К НЕЙ ЛЮБЯТ ПРИХОДИТЬ ДЕТИ
Ольга Ушакова, "НВС".
Уже много лет Людмила Павловна Зверева отдает большую часть
своего времени детям и подросткам. Самым разным — знакомым и
незнакомым. Они приходят к ней не по долгу или приглашению, а как
к старшему другу и учителю. Приходят потому, что от друзей или
близких слышали — у Людмилы Павловны можно узнать много
любопытного и научиться чему-нибудь интересному.
... Свой пенсионный рубеж Людмила Павловна перешагнула больше 25
лет назад, но глядя на нее, этого ни за что не подумаешь —
легкая, стройная, подвижная, она не ходит, а словно "летает". На
лице улыбка, а в глазах — внимание и исследовательское
любопытство, сохранившееся со времен работы в Институте цитологии
и генетики. А работала она в лаборатории академика Д.Беляева.
Стены ее комнаты в квартире на первом этаже сплошь заставлены
стеллажами с книгами. Но не только... Из книжных рядов она
вытаскивает одну за другой плоские коробки — и вот уже перед
нами самая настоящая выставка художественных работ, выполненных в
очень оригинальной технике. С листов черной "бархатной" бумаги на
нас смотрят собаки, кошки, жираф, лошадь, сова... Сверкают
глазки, блестят носики, переливается шкурка. Это надо же — так
живо все нарисовать! Только вот кисть здесь ни при чем. "Рисует"
Людмила Павловна не красками, и не кистью, а пинцетом. Сначала
через кальку переносит с фотографии очертания выбранного
животного, а потом, захватывая пинцетом тонкие волокна хлопка,
ваты или тополиного пуха, укладывает их на шершавости черного
"бархата", слегка прижимает, расправляет, и пожалуйста — перед
вами портрет какого-нибудь Барсика или Мурзика.
Каким-то непостижимым образом вата и черная бумага, пройдя через
ее руки, высвечивают характеры животных. Вот полная достоинства
морда дикой собаки динго, вот самочка сеттера — просто настоящая
аристократка, а вот котеночек с глазами полными слез —
обидели...
Однажды в Институте цитологии и генетики была выставка этих работ
Людмилы Павловны. После выставки остался альбом с отзывами, где
один наш известный биолог написал: "Ваши работы заставляют
задуматься о нашем совершенно неоправданном человеческом
снобизме. Спасибо за урок истинного человеколюбия".
Эта техника очень нравится детям. И они приходят посмотреть и
поучиться. Да что там малыши, к Людмиле Павловне постоянно
приходят и девушки-студентки с той же просьбой — научите! И вот
тут-то выясняется, что Людмила Павловна и красками в технике
"отмывки" и монотипии создает великолепные миниатюры — горные
пейзажи, океанские просторы, зеленые берега, леса и луга. Можно
попробовать гуашью, а можно — маслом.
А еще прямо с книжных полок на ее рабочий стол свешиваются
ажурные металлические вещицы — тоже предмет художественного
интереса. Помните, в свое время в "барахольных" рядах продавались
закрученные из металлических полосок крошечные столики и
стульчики, разные игольницы и булавочницы? Такие штучки умеет
делать и Людмила Павловна. Только как-то уже поинтереснее — а ее
ученицы "выкручивают" из кофейных и селедочных банок конфетницы и
сухарницы прямо-таки музейного вида. Полоски нарезаются такие
тонюсенькие, рисунки выдумываются настолько фантазийные, что все
это начинает походить на известную технику скани из проволоки.
Пробовала Людмила Павловна и бересту, и выжигание по дереву, и
роспись деревянных яиц... А на прощанье показала нам еще одно,
можно сказать, диво веселое — двух кукол-страусят в половину
человеческого роста вместе с шеей и ногами. Но не простых, а из
тех, что в кукольных театрах "выступают". Вверху — крестовина и
темные нитки, а внизу — сами птички, по мановению руки кукловода
переступающие лапками и кланяющиеся. Этих кукол Людмила Павловна
делала для своих внуков, но и сейчас иногда показывает приходящим
ребятишкам. Ведь делала-то она их сама.
Наверно, все, что возьмет в руки Людмила Павловна, способно
превратиться в нечто творческое и неожиданное. Просто душа у нее
такая — "художника и натуралиста", как написал в том самом
альбоме академик Д.Беляев.
стр.
|