Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2613-2614) 26 июля 2007 г.

ТРАДИЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В Томском государственном университете 27-28 июня состоялась Всероссийская научная конференция «Классический университет в неклассическое время», которую проводил Философский факультет ТГУ в рамках IV Всероссийского гуманитарного форума «Сибирские Афины». Она была посвящена 20-летию Философского факультета ТГУ.

А. Адаменко, к.филос.н., участница всероссийской конференции в ТГУ
Томск — Новосибирск

Иллюстрация

Участники из многих университетов России — от Москвы до Владивостока на шести секциях конференции обсуждали проблемы классического и современного образования: модель классического университета и предметы, которые в нем изучались; ценности классического образования; особенности организации высшего образования в России в XIX веке; современное российское образование в перспективе Болонского процесса; новые модели обучения и воспитания личности; проблемы качества образования; интеграция науки и образования в современных университетах; роль гуманитарного образования в технических вузах и др. В обсуждении принял участие также писатель из США Р. Стайпек.

На конференции было отмечено, что основными тенденциями в сфере современного образования выступают: смена основной парадигмы образования, интеграция отечественного образования в мировой опыт обучения и воспитания личности, возрождение традиций русской школы в целом. В связи с этим, особенно важными являются проблемы проектирования новых концепций и моделей образования, что почти невозможно осуществить вне рефлексивного анализа педагогических традиций классического российского образования.

Проректор ТГУ проф. Г. Дунаевский в своем выступлении отметил, что сегодня необходимо довести до совершенства концепцию «Исследовательский университет», так как данная категория уже выделена и обсуждается в разных регионах России. Большую роль здесь могут играть ценности и модели обучения классических российских университетов. Профессор ТГУ А. Бычков (ректор ТГУ в 1968-1985 гг.) выделил и обосновал основные характеристики классического университета: энциклопедический характер университетского образования; глубокая университетская наука — фундаментальные знания; культура университета. Это специально организованная социокультурная среда обучения и воспитания личности студента в университете, культура педагогического взаимодействия преподавателей и студентов; изучение в университете истории мировой культуры как необходимого компонента университетского образования; высокая гуманитарная культура каждого выпускника университета; воспитание интеллектуальной и духовной самостоятельности как цель университетского образования; ведущая роль университета в данном регионе как очага культуры и просвещения для всего населения. Очень важно, подчеркнул профессор А. Бычков, сохранить за университетом первенство носителя культуры, то есть его высокую миссию быть своего рода «светильником» культуры для студентов, ученых, учителей и для всего населения в целом.

Профессор из Санкт-Петербурга В. Василькова проанализировала процесс эволюции университетского образования от классического к постнеклассическому. Образцом классического университета был Гумбольтовский университет, в котором была реализована классическая модель рациональности. В современных университетах процесс обучения базируется на таких принципах, как «диалог культур», индивидуальный подход к студенту, приоритет воспитания над обучением, развитие креативных способностей, конструирование идентичности, формирование проектной культуры мышления и деятельности, сетевые сообщества знаний и методов обучения, инновационные технологи и т.д. Профессор Томского университета Г. Петрова обосновала критерии классического университета, среди которых главным является уважение к личности студента, личностно-ориентированный подход в процессе обучения. В истории русской школы было много эффективных моделей и методологий обучения и воспитания личности, о которых во второй половине ХХ века просто забыли, так как все были увлечены освоением множества научных открытий и достижений научно-технического прогресса. Основы российской гуманистической системы воспитания разработал и внедрил И. И. Бецкой: создание специальной высоконравственной образовательной среды; воспитание личности историей; формирование качеств «истинного благонравия»; организация путешествия для развития интеллекта и эмоционального восприятия; формирование высокой гуманитарной культуры и т.д. Воспитательная система С. А. Рачинского включала три основных принципа: народная педагогика, гуманизм, высокая нравственная культура. Большой интерес представляют педагогические традиции лицейского образования России.

В начале XXI века сформировался новый социальный заказ — личность, способная жить в стремительно изменяющемся мире; специалист, способный к самореализации и самоактуализации, способный учиться всю свою жизнь. Для подготовки таких специалистов нужны новые модели обучения и воспитания. В докладах профессоров Т. Кряклиной (г. Барнаул), Ю. Петрова (г. Томск), Л. Олеха (г. Новосибирск), С. Ануфриева (г. Томск), В. Минина (г. Санкт-Петербург) и др. было показано, что новые модели образования строятся на принципе «от науко-центризма к культуро-центризму»; что современный педагогический процесс — это процесс формирования личности в культуре. Сам феномен культуры необходимо рассматривать не только как один из институтов общественного сознания, но как целостную систему ценностей, формирующих идентичность нации. Вне культуры, как писал академик Д. С. Лихачев, настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла. Лучшие традиции классических университетов можно рассматривать как эвристические принципы проектирования новых моделей образования.

В докладе проф. Л. Олеха (г. Новосибирск) «Реформирование образования по ноосферному вектору» было показано, что модель «Ноосферное образование» возникает на базе научного знания, современного научного мировоззрения, новых научных технологий.

В ТГУ обсуждались также и другие современные модели обучения — модель «Ключевые компетенции», гуманистическая педагогика Ш. Амонашвили, конструктивизм как педагогическая философия.

Участники Всероссийской конференции «Классический университет в неклассическое время» в своих выступлениях, дискуссиях и докладах показали, что педагогические традиции русской школы и зарубежных классических университетов можно рассматривать как важные методологические принципы и концепции для построения новых моделей обучения и воспитания личности. Выражаем искреннюю благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность делового общения — обмена опытом, знаниями, методами и методологиями мыследеятельности. Гуманистические традиции организации учебного процесса в классических университетах имеют первостепенное значение в эпоху реформирования высшей школы и общества в целом. У гуманизма как мировоззренческой концепции нет альтернативы, так как за ним — стратегия выживания общества и многообразие методологий воспитания молодого поколения, способного жить в быстро изменяющемся мире.

стр. 13

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+426+1