Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24 (2609) 14 июня 2007 г.

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ШАГ В БУДУЩЕЕ

Программа кандидата на должность ректора НГУ профессора Владимира Собянина.

Иллюстрация

Основу программы составляют подготовленные при непосредственном участии кандидата:

— концепция развития НГУ;

— проект «Обоснование концепции создания федерального исследовательского университета на основе партнерства НГУ и Новосибирского научного, инновационного и технологических центров»;

— заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, по которой НГУ в 2007-2008 гг. должен получить из федерального бюджета 901 млн руб.;

— уже действующие программы по капитальному строительству главного корпуса Университета и общежитий с финансированием в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) 135 млн руб. на ближайший год;

— заявленные в Федеральное Агентство по образованию РФ программы «Гостевой дом», «Вузовский центр по нанотехнологиям».

Программа предусматривает, что основными стратегическими целевыми установками развития Новосибирского государственного университета являются:

— опережающее развитие НГУ по сравнению с другими университетскими центрами Сибири и России в целом;

— стабильное лидерство НГУ на рынке образовательных услуг по подготовке элитных кадров для науки, образования и экономики;

— постоянное расширение тематики и рост качества фундаментальных и прикладных исследований;

— стремление к инновациям и взаимодействию с бизнес-структурами;

— достижение устойчивости финансирования текущей деятельности и программ развития НГУ;

— постоянный рост позиций НГУ в международных и российских рейтингах;

— развитие человеческого капитала и корпоративной культуры НГУ.

Общепризнанные основополагающие принципы функционирования НГУ:

— подготовка специалистов в рамках интегрированной научно-образовательной среды НГУ — СО РАН;

— пионерная реализация многоуровневой непрерывной образовательной модели, ставшей в настоящее время мировой тенденцией;

— подготовка кадров, соответствующих мировому образовательному уровню, для страны и мирового сообщества;

— участие в образовательном процессе ученых — создателей и представителей ведущих научных школ;

— методология обучения с ориентацией на восприятие и генерацию нового знания и развитие креативного мышления;

— раннее приобщение студентов к научным исследованиям и практической деятельности на основе системного включения в учебный процесс решения реальных задач научного и практического плана с целью подготовки специалистов, обладающих ключевыми компетенциями в области будущей профессиональной деятельности;

— соответствие направлений подготовки студентов долгосрочным государственным приоритетам в области образования, науки и экономики;

— открытость университета, реализуемая на основе взаимодействия со стратегическими партнерами, а также со всеми заинтересованными потребителями научной продукции и высококвалифицированных кадров.

Реализация целевых установок программы позволит эти принципы сохранить и совершенствовать. Важно подчеркнуть, что главным направлением деятельности НГУ всегда была и остается подготовка кадров высшей квалификации для науки (прежде всего СО РАН), образования и бизнеса.

Крупным планом основные задачи и мероприятия реализации программы состоят в следующем:

1. Государство последовательно переходит к жестко дифференцированному финансированию высшей школы. Лучшие университеты будут получать должное финансирование из федерального бюджета. Остальные вузы будут вынуждены рассчитывать на себя и местные власти. В этой связи НГУ в ближайшие годы необходимо гарантированно закрепиться среди лучших вузов России. Это требует:

— успешно реализовать инновационный проект и работы по проектированию главного корпуса НГУ и общежитий;

— повысить рейтинговые показатели университета;

— совместно с СО РАН, федеральной и региональной властью добиться постановлений Правительства РФ о строительстве и более высоком статусе НГУ.

Главными здесь остаются вопросы: движение НГУ в направлении федерального исследовательского университета и возможность перехода университета в Академию наук.

2. Взаимоотношения с СО РАН должны только укрепляться. Участие сотрудников СО РАН в управлении университетом, научном и образовательном процессах не подлежит пересмотру. Это — главное, что у нас есть, и основа нашего будущего.

Отношения университета с Сибирским отделением РАН могут и должны совершенствоваться. Не исключено, что в нашу жизнь войдет практика временных командировок сотрудников Академии на преподавательскую и исследовательскую работу в НГУ и наоборот. Например, на время командировки сотрудник СО РАН переходит на постоянную работу в университет, ему утверждается учебный план и программа исследований, согласованная с профильным институтом и выполняемая в научно-образовательных комплексах НГУ, созданных по Инновационному проекту.

Развитие медицинского и других факультетов и возможное создание факультета почвоведения, без которого наш университет не является классическим, немыслимы без взаимодействия НГУ с СО РАМН и СО РАСХН. Многое на этом пути уже сделано, но предстоит сделать еще больше.

3. В отношении уже действующих проектов НГУ (инновационный проект, проект по проектированию главного корпуса, общежитий и др.) должна быть обеспечена преемственность. Это позволит в срок и успешно реализовать проекты, предусмотреть их дальнейшее развитие и показать не на словах, а на деле, что мы — великий университет. В противном случае будем только вздыхать о былых успехах первого пятидесятилетия.

4. Инновационное образование и научные исследования — основные направления деятельности НГУ. В университете будет развернута программа гармоничного совершенствования на всех факультетах образовательного и научного процессов. Начало этому положено Инновационным проектом, в котором по сути без ограничений были учтены все начинания всех факультетов и других структурных подразделений. Будет закуплено новое оборудование для образовательного процесса и научных исследований, что позволит разработать новые курсы, практикумы, новые формы проведения занятий и расширить тематику научных исследований. В частности, инновационное образование должно основываться на современных информационных технологиях. Недопустимо, чтобы абитуриент, видевший в школе электронную доску, вновь привыкал писать мелом.

5. На новом уровне следует установить взаимоотношения НГУ с другими вузами Сибири, особо выделяя Сибирский федеральный университет в Красноярске. Бытует мнение, что создание такого учебного заведения в Новосибирске было бы целесообразнее. Но что случилось, то случилось. В настоящее время мы должны ясно представлять, в каком состоянии оказались наши красноярские коллеги. Отбросим переживания и начнем помогать им формировать передовые методики образования, проводить семинары и установочные занятия. Мы не должны допустить оттока кадров из НГУ ни в Красноярск, ни в Томск. А такая потенциальная опасность существует.

В этой ситуации НГУ может и должен позиционировать себя как вуз вузов, который в состоянии обеспечить подготовку преподавателей-исследователей высших учебных заведений Востока России. Этот тезис для значительной части коллектива мог бы быть руководством к действию.

6. Реализация проекта Технопарка новосибирского Академгородка важна для университета. Во взаимодействии с Технопарком университет получит возможность использовать бизнес-инкубаторы для развития своих start-up проектов. В НГУ будут созданы инновационный коучинг-центр и центр инновационных компетенций, которые будут выполнять функцию преинкубатора студенческих и аспирантских проектов, что, несомненно, сделает Академгородок привлекательным для молодежи.

С ростом количества компаний-резидентов Технопарка будет расширяться дипломная стажировка студентов на инновационных предприятиях, что усилит взаимодействие с бизнесом. Со временем в университете должна появиться структура, отвечающая за управление инновационными проектами и программами. В функции этой структуры, по-видимому, должно войти создание и развитие собственной научно-производственной базы НГУ, а также малых предприятий и совместных с Технопарком производств для выпуска и последующей реализации наукоемкого продукта.

7. Внебюджетные доходы НГУ — важнейшее направление работы руководства и всех сотрудников университета. Наше благополучие серьезно зависит от нашей работы.

Традиционные внебюджетные поступления в НГУ от платных образовательных услуг, включая дополнительное образование, научной деятельности сотрудников, вклада Сибирского отделения РАН в образовательный и научный процессы в НГУ должны получить дальнейшее развитие.

Относительно новым элементом привлечения внебюджетных средств может быть институциализация участия бизнеса (российского и иностранного) в образовании и науке. Примерами такого взаимодействия НГУ с бизнес-структурами являются лаборатории SWsoft-НГУ, Intel-НГУ, отделение УРСАбанка-НГУ.

В этой связи нельзя недооценивать возможность создания при НГУ целевого капитала (благотворительного фонда), аналогичного уже созданным при МГИМО и бизнес-школе С-ПбГУ. Например, при размере целевого капитала при НГУ в 1 млрд руб. годовой доход университета будет составлять 100 млн руб. Это, конечно, не целевой капитал Гарвардского университета, который равен 25 млрд долл., но он также будет существенной помощью в дополнительном финансировании образования, науки и другой деятельности в НГУ. Необходимые подготовительные работы по созданию целевого капитала уже проведены, есть техническое задание, определен требуемый список работ для того, чтобы это стало реальностью.

8. Исследователь в академическом институте и преподаватель-исследователь в вузе — уникальный продукт. Если НГУ будет готовить кадры только для СО РАН, то не из кого будет выбирать. Поэтому объективно мы должны готовить выпускников больше, чем требуется. Если следовать пословице «Семеро с сошкой, один с ложкой», то только один, самый талантливый из восьмерых, будет хлебать похлебку науки и преподавательского труда. Система отбора и привлечения молодежи в науку и образование — одна из общих задач НГУ и академических институтов.

Расширение магистратуры и аспирантуры на базе НГУ — одно из возможных решений этого вопроса. В частности, университетом предусмотрено и будет реализовано создание регионального Центра магистерской подготовки в рамках Инновационного проекта.

9. Ожидаемое уменьшение численности выпускников школ усилит конкуренцию между вузами за абитуриентов. Задача НГУ в такой ситуации — получить своего абитуриента и не допустить снижения требований к поступающим в университет. Здесь неоценима роль ФМШ и ВКИ как структурных подразделений НГУ, выполняющих важнейшую функцию в системе непрерывного образования в университете. Наши предметные олимпиады, выставки и работа факультетов со школьниками также представляются крайне важными и необходимыми.

10. В новых условиях назрела необходимость изменения системы управления внутри НГУ. Сюда относятся:

— перераспределение управленческих функций и полномочий в направлении усиления роли деканов факультетов в принятии стратегически важных решений;

— определение задач, стоящих перед НГУ, которые требуют централизации финансовых средств;

— формирование ежегодного бюджета университета и прозрачность его исполнения.

11. Развитие человеческого капитала и корпоративной культуры НГУ.

Новосибирский государственный университет гордится своими традициями, которые полвека скрепляют сообщество студентов, преподавателей и выпускников. НГУ должен сохранить и приумножить свой кадровый состав и обеспечить преемственность традиций, создавая комфортные условия для работы и творчества. Для этого необходимо разработать систему мер по:

— повышению реальной заработной платы всех сотрудников университета за счет бюджетных и внебюджетных поступлений от разных видов деятельности НГУ. Мизерные зарплаты унижают человеческое достоинство и не позволяют обеспечить ни должное уважение студентов к профессорско-преподавательскому составу, ни повышение качества подготовки к занятиям и самого процесса преподавания. Это известно всем, но есть разное понимание конкретных путей решения задачи;

— социальной поддержке сотрудников, ветеранов и студентов, например, через создание специального фонда поддержки;

— решению жилищных проблем сотрудников и обучающихся во взаимодействии с СО РАН, мэрией г. Новосибирска и с банковскими структурами;

— профессиональному росту всех сотрудников и обучающихся, уделяя особое внимание вопросам менеджмента и маркетинга. Система повышения квалификации должна быть направлена на создание кадрового резерва НГУ;

— усилению роли общественных организаций (профсоюза, социального отдела, студенческого самоуправления, Ассоциации выпускников, Попечительского совета НГУ) в жизни университета, в части морального поощрения сотрудников и обучающихся; организации общеуниверситетских и студенческих мероприятий, празднования 50-летия НГУ.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+423+1