развития — экологическую сбалансированность, что особенно важно в регионе, где есть такой уникальный объект. В последнее время стало ясно, что система мер, которая намечена в законе, не учитывает всех интересов территории. Очень медленно продвигаются конкретные решения. Необходимо иметь комплексную схему охраны природных территорий и особых зон Байкала. И я согласна с тем, что нужен единый орган, координирующий всю деятельность на Байкале. Ведь вопросы, которые то и дело возникают, часто носят межотраслевой характер, потому и решения необходимы коллегиальные.

Надо еще смотреть, какие у нас есть субъекты, где они размещены, и где можно разместить новые. Представители бизнеса этим уже активно интересуются. И второй момент — сами нормы не должны иметь миллионы или тысячи показателей. Должны быть точечные нормы для конкретных объектов. Тогда понятно, какие технические характеристики закладывать, какие системы стимулирования применять, как в этих рамках развивать и поддерживать жизнь территорий.

Начальник управления природоохранной деятельностью на озере Байкал Министерства природных ресурсов РФ Валерий МОЛОТОВ:

— Именно на базе научных исследований должны вырабатываться конкретные решения. За этот год вышел целый ряд правительственных документов по Байкалу, но, как было отмечено в докладах, многие находятся на стадии проектов. Чтобы приобрести силу нормативных актов, им нужно пройти всю сложную процедуру согласований. Сегодня готовы проекты экологического зонирования, которые проходят согласительный процесс уже больше двух лет. Готовится перечень вредных веществ, схема комплексного использования природных ресурсов. Академическими институтами подготовлены нормативы допустимых воздействий. Но сложность в том, что на пути их принятия очень много «мин». И очень важно выработать такие решения, которые позволяли бы преодолевать их.

Нельзя сказать, что на Байкальской территории вообще отсутствует правовое поле. Закон о Байкале реализуется в совокупности с многочисленными федеральными законами и правовыми актами, в том числе и экологического нормирования, мониторинга. Но очень важно особенности Байкальской территории «вмонтировать» в федеральную нормативно-правовую базу.

Ирина Думова: — Это непросто — «вмонтировать в федеральную систему». Например, очистные сооружения города Байкальска, представленные на госэкспертизу, отвечали всем российским стандартам. А технические задания были выданы совсем другие. В результате проект, который прошел госэкспертизу и был представлен на финансирование, оказался в плену больших проблем: с одной стороны экологи потребовали очистку «до дистиллированной воды», с другой — экономисты возмутились: «а где ж мы такие деньги возьмем». Стоимость объекта увеличилась с 2,5 млн до 7 млн долларов.

Работа над реализацией закона требует осмысления, времени, и одновременно — изначальной поддержки и понимания. К сожалению, Министерство природных ресурсов РФ не советуется с учеными, с общественностью. Характерный пример этого года. Все долго готовились к приезду М. Касьянова. Но все наши попытки провести это обсуждение, выбрать направление, темы, результатов не дали. Все определяла Москва. Как будто у нас нет коллективов, способных решать вопросы, связанные с Байкалом.

Заместитель директора Института географии, организатор конференции Александр АНТИПОВ:

— Мы должны понимать, что логика самого закона — это последовательность действий. Все начинается с объекта и, как уже говорили, сразу возникает вопрос определения его границ. Вторая проблема — зонирование, определение правовых границ и регламента хозяйственной деятельности. Дальше — утверждение норм воздействия, разработка комплексных схем охраны природных ресурсов. То есть сама процедура последовательных действий по реализации закона уже прописана в его рамочной конструкции. Но мы должны каждую из этих позиций разработать в виде подзаконных актов. По нашим подсчетам, их больше двадцати. И каждый должен быть четко прописан, чтобы быть обязательным для реализации. Если мы будем опираться только на веру в благую волю, то поверьте, ни местное население, ни чиновники придерживаться «правил хорошего поведения» не станут. Нужно, опираясь на мировой опыт, регламентировать на правовой основе все стороны жизни и деятельности на Байкале.

У всех нас разные видения, разные мотивации, но Байкал у нас один, и необходимо интегрироваться, объединить интересы. Самая большая проблема сегодня, на мой взгляд, — вопросы, связанные с земельной политикой. По всему побережью разворачивается строительство, причем, без экологической экспертизы, без проектов. Населенные пункты не имеют границ, планов развития. Это неграмотная земельная политика.

Еще один серьезный вопрос — пожары. За этот год в Байкальском регионе сгорело более 1 млн га лесов. Нет ни одного профиля от берега до водораздела, чтобы его не пересекало пожарище. Мы теряем важнейший элемент формирования экосистемы.

И третье — о России судят по Байкалу. По данным рейтингов, он — самое привлекательное место для туристов. Байкал может нас прокормить. Но он не вложен в систему территориального развития, и мы должны подумать, как заставить имидж Байкала работать на социально-экономическое развитие региона.

И четвертое. Считаю, что на сегодняшний день нет единого определения ценностей Байкала. Каждый определяет их по-своему. Сейчас все — экспертизы, основные деньги по Байкалу концентрируется в Москве. Местную инициативу в центре, как правило, «рубят». Ведь была редакция закона о Байкале, но приняли другую, и она, как известно, получилась рамочной. Сейчас мы вынуждены постоянно обращаться к старой редакции. Были прописаны границы экологических зон, а мы сейчас прилагаем гигантские усилия, чтобы снова утвердить их. Все постановления, которые принимаются, не работают. Например, по запретительным зонам — нет границ центральной зоны, зато есть перечень видов запрещенных деятельности и т.д. То есть московские постановления не опираются на существующие реалии. Поэтому согласен с коллегами, что нужен единый управляющий орган, и нужна договоренность по всем вопросам — на всех уровнях.

— Исследования ученых подтверждают удовлетворительное состояние экосистемы Байкал, — отметил, подводя итоги дискуссий, председатель СО РАН академик Николай ДОБРЕЦОВ. — Не выявлено антропогенных изменений концентраций главных ионов, тяжелых металлов и видового состава фитопланктона. Концентрации токсичных металлов в стоке озера значительно ниже предельно допустимых. Нет угрозы для популяций омуля и байкальского тюленя. В силу громадного объема водного тела озера и природного механизма самоочищения вода в Байкале остается чистой.

Есть частичные сезонные изменения химического состава стока озера, локальные загрязнения, нарушения природных ландшафтов, в основном, из-за пожаров. Это становится в последнее время важнейшей экологической проблемой региона. И еще одна проблема рождена временем — после принятия Земельного кодекса РФ открыта возможность активной приватизации ценных в природном и социальном плане земель.

Закон «Об охране озера Байкал», сказал Николай Леонтьевич, создал рамочную конструкцию для введения правого поля на территории. Силами институтов СО РАН, на основе научно обоснованной методики, определены границы водоохранной зоны озера и зоны атмосферного влияния, проведено ландшафтное планирование буферной зоны, разработана концепция норм допустимых воздействий на экосистему, ведутся работы по созданию Комплексной схемы охраны и рационального использования природных ресурсов БПТ. Но остаются три тесно связанных меж собой комплекса проблем: недостаточность необходимой правовой базы, отсутствие эффективной системы государственного управления, недостаточные изученность и мониторинг уникального природного объекта для создания эффективных систем юридической и организационной регламентации. «Первоочередной задачей для выполнения Российским государством обязанностей в области охраны и экономического развития байкальского региона является создание специального органа, координирующего действия федеральной и региональной властей при поддержке научных организаций. Координация же научных исследований вполне по силам Научному совету СО РАН по проблемам Байкала», — подчеркнул руководитель СО РАН.

Участники конференции приняли проект решений, в которых отражены основные рекомендации, направленные на реализацию закона и устойчивое развитие Байкальского региона. Выпущен сборник материалов конференции.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+262+1