Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2585) 28 декабря 2006 г.

ЖИЗНЬ, В КОТОРОЙ БЫЛ БАХ,
БЛАГОСЛОВЕННА…

Эти слова принадлежат выдающейся пианистке ХХ века Вере Августовне Лотар-Шевченко, и начертаны они на ее скромном надгробии на Южном кладбище под новосибирским Академгородком. В Новосибирске 14 декабря подвели итоги Первого международного конкурса пианистов памяти замечательной исполнительницы, этими словами благословившей даже такую нелегкую жизнь, шестнадцать последних лет которой довелось прожить ей самой в этом городе («Вспомнить Веру…», «НВС», № 4, 2006 г.).

В. Бякин,
«НВС»

Иллюстрация

В конкурсе приняли участие молодые пианисты из Узбекистана, Хорватии, Японии. Но подавляющее большинство участников были, конечно же, из России. Жюри под председательством известного французского пианиста, профессора Берлинского университета искусств и Национальной консерватории Парижа Паскаля Девуайона присудило пальму первенства шестнадцатилетнему учащемуся 10-го класса Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Филиппу Копачевскому (класс засл. деят. искусств Республики Татарстан  К. А. Шашкиной). Выступая на церемонии закрытия конкурса, Паскаль Девуайон, в частности, сказал, что считает искусство исполнителя сродни мастерству переводчика — как можно более точно довести до слушателя смысл того, что хотел сказать автор. Исходя из этого он и старался оценивать творчество представленных на конкурс пианистов. От себя добавим, что сегодня о высказанной месье Девуайоном аксиоме неплохо было бы помнить всем новоявленным «реформаторам-интерпретаторам» классики, легко позволяющим себе «новое прочтение» действительно великих произведений прошлого. В день закрытия конкурса его лауреатами и дипломантами был дан концерт, в котором звучала нестареющая, вечно прекрасная и такая любимая Верой Августовной музыка Бетховена, Брамса, Листа и других композиторов — музыка, которая составляла всю цель и весь смысл ее нелегкой жизни, музыка, которая помогла ей выжить в застенках «ГУЛАГА» — там, где она могла звучать лишь в душе одинокой женщины, по судьбе которой всей своей тяжестью проехалось «красное колесо великой страны Советов».

Говорят, что Вере Августовне неоднократно предлагали вернуться в страну своей молодости — во Францию. Потрясает тот факт, что она отказывалась сделать это, аргументируя тем, что «это было бы предательством памяти тех женщин, которые помогли ей выжить». Задумаемся, многие из нас были бы способны на такое? Где же истоки той силы, которая заставила хрупкую творческую личность проявить столь недюжинную твердость, связав себя обязанностями перед страной, сломавшей ей жизнь? Наверное, эти истоки нужно искать все в той же музыке. Неумолимое время все дальше относит от нас образ Веры Августовны, и судить о ней мы можем только по воспоминаниям людей, знавших ее лично. Одним из них стал известный российский журналист — ныне москвич, а когда-то новосибирец — Юрий Данилин, стараниям которого конкурс памяти В. Лотар-Шевченко обязан своим рождением. В своей книге Ю. Данилин вспоминает, что Вера Августовна всегда была в сложных отношениях с бытом: сгоревшие кастрюли, испортившийся сыр, полуживой холодильник… Вероятно, все это нимало ее не заботило. Она жила в другом измерении — там, где вместе с ней были только Бетховен и Бах, Шопен и Дебюсси, там, где безраздельно властвовала МУЗЫКА.

Могу лишь предположить, что именно МУЗЫКА, безмолвно звучавшая в вырезанной на тюремных нарах фортепианной клавиатуре под пальцами униженной в условиях заключения женщины, помогла ей не сломаться духом, возвыситься над «колючкой» зоны и, несмотря ни на что, ВЫЖИТЬ. Выжить и войти в историю далекого от Франции Новосибирска. Пусть хотя бы так, в форме конкурса памяти выдающейся пианистки. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. А вообще-то, можно вспомнить, сколько еще существует в Новосибирске улиц со столь «романтичными» и «ласкающими слух» названиями, как Автогенная или Бетонная… Да одних только Бронных переулков восемнадцать! (Фантазии не хватило, что ли?) И нет среди них улиц имени Нобелевского лауреата Леонида Канторовича, народной артистки СССР Лидии Мясниковой, замечательной пианистки, неизбалованной почетными званиями социалистического государства, Веры Лотар-Шевченко… Все это были люди, которые своими знанием, мастерством, талантом, искусством несли славу нашему городу. Склоним перед ними головы!

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+401+1