ТРАДИЦИЯ НОВАТОРСТВА
С. Кутателадзе, профессор НГУ
В прошлом веке в России сложилась современная система
просвещения, которой мы не без основания гордимся. Следует при
этом помнить, что советские средняя и высшая школы появились из
царских не безобидным эволюционным путем, а родились после
двадцатилетнего периода катастрофической ломки и революционных,
зачастую трагических перемен.
Время все ставит на свои места и показывает события в должной
пропорции. Теперь довольно ясно, что достижения советских реформ
в образовании коррелируют с сочетанием лучших академических и
научных традиций прежнего (сохранение Академии наук, возвращение
степеней и званий, постепенный возврат к гимназическому
образованию и т.п.) со смелым привлечением новых людей и новых
революционных научных идей.
Сплав мудрости прогрессивной царской профессуры, сделавшей
однозначный выбор в пользу служения новому выбору своего народа,
с энтузиазмом, отвагой, жаждой знания и революционностью молодежи
стали источником жизненной силы новой высшей школы России. Именно
в те годы родились замечательные научные школы новой России в
области математики, механики, физики, энергетики, геологии и т.д.
Смелое реформаторство высшей школы в нашей стране было продолжено
и в послевоенные годы. Как математику, мне особенно приятно и
важно выделить вклад Ивана Георгиевича Петровского (1901-1973),
ректора МГУ с 1951 по 1973 гг., и Александра Даниловича
Александрова (1912-1999), ректора ЛГУ с 1950 по 1964 гг. Стоит
обратить внимание на их возраст в годы ректорства. В ЛГУ был
осуществлен переход к единому сквозному трехлетнему курсу
математического анализа, до сих пор не нашедшему аналогов в
мировой практике. Был создан знаменитый «шестой курс» для
переподготовки математиков и экономистов в специалистов по
математической экономике. В ЛГУ была создана кафедра
вычислительной математики, читались курсы по молекулярной
генетике, социологии. Большую роль в математических новеллах
сыграли мудрые старцы Владимир Иванович Смирнов и Григорий
Михайлович Фихтенгольц и молодые реформаторы ректор
Александров и будущий Нобелевский лауреат Л. В. Канторович.
В те же годы С. Л. Соболев (1908-1989) создает в МГУ кафедру
вычислительной математики, выступает в защиту генетики.
А. Н. Колмогоров (1903-1983) революционизирует учебный процесс, введя
в преподавание на третьем курсе интеграл Лебега и элементы
функционального анализа. Соболеву, Колмогорову и Петровскому в
те годы было около пятидесяти. На памяти старожилов Академгородка
множество смелых академических и административных решений в НГУ в
годы его организации и становления. Создавались специальности, не
имевшие аналогов в стране, например, экономическая кибернетика и
математическая лингвистика. А. И. Мальцев (1909-1967) добился
включения в обязательную программу уникального нового курса
«Алгоритмы и рекурсивные функции». Этот курс читался по рукописи
его еще не вышедшей книги. Л. В. Канторович создал кафедру
вычислительной математики, продолжая свою линию на синтез
теоретической и прикладной математики. На этой кафедре читались
функциональный анализ (Г.П. Акилов) и методы вычислений
(Г.И.Марчук). М. А. Лаврентьев и А.И. Мальцев инициировали передачу
кафедры математического анализа тридцатилетнему профессору
Ю. Г. Решетняку, который поставил свой революционный курс
математического анализа, где интеграл Лебега возникает уже на
втором курсе и где впервые в университетской практике
ориентированное интегрирование дано в рамках теории внешних
дифференциальных форм.
Многие из указанных (и еще большее количество неназванных) новелл
в преподавании осуществлялись быстро и решительно в смелом стиле
отказа от прежних методических догм и накатанной колеи учебного
процесса. В НГУ в административной сфере таким революционным для
той поры и безусловно прогрессивным стало решение о широком
совместительстве, привносившем в преподавание новости передовой
науки.
Следует осознать, что главная ценность оставленного опыта ТРАДИЦИЯ
НОВАТОРСТВА сплав энтузиазма и смелости юности с
мощной силой среднего возраста и спокойной мудростью стариков. В
настоящее время мы повсеместно наблюдаем отказ от новаторства,
происходящий, как это ни удивительно, под флагом сохранения и
защиты традиций. Скажем, ложно понятое уважение к А.Н.Колмогорову
заставляет отложить интеграл Лебега до третьего
курса. Господствует тенденция десятилетиями оставлять без перемен
когда-то передовые учебные планы. В радикально новых условиях
жизни страны для НГУ стало тормозом стремление сохранить и даже
умножить число совместителей, приводящее к неоправданному
размножению и дроблению аналогичных курсов. В этой связи к чтению
потоковых лекций и семинаров зачастую привлекаются рядовые, а не
лучшие исполнители. В результате труд преподавателей стал по
существу неоплачиваемым и, стало быть, рабским.
Мы развешиваем портреты уважаемых предшественников и героев
прошлого, называем их именами аудитории и улицы, но безвозвратно
теряем самое главное, внесенное предками в преподавание, обостренное
чувство нового, стремление сократить дистанцию между
передовым фронтом науки и студенческой скамьей.
Сохранять лучшие традиции отечественной высшей школы это
значит смело реформировать учебные планы, приближать преподавание
к современному уровню науки, отвечать вызовам времени. У нас есть
кого вспомнить и есть на кого равняться.
стр. 14
|