Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2292) 9 февраля 2001 г.

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ ОБ "УТЕЧКЕ УМОВ"

Проблема "утечки умов" (а скорее — отъезда молодежи за рубеж) широко обсуждается в разных слоях российского общества. Эта проблема поднималась и в нашей газете "Наука в Сибири". По этому поводу можно услышать или прочитать порой прямо противоположные мнения.

Альберт Дучков, д.г.-м.н.
Рауль Исмагилов, к.ф.-м.н.
г. Новосибирск

Одни считают, что это положительный процесс, другие — оценивают отрицательно, но часто высказывают мнение, что интеллектуальный потенциал России от этого не пострадает. Эта проблема всегда интересовала и авторов статьи, но толчком к ее написанию послужило ознакомление с новой информацией по этой теме, которая позволила взглянуть на значение процесса "утечки умов" с другой стороны и придала этой проблеме более общий смысл. Мы полагаем, что широкому кругу читателей попавшиеся нам на глаза факты также могут быть не известны.

Сравнительно недавно в одном из бюллетеней Европейской комиссии (RTD info, № 26, 2000) была приведена диаграмма (рисунок) изменения численности "молодого" населения (возраст 15–24 года, синяя кривая) по сравнению с численностью "пожилых" (возраст 55–64 года, красная кривая) в странах Европейского Союза за 1995–2000 гг., продолженная вплоть до 2025 г. Выбор этих возрастных групп обусловлен тем, что первая из них представляет тех, кто готовится вступить или уже вступает в активную жизнь, а вторая — тех, кто заканчивает активную деятельность и выходит на пенсию. Таким образом, в странах ЕС в 1995 г. отношение количества "молодого" населения к численности "пожилого" составляло 1.25, в настоящее время — чуть больше 1.10. Прогнозируется, что в 2007 г. эти возрастные группы сравняются по численности, а уже к 2025 г. отношение между ними уменьшится до 0.7. Для сравнения можно указать, что в 1980 г. отношение между "молодыми" и "пожилыми" возрастными группами в странах ЕС колебалось в пределах 1.5–1.8 (Демографический энциклопедический словарь. М.: 1985). Можно подчеркнуть, что по прогнозам население в возрасте свыше 65 лет составит в 2025 г. 38% от общей численности населения в странах ЕС. Очевидно, что в настоящее время в странах ЕС формируется регрессивный тип возрастной структуры населения, характеризующийся сравнительно большой долей пожилых и старых людей и суженным воспроизводством населения (по Ф.Бургдерферу). У нас нет данных, но подобная ситуация вероятно имеет место и в Северной Америке.

А как обстоит дело в России? Мы не изучали специально этот вопрос, но по данным из Российского статистического ежегодника (1998) можно рассчитать, что в 1980 г. отношение между "молодыми" и "пожилыми" возрастными группами (в том же понимании) примерно 2.1, а в 1995–1998 гг. этот показатель колебался в пределах 1.2–1.3. Прогноза дальнейшего развития событий, подобного приведенному на рисунке, мы не нашли, хотя может быть он и есть. Можно предположить, что в России ситуация должна быть близкой к европейской. А может быть и более острой вследствие "ужасающего истощения человеческого ресурса в результат реформ 90-х годов" ("Советская Россия", 9.11.2000). Мы не будет раскрывать последнее замечание. Оно известно всем и постоянно подтверждается все новыми данными, сообщаемыми СМИ разной ориентации. Отметим только совсем недавнюю перепечатку в НВС (№ 2, январь 2001) статьи из газеты "Le Temps", в которой анализируется демографическая ситуация в России и отмечается уменьшение нашего населения на 6 млн. человек с 1992 по 1999 г., вследствие резкого снижения средней продолжительности жизни (65.9 лет, а у мужчин — 59 лет) и уменьшения рождаемости.

Таким образом можно констатировать, что наша страна, вместе с Европой (а скорее всего и с Северной Америкой) вступает в принципиально новый период развития, когда в структуре населения будут преобладать "пожилые" люди. Мы не специалисты-демографы, нам трудно в целом охватить эту проблему. Очевидно, что придется как-то приспосабливать всю структуру материального производства для обеспечения сносного существования увеличивающейся со временем "пожилой" части общества в условиях, когда численность трудоспособного населения будет постоянно уменьшаться. Естественно, что предупредить и в какой-то мере выправить ситуацию в каждой стране можно, найдя пути роста или хотя бы стабилизации молодой части населения.

Нам неясно, знает ли наше руководство о грядущих демографических проблемах. Однако несомненно, что созданная им экономическая обстановка в общем способствует этому (сравнительному росту "молодой" группы) посредством ужесточения условий существования "пожилых" и ускоренного ухода их из жизни. Установление и поддержание вот уже на протяжении 7–8 лет пенсионного обеспечения на уровне 40–50% от прожиточного минимума прямо способствует этому.

Западная Европа и США, раньше нас почувствовав столь опасное изменение демографической ситуации (графики рисунка являются тому свидетельством), предпринимают активные меры по ее изменению посредством создания благоприятных условий для иммиграции в свои страны в первую очередь молодежи из других государств. В этот процесс вписывается и "утечка умов", и иммиграционные призывы различных агентств, расплодившихся в последние годы в нашей стране. Запад понял необходимость притока молодых людей уже достаточно давно и теперь на стареющее "свое" население там уже работает многочисленный слой молодых и среднего возраста специалистов из стран "остального мира". Весьма откровенно эта иммиграционная политика изложена в интервью А.Гора и Д.Буша, также недавно опубликованного в "НВС" (№ 46, ноябрь 2000). Оба признали, что без роста иммиграции США не справятся с потребностями в специалистах, что необходимо увеличить в 2002–2003 гг. количество виз типа Н1-В (для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов — магистры и выше) до 200 тыс. в год. В СМИ проскальзывают сообщения, что Великобритания, Франция и Германия практически сняли ограничения для въезда в страну специалистов в области вычислительной техники. И так далее.

В России проблема, конечно, еще не осознана в полной мере. Серьезных мер для подготовки к новой ситуации практически не предпринимается. Хотя оживились дискуссии о необходимости поддержки молодежи. Но это все полумеры.

На наш взгляд, необходимо существенное изменение государственной политики в этом плане с целью:

а) Создания условий для снижения эмиграции. Кое-что начинает делаться. Так, 28.11.2000 Правительство России обсудило стратегию привлечения молодежи в российскую науку и обеспечение оборонных отраслей промышленности инженерными и научными кадрами ("НВС", № 47, 2000). Но только этим эмиграцию не остановить. Необходимо обеспечить существенное улучшение жизни всех слое населения;

б) Создания условий для привлечения молодежи из стран СНГ на учебу в вузы России. Известно, что примерно 50% подготовленных таким образом молодых специалистов остается в стране обучения;

в) Создания благоприятных условий и обстановки для иммиграцию в Россию из стран СНГ русского и иного населения. В этом плане стоит перенять опыт поддержки переселенцев Германией и Израилем.

Все вышеприведенное позволяет резюмировать, что "утечка умов" приводит не только к потере интеллектуального потенциала России, но и к серьезному перекосу в возрастной структуре населения, дополнительно ухудшающему и без того сложную демографическую ситуацию в стране.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+35+1