КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
«Разговоры и споры о Киотском протоколе идут уже давно. Одни
считают это благом, другие злом для нашей страны. Что же такое
Киотский протокол и как к нему относиться? Для этого давайте все же разберемся в его основных положениях и возможностях
использования, говорит В. Байдаков, генеральный директор ОАО
Новосибирский энергетический центр. Прежде всего, нас
жителей сурового Сибирского региона интересует, а что же нам
может дать этот международный документ, ведь вопрос климата,
тепла в наших домах, затратах на эти цели далеко не праздный».
В Новосибирске уже пять лет работает ОАО «Новосибирский
энергетический центр» (НЭЦ). Это акционерное общество создано в
1999 году после завершения четырехлетнего международного проекта
Европейского Союза Tacis «Восточные энергетические центры». Центр
стал одной из ведущих консалтинговых и инжиниринговых компаний в
сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии в
Сибирском регионе. С 2001 года НЭЦ профессионально занимается
вопросами Рамочной конвенции ООН по изменению климата и Киотским
протоколом к ней.
Итак, рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) была
принята в 9 мая 1992 года и вступила в силу в 21 марта 1994 года.
В настоящее время сторонами конвенции являются более 190 стран,
включая Россию, все развитые страны и страны СНГ. Конвенция
призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений
климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в
атмосфере на относительно безопасном уровне. Участники Конвенции
пришли к выводу, что выбросы парниковых газов надо снижать.
Причем это требование не только и не столько климатическое, а
экономико-энергетическое.
В конце 1997 года на Третьей конференции сторон РКИК в Киото
(Япония) был принят Протокол, закрепляющий количественные
обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой,
включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых
газов в атмосферу, а также механизмы реализации этих
обязательств. Этот документ и получил название «Киотский
протокол». Его ратифицировали 127 стран, включая всех,
подписавших его и присоединившихся, кроме США, Австралии,
Лихтенштейна и Монако. Весной 2001 г. США выступили с отказом
участвовать в Киотском протоколе. Между тем, США подчеркивали,
что они не будут принимать участие в первом периоде обязательств
по Протоколу (2008-2012 гг.), но примут активное участие в
переговорах по второму периоду (вероятно, 2013-2017 гг.).
В ноябре 2004 года Россия ратифицировала Киотский протокол, и
согласно регламенту, через 90 дней после поступления документа в
ООН, он вступил в силу.
Согласно Киотскому протоколу, страны, подписавшие его, должны до
2012 года сократить свои выбросы парниковых газов не менее чем на
5,2% от уровня 1990 года. Россия имеет относительно «мягкие»
обязательства (0%), от нас не требуется снижать выбросы ниже
уровня 1990 года, но, мы не имеем права и превысить их (в среднем
за 5 лет, с 2008 по 2012 год включительно).
В Протоколе заложены экономические механизмы международной
кооперации механизмы реализации этого процесса. Они основаны
на том, что климатические эффекты не зависят от места выброса
парниковых газов, а парниковые газы в атмосфере в известных
концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Эти механизмы
получили название «механизмов гибкости» Киотского протокола,
здесь имеется в виду гибкость в выборе места и средств.
Киотский протокол первый международный документ, использующий
рыночный механизм как подход к решению глобальных экологических
проблем. В России потенциал энергоэффективности и
энергосбережения «израсходован» еще только на небольшую часть, в
то время как в странах Европейского Союза и в Японии потенциал
уже почти полностью «выбран». Поэтому выполнить тот или иной
проект и снизить выброс в России на сегодняшний день существенно
дешевле, чем в большинстве развитых стран. Так, затраты на
сокращение выбросов 1 т СО2 составляют в большинстве случаев в
Японии $100-300, Западной Европе $65-200, США,
Канаде $20-150, России $1-10. Согласно Протоколу, развитые страны и
страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять
проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на
территории одной из стран и затем «делить» полученный в
2008-2012 гг. эффект «передавать» друг другу полученные
«единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название
«проектов совместного осуществления». Для сотрудничества со
странами, не взявшими на себя обязательств по сокращению
выбросов, предусмотрен в целом сходный механизм выполнения
проектов, который получил название «механизм чистого развития».
Кроме этого, предусмотрен «механизм торговли квотами» на выбросы.
То есть каждая страна может продать излишние или купить
недостающие квоты у другой страны. Квота России равна ее выбросу
в 1990 году. Если страна не расходует свою квоту полностью, то
она может переуступить или продать «свободную» часть другой
стране. К сотрудничеству с Россией уже выразили интерес несколько
стран: Япония, Канада, ряд стран ЕС, Норвегия.
Для России и ее регионов экономически выгодны инвестиции в виде
реализации «проектов совместного осуществления» и прямой продажи
квот на выбросы. По различным оценкам, ежегодные объемы
превышения выбросов парниковых газов (спроса на квоты) в
2008-2012 гг. оцениваются суммарно примерно в 150 млн тонн СО2
для стран ЕС и от 360-380 млн тонн СО2 для Японии, Канады,
Австралии, Новой Зеландии, Норвегии.
Оценить общее количество возможных инвестиций достаточно сложно.
Цена за 1 тонну квот может составить по минимальным оценкам около
3 долл., а по максимальным 15-20 долл. Хотя уже сейчас на
бирже идут торги на квоты по 8,9 евро за тонну квот. Полученная
доля инвестиций от участия покупателя квот, возникших в ходе
реализации проектов, может составить от 2% до, в некоторых
случаях, 100% от общего финансирования проектов. В целом для
России величина может составлять миллиарды долларов.
Сейчас наша экономика является, прежде всего, производителем и
поставщиком нефти, газа и другого сырья. В большой степени за
счет этих ресурсов обеспечивается сегодняшний уровень жизни и
экономическое развитие России. Уровень нашего технологического
развития, к сожалению, не лучший. Естественно, здесь речь не об
отдельных достижениях, а об уровне экономики в целом.
Для России имеет очень важное значение использование механизма
оценки энергоэффективности предприятий по уровню выбросов
парниковых газов и использование механизмов Киотского протокола
для создания системы реализации программ повышения
энергоэффективности. По существу, образовался правовой вакуум по
вопросам энергоэффективности, и система нормативных актов по
Киотскому протоколу может стать стройной системой для запуска
реальных механизмов энергоэффективности и энергосбережения в
России.
Суммарная эмиссия СО2 в нашей стране, согласно данным ЦЭНЭФ, в
1997 году составляла 1410 Мт СО2. При реализации потенциала
энергоэффективности хотя бы на 10% сокращение эмиссии составит
141 Мт СО2. При цене 5-10 евро/т СО2 возможно привлечение
инвестиций в рамках «проектов совместного осуществления» на
0,7-1,4 млрд евро ежегодно по самым скромным оценкам. При 10%
сокращении выбросов и при цене 5-10 евро/т СО2 дополнительные
годовые инвестиции в проекты совместного осуществления могут
составить: для всех регионов Сибирского федерального
округа 140-280 млн евро; Новосибирской области 12-24 млн евро;
Красноярского края 28,5-57 млн евро.
Реальный же потенциал энергоэффективности оценивается существенно
выше, до 25%, и, следовательно, инвестиционный потенциал может
составить большую величину.
В настоящее время Новосибирский энергетический центр и Фонд
энергосбережения Новосибирской области начали подготовку к
использованию возможностей механизмов Киотского протокола в
Новосибирской области, и мы надеемся, что процесс будет только
ускоряться. В целом же в Сибирском регионе активность в этом
направлении оставляет желать лучшего.
Как же обстоят дела конкретно в новосибирском Академгородке? К
сожалению, инвентаризации выбросов здесь не проводилось. Можно
оценить лишь выбросы, которые производит основной поставщик тепла
и электроэнергии ГУП «УЭВ СО РАН» и свалки Академгородка.
Известно, что около 80% всех выбросов в России образуются в
результате сжигания топлива. Исходя из этого, можно сказать, что
основная часть выбросов парниковых газов и на конкретной
территории в Академгородке образуется за счет деятельности УЭВ СО
РАН. Если исходить из топливно-энергетического баланса УЭВ СО РАН
2001 года, можно грубо оценить общий вклад в выбросы парниковых
газов Академгородка на уровне 500-550 тыс. тонн СО2. Если
ставить цель о повышении энергоэффективности на 10% при том же
энергопотреблении, то можно оценивать возможности привлечения
инвестиций по проектам совместного осуществления в 2,5-5 млн
евро ежегодно (при цене 5-10 евро/т СО2, либо о возможности
расширения числа потребителей на 10% при том же объеме
потребления.
Нельзя забывать и о другом существенном источнике выбросов свалках
бытовых отходов, которые генерируют метан, как результат
разложения, потенциал парникового эффекта у которого в 21 раз
больше СО2. Вообще о проблеме мусора хотелось бы сказать
отдельно, ведь в последние годы она превратилась в
самостоятельную проблему. Наши пляжи и берега завалены мусором,
около дачных поселков горы мусора растут как на дрожжах. Более
того, никто не следит и за состоянием наших «городковских» лесов.
Пройдите по университетской лыжной трассе и вы увидите настоящий
бурелом, упавшие деревья никто не убирает, хотя это ценное сырье
для производства и для отопления, тем более, что согласно
Киотскому протоколу сжигание биомассы и дров исключаются из общей
картины эмиссий СО2. Такое ограничение основывается на
предположении об устойчивом характере роста древесины сколько
потребляется, столько и вырастает. Эту возможность достаточно
серьезно начинают использовать в Европе, Прибалтийских странах,
используя в качестве котельного топлива древесную щепу и отходы
переработки сырья.
Главный потенциал Академгородка в решении проблем сокращения
выбросов парниковых газов, конечно же, сосредоточен в
перспективных чистых технологиях получения энергии. Это солнечные
элементы, ветро- и гидрогенераторы новых поколений, топливные
элементы, биогенераторы и совершенствование существующих
технологий получения и использования энергии.
Что же необходимо предпринять, чтобы этот потенциал заработал?
Для того, чтобы быть готовым участвовать в процессах
международной торговли квотами и проектах совместного
осуществления, необходимо предпринять усилия на уровне региона,
области, предприятия и выполнить ряд мероприятий. Требуются:
детальная инвентаризация выбросов по методике ООН на уровне
региона, области, предприятия; прогноз выбросов и инвестиционная
стратегия на долгосрочную перспективу; подготовка инвестиционных
проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов, в
первую очередь энергоэффективных проектов; заключение соглашений
с наиболее заинтересованными потенциальными партнерами (странами,
компаниями).
В этом плане Институтом теплофизики СО РАН и «Новосибирским
энергетическим центром» уже немало сделано в рамках программы
СО РАН «Энергосбережение». Выполнен ряд энергетических аудитов
институтов, сформулированы основные мероприятия по
энергосбережению. Появляется дополнительная возможность по
реализации потенциала энергосбережения на базе Киотского
протокола. В настоящий момент программу «Энергосбережение» СО РАН
логично будет скоординировать с планами реализации Киотского
протокола в России и Новосибирской области, которые сейчас
ускоренно готовятся.
В. Байдаков, генеральный директор
ОАО «Новосибирский энергетический центр».
стр. 10
|