Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2549) 7 апреля 2006 г.

МЫ СТРОИМ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Евгения КОЛОМАК, молодой доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства, стала одной из победительниц конкурса «Лучшие экономисты РАН» 2006 г., объявленного Фондом содействия отечественной науке.

Иллюстрация

Евгения КОЛОМАК — выпускница экономического факультета НГУ, работает в Отделе территориальных систем ИЭиОПП, преподает в НГУ. Наша героиня является автором 50 научных работ, результаты ее исследований докладывались на международных семинарах и конференциях. Она выступала по приглашению с публичной лекцией в Центральном Европейском университете, руководила проектами РГНФ, Московского представительства Всемирного банка, института «Открытое общество» и др.

Наш корреспондент Валентина САДЫКОВА встретилась с лауреатом престижного конкурса и попросила Евгению Анатольевну рассказать об исследованиях, получивших такую высокую оценку.

— В начале 90-х годов я занималась проблемами народнохозяйственного планирования в территориальном разрезе, но в связи с происходящими в экономике трансформациями эта тема стала менее актуальной. В стране началась перестройка в экономике, политике, начала формироваться федеративная система. Была поднята тематика, касающаяся федеративных, экономических отношений «центр — регион», взаимодействия между регионами — она была близка к тем проблемам, которыми я занималась раньше.

И я стала развивать это направление. Начала с бюджетных отношений, а потом меня заинтересовали вообще проблемы политэкономического характера: как принимаются решения на региональном уровне, на федеральном, взаимодействие экономических, политических факторов. Основные мои работы последних лет связаны как раз с изучением политэкономических аспектов проблемы федерализма. Докторская диссертация посвящена также одному из направлений федерализма — изучению регулирования конкурентной средой на субфедеральном уровне России, влиянию регионального уровня управления на процесс формирования конкурентной среды; рассмотрены рыночная инфраструктура, налоговые льготы и другие инструменты.

— И какой практический вывод вы делаете в своей работе?

— Практический вывод заключается в том, что не нужно развивать формы протекционизма на субфедеральном уровне в виде дополнительных субсидий, избирательных льгот отдельным предпринимателям, защиты отдельных предприятий от банкротства. Лучше создавать общие условия для развития территорий. На мой взгляд, на федеральном уровне должна формироваться система защиты от внешних производителей, а не создаваться условия, мешающие развитию конкуренции внутри страны.

Один из результатов моего анализа заключается в том, что субсидии разумны, если они приводят к реструктуризации, к повышению производительности труда. Субсидии — это бюджетные средства, которые могут быть направлены на развитие промышленной, рыночной, социальной инфраструктуры. У нас же получается, что средства отвлекаются, а значимого эффекта, влияния на развитие территории не оказывают.

С другой стороны, были выявлены положительные эффекты законодательных мер привлечения инвестиций, по которому предприятие, реализующее инвестиционный проект, получает льготы на общих основаниях. У нас практически во всех субъектах Федерации приняты законы об инвестициях, где оговорены льготы и гарантии, которые предоставляются инвесторам за счет субфедеральной части налогов.

Я анализировала развитие инфраструктурных элементов: банков, кредитных и страховых учреждений, дорог, систем связи. Подтвердилось, что развитие инфраструктуры, эффект которой распространяется на всех участников рынка, также стимулирует производство. Когда все предприятия находятся в равных условиях, конкуренция на рынке повышается.

— А проводились ли исследования по предприятиям Новосибирска?

— Работа, о которой шла речь, посвящена в основном сравнению регионов России, субъектов Федерации. Но было и другое исследование, для которого администрация НСО предоставила информацию по инвестиционным проектам и более подробной структуре субсидий, налоговых льгот. Я делала и отдельный анализ, опираясь на выводы только по Новосибирской области. Наш институт совместно с московской аудиторской компанией участвовал в работе, посвященной проблеме реформирования общественных финансов. Работа выполнялась для Министерства финансов. В ее рамках для Новосибирской области был подготовлен соответствующий отчет по качеству управления общественными финансами.

— И что, рекомендации экономистов учитываются властью?

— Рекомендации ученых вообще не очень учитываются, тем более работающих на периферии. Есть группы ключевых экономистов, которые работают в Москве и являются постоянными исполнителями исследований. Но, к сожалению, наш институт не принадлежит к их числу.

Что касается наших рекомендаций, мы их публикуем, стараемся донести до общественности, участвуем в конференциях. Но на самом деле органы не только федерального, но и субфедерального уровня должны прислушиваться к выводам экономистов. Например, что касается субсидирования и протекционизма. На уровне Федерации давно было провозглашено прекращение субсидирования. Отчасти это связано с тем, что прежнее положение противоречило международным соглашениям: если мы вступим в ВТО, там есть определенные ограничения на субсидирование. С другой стороны, субфедеральный уровень имеет достаточно широкие полномочия в этой сфере и в явной или неявной форме осуществляет меры поддержки предприятий. Здесь политика федерального центра и субфедерального уровня совершенно различна. Конечно, на мой взгляд, сейчас все-таки больше порядка стало в области выстраивания многоуровневых федеративных основ управления, более ясных и понятных по сравнению с хаосом начала 90-х: федеральный, субфедеральный, местный уровни власти. Я бы не сказала, что все очень эффективно устроено, но это более регламентированный порядок. Россия сейчас близка к международным стандартам. Налоговые полномочия, например, соответствуют международным принципам. С другой стороны, местный уровень власти по-прежнему имеет очень узкую собственную налоговую базу, а по международным стандартам — это основа федеративного устройства, местного самоуправления. Нужно рассматривать и размеры налоговых доходов, размеры ставок, которые выплачивают предприятия и все налогоплательщики — они должны пересматриваться в пользу местного уровня.

— Евгения Анатольевна, а планы на будущее у вас с какой темой связаны?

— Тема, которую я выбрала, достаточно обширна. Сейчас я занимаюсь изучением административных барьеров в бизнесе, возникающих на субфедеральном уровне: регистрация предприятий, лицензирование, сертификация и т.д. Эта тема выиграла грант, так что буду продолжать исследование, тем более, что аспектов здесь очень много.

— Вы ведь и преподавательской деятельностью занимаетесь?

— Да, я преподаю в НГУ с 1992 года. Это очень полезно — сочетать научную деятельность с преподавательской. Исследователь глубоко занимается узкой проблемой, может быть, в ущерб широте и систематизации. Преподавательская работа предполагает систематизацию и более широкие границы. Бывает полезным сначала самому во всем разобраться на базовом уровне, а потом уже рассказывать студентам. Я преподавала много курсов: микроэкономику, макроэкономику, вела семинары по эконометрике, по анализу временных рядов, сейчас веду спецкурс по эконометрическому анализу панельных данных. Какое-то время я состояла на административной работе в Центре европейского образования при НГУ, работала заместителем директора и вела курсы, связанные с международной экономикой, ту часть, которая относится к европеистике. Это было нелегко — каждый раз осваивать новый предмет, но с другой стороны, это полезно, поскольку помогает быть грамотным человеком.

— Говорят, современные студенты сильно отличаются от прежних?

— Они мне нравятся, они более активные, более свободные, для них меньшую роль играют авторитеты. Когда мы учились, для нас профессор находился на недосягаемой высоте. Теперь такого почитания нет. Они живые, от них отдача есть. Многие работают, знают прикладные вещи, пытаются сразу применять те знания, которые мы им даем, задают вопросы, связанные с работой. Они знают, для чего учатся. На экономическом факультете всегда были очень хорошие студенты, которые, окончив НГУ, работают и в науке, и в управленческих структурах, и в бизнесе.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+371+1