ПАТРИОТИЗМ, ЗАВЕЩАННЫЙ ПРЕДКАМИ
В конце 2005 г. вышла в свет новая книга известного сибирского этнографа, доктора исторических наук Ф. Ф. Болонева «Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX начале XX в.» (Новосибирск, «Книжица»).
На богатом архивном документальном материале воссозданы и освещены события, происходившие в XIX начале XX века в русских волостях Западного Забайкалья. Издание посвящено 100-летию русско-японской и 90-летию Первой мировой войн. В книге также приведены документальные данные об участии забайкальцев в Отечественной войне 1812 г. и в Крымской войне 1853-1856 гг. Показаны яркие примеры хозяйственной деятельности, общинной взаимопомощи в русских селах Забайкалья, военные и культурно-бытовые традиции.
Ученый вводит в научный оборот новые, до сих пор неизвестные исторические факты, позволяющие показать роль русского крестьянина в сельскохозяйственном производстве и его активное участие в военных событиях того бурного периода нашей истории. Исключительно большое внимание в книге уделено старообрядцам Забайкалья, семейским, которые, не имея многих гражданских прав, служить в армии были обязаны. Автор часто возвращается к теме патриотизма, считая его прекрасным свойством сынов Отечества, а воспитание гражданина невозможным без знания подлинных исторических фактов, героических деяний народа, к которому принадлежишь.
Любовь к Родине в высшей степени была присуща староверам Забайкалья, которых власти считали пасынками России. Но вот как относился 60-летний старообрядец к защите Отечества в период русско-японской войны: «Убьють сына другого пошлю! Убьють другого третьего пошлю, если и его убьють сам пойду!» Без подобных фактов трудно восстановить дух россиян.
В книге приведено много примеров патриотизма, проявленного и простыми русскими людьми, и военачальниками, такими, как адмирал Степан Макаров, генерал Роман Кондратенко, бывший душой обороны Порт-Артура. Автор не умаляет военных достоинств японцев и приводит примеры патриотического воспитания в Японии. Так, английский генерал Гамильтон, состоящий при японской армии во время русско-японской войны, писал: «К патриотизму, всосанному японским солдатом с молоком матери, правительство озаботилось привить инициативу, быстроту и сообразительность. Это совершается в школах, где воинская доблесть стоит во главе всего курса обучения». У русских не было подобной подготовки, но они «умели умирать за Отечество» и проявляли истинные чудеса храбрости. Солдаты России и Японии одинаково доблестно исполняли свое назначение в течение всей осады Порт-Артура. Эти достоинства вызывали величайшее восхищение у всего мира.
Не обойдены вниманием в монографии некоторые актуальные геополитические проблемы. В 1894 г. философ и поэт Вл. Соловьев написал стихотворение «Панмонголизм», в нем он высказал предостережение о возможности покорения Европы массами сыновей желтой расы:
О Русь! Забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Об этом не стоит забывать и ныне.
В монографии представлены ранее неизвестные материалы об участии забайкальцев в первой мировой войне. Людские потери в ней составили более 10 млн человек убитыми и свыше 20 млн ранеными, контуженными, отравленными газами. Поистине «сыновей не рождает война, сыновей поедает она» (Гамзат Цадаса).
Ф. Болонев справедливо сетует на то, что роль народа в истории России освещается недостаточно верно или предвзято. «Правдивой биографии русского народа у нас нет». Тем не менее, русский человек всегда ценил знания и гордился своими подвижниками на ниве просвещения. У старообрадцев Тарбагатая, что в Бурятии, автор записал следующее изречение: «Человек, начинающий учиться, подобен восходящему светилу; человек, достигший высот знания, подобен полуденному светилу (солнце в зените), человек, бросивший учение, подобен заходящему солнцу». Это справедливо для всех времен.
Книга иллюстрирована редкими фотодокументами тех времен, в ней приведены списки ратников, жителей селений это благодатный материал для составления генеалогии родов. В целом монография Ф. Болонева документальная память той эпохи.
Наш корр.
стр. 8
|