Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32-33 (2617-2618) 23 августа 2007 г.

ОБРАЗОВАНИЕ. РЕФОРМЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Проблемы образования не сходят с газетных страниц, число публикаций традиционно нарастает к концу учебного года и перед началом следующего. Проблемам этим несть числа, как и разновидностям материалов — от решений Минобрнауки и Рособрнадзора и комментариев их руководителей до писем в газету и посланий в Интернете. Не касаясь такого крупного направления, как национальный проект по образованию, остановимся пока только на некоторых уже состоявшихся (или происходящих) изменениях в образовании, широко комментируемых в прессе.

Наталья Притвиц

Иллюстрация

Образование и деньги

В нынешнем году уже 55 % мест в вузах становятся платными. Исключение составляет, кажется, только МГУ — до недавнего времени там было стабильно 20 % платников, но для улучшения жизни университетского городка сегодня эта цифра увеличена до 35 % (РГ 21.6). Получить высшее образование, особенно в столичных вузах, становится все дороже. Причем не только в коммерческих, но и в государственных. По данным агентства «РейтОР», уровень цен на образовательные услуги в этом году вырос на 15 процентов.

В среднем цена диплома, получение которого оплачивают сами студенты, колеблется от 170 до 260 тыс. руб. в год — все зависит от выбранной специальности и места учебы. Рекордсмены здесь МГИМО, ГУ — Высшая школа экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова. По сравнению со стоимостью обучения будущих экономистов, юристов и управленцев чуть ли не копейками могут показаться те 70-75 тысяч рублей в год, которые придется отдать за обучение по специальностям «электроника», «металлургия», «машиностроение», «энергетика», «авиационная и ракетно-космическая техника». В региональных вузах цены ниже, по самым «модным» специальностям — в разы (РГ 20.7, 1.8). Для примера: в НГУ — 60 тысяч рублей в год, СГУПС — 51 тысяча, НГАЭУ — 30-40 тысяч.

По мнению председателя Совета ректоров новосибирских вузов, ректора НГТУ  Н. Пустового, «надо признать, что контрактная система не лучшим образом отражается на общем уровне подготовки. Он снижается. Но многие годы вузы, принимая студентов на платные отделения, решают огромную государственную задачу. В 17 лет человек еще никому не нужен. Его надо куда-то устроить. И родители копят деньги, чтобы ребенок в этом возрасте оказался в студенческой среде, а не на улице. Если бы мы не принимали контрактников, у нас в обществе было бы гораздо больше наркоманов и алкоголиков, поэтому не надо ругать вузы и чиновников, которые открыли платную систему» (РГ 20.7).

Понятно, что сложившаяся цена образования неподъемна для значительной части поступающих (точнее, их родителей). Вопрос: где взять деньги? Выход один — взять в кредит. Сегодня уже более десятка банков рекламируют программы кредитования платного обучения. Образовательное кредитование, практикующееся на Западе, предполагает не только относительно низкие (по сравнению с иными видами кредитов) процентные ставки (1,5-4 % в год), длительные сроки погашения, но и — главное — отсрочку начала возвращения денег заемщиком. И это понятно: пока человек учится, ему не с руки думать о серьезных заработках. Зато, получив диплом, а вместе с ним и возможность найти высокооплачиваемую работу, вновь испеченный специалист может спокойно отдавать часть зарплаты в погашение долга. Нам до этого еще далеко. Проценты по кредиту немаленькие (16-20 годовых), отсрочки выплаты коротки, а проценты все равно надо выплачивать сразу. Простые расчеты показывают, что при нынешних процентных ставках и при среднем сроке погашения пять лет придется выплатить банку сумму, примерно в 1,5 раза больше, чем стоит обучение. Если кредит берется на 10 лет, стоимость диплома придется удвоить. Вывод: институт образовательных кредитов — долгосрочных, недорогих, не требующих залога и стартового взноса, с отсрочкой начала погашения, нам необходим. Именно на таких условиях становятся бакалаврами и магистрами молодые люди во многих развитых странах. Законопроект об образовательном кредитовании был подготовлен и у нас. Документ внесен в Госдуму еще осенью 2005 года, но, как это нередко бывает с законопроектами с социальным «подтекстом», надолго завис. (Кстати, наши ближайшие соседи — Украина и Казахстан — тут опережают Россию. В этих странах образовательное кредитование с участием государства действует уже более пяти лет) (Т 21.6, РГ 10.8).

В этом году в ряде вузов министерство запускает эксперимент, предусматривающий господдержку кредитования студентов. Процентная ставка будет примерно вдвое ниже, чем у коммерческих банков. Но и это неподъемно для большинства молодых специалистов. Скептики подсчитали: им в течение трех лет после окончания института надо будет ежемесячно отдавать за ссуду по 30 тыс. руб. (СС 20.7, КП 16.8).

Отдельная (и немалая) статья расходов родителей — взятки при поступлении их детей в вуз. По оценкам, сделанным в докладе ЮНЕСКО, они составляют в России сумму полмиллиарда долларов в год. Наши эксперты не исключают, что эта сумма еще и занижена: ведь дать взятки готовы более 80 % родителей абитуриентов, а негласная стоимость поступления в престижные вузы — от 10 до 45 тыс. долларов (там цена поступления на юридический факультет составляет 30-40 тыс. долларов, на экономический — около 20 тысяч, на гуманитарные специальности — 10-12 тысяч).

В чем причины такой масштабной коррупции? Дело вовсе не только в жадности или бедности преподавателей. «За лицензирование и аккредитацию некоторые чиновники требуют с руководства вузов огромные деньги, — говорит президент Всероссийского фонда образования С. Комков. — В особенности это касается негосударственных высших учебных учреждений. У ректора два выхода: законно увеличить стоимость обучения или потребовать со студентов деньги за сдачу экзаменов через преподавателей…» Сравнительно недавняя тенденция, по наблюдениям ЮНЕСКО, — создание фиктивных университетов. За последние четыре года число подобного рода учреждений, рекламируемых в Интернете, выросло с 200 до 800. И их дипломы достаточно популярны. Причем буквально нарасхват такие «корочки» идут у пользователей сети Интернет из стран бывшего Советского Союза, особенно из Армении (Т 6.7, РГ 3.7).

Расходы родителей начинаются уже при записи ребенка в школу. Хотя согласно Закону РФ «Об образовании» (п. 3, ст. 5) «прием детей в 1-е классы общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением», во многих школах для будущих первоклассников придуманы неподъемные тесты. Например, ответ ребенка на вопрос: «Как вас зовут?» — «Аня», считается неверным. Надо, оказывается, называть имя, отчество, фамилию полностью (Тр 19.01). А значит, придется пройти предшкольную подготовку (конечно же, не бесплатно).

Все увесистее становится принятый во многих школах «вступительный взнос». Разброс в ценах колоссальный. Например, в Тюмени при записи в школу могут запросить от 2 до 20 тысяч рублей, в Калининграде — от 5 до 30 тысяч рублей. Но это еще «цветочки». Так, в одной из школ Санкт-Петербурга два года назад за «поступление» дошкольника в первый класс просили 3 тысячи (!) долларов, а в этом году цена выросла практически вдвое — и теперь это 5 тысяч евро. И это при том, что в пункте 3 статьи 5 Закона «Об образовании» четко сказано: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» В министерстве образования и науки советуют: если столкнулись с подобным безобразием в государственной школе, но учиться хотите именно в ней, нужно сразу идти в прокуратуру. Любые родительские взносы должны обсуждаться на общем родительском собрании. Давать деньги в руки преподавателю или директору нельзя ни в коем случае. Только через счет в банке. Администрация школы обязана по первому требованию родителей отчитаться, когда и на что были потрачены их «кровные» (РГ 24.4).

Еще одна статья расхода для сбора ребенка в школу — покупка одежды, учебников, канцпринадлежностей. И здесь разрыв между столицей и регионами огромен. Так, в Томске это обойдется в среднем в 5-6 тысяч рублей (РГ 17.8), а чтобы нарядить школьника в московском ЦУМе, нужно выложить больше 300 тысяч рублей. Там даже вывесили такую рекламу: «Кто не в PRADA — тот лох!». Правда, сейчас ее уже убрали, и даже возбуждено дело (по закону реклама не может содержать информацию о том, что тот, кто не обладает каким-либо товаром, считается ущербным), но суть не изменилась. Родители жалуются, что неосуществимое для многих детей желание модно одеться ломает их психику. Ведь средняя зарплата в России, по данным Росстата, в июле составила 13 081 рубль… (Т 11.8).

ЕГЭ — скандал года

Так называлась пресс-конференция в Москве в июне этого года. Поводом послужило следующее событие. В Ленинградской области 29 мая за 10 часов до начала единого госэкзамена по русскому языку произошла утечка материалов ЕГЭ (РГ 8.6). Виновник происшествия — мальчик, который купил готовые варианты ответов около метро и захотел поделиться своим «открытием» со всем Интернет-миром. Интернет забурлил. Школьные учителя забили тревогу. Министерство долго молчало, потом министр назвал случившееся «мелким вопросом» (НГ 16.6). А глава Рособрнадзора  В. Болотов уверен, что это было спланированной акцией, проведенной противниками ЕГЭ (НГ 22.6). Инициативная группа школьников написала в Живом Журнале (ЖЖ) Президенту РФ, генеральному прокурору и министру образования РФ открытое письмо, в котором выступили против ЕГЭ (Тр 15.6, НГ 22.6).

В последние месяцы большинство газетных публикаций по образованию посвящалось горячим обсуждениям ЕГЭ, его плюсов и минусов. Авторами идеи предполагалось, что экзамен должен стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, дать возможность школьникам из регионов поступить в лучшие вузы, снизить коррупцию. Однако единый экзамен, по мнению экспертов, так и не уравнял шансы молодежи на поступление в престижные вузы. Более того, отмечают специалисты, ЕГЭ стал очередным полем для коррупции, которая переместилась с традиционного вузовского уровня на школьный (И 15.6). Оппоненты говорят и о том, что долгосрочные результаты оттока абитуриентов в европейскую часть России могут быть вовсе не такими радужными. Часто получается, что молодые способные провинциалы, окончив столичный вуз, вовсе не вливаются в реальное производство и науку. Они остаются в столице (ректор главного энерговуза страны МЭИ гордится тем, что за 15 лет ни один его выпускник не уехал дальше Московской области), но из-за дороговизны квартир чаще всего уходят в высокодоходную сферу бизнеса, а «точки роста» высоких технологий в регионах, где они очень нужны, теряют их навсегда (НГ 11.7). Авторитет ЕГЭ подрывает и тот факт, что предложения купить решения по всем экзаменам свободно гуляют в Интернете, цена колеблется от 600 рублей до 7 и даже 20 тысяч за один экзамен (Тр 15.06). Дошло до того, что представительница Рособрнадзора  Т. Бархатова призывала: «Не покупайте ответы на ЕГЭ» (С № 24).

Но главное, наверное, возражение против ЕГЭ состоит в том, что, как это сформулировал председатель Совета Федерации С. Миронов, «ЕГЭ — это не обучение знаниям, а натаскивание учеников на правильные ответы, ограниченное рамками „вопрос — ответ“. В такой системе человек не научится мыслить, самостоятельно находить информацию и критически ее оценивать. На это была нацелена советская система образования, которую мы разрушили и пытаемся теперь копировать зарубежный опыт тестирования». Его точку зрения разделили педагоги-практики, выступавшие на парламентских слушаниях по проблемам качества современной учебной литературы (ПГ 31.5). Через несколько месяцев С. Миронов выразился еще более категорично: «От ЕГЭ надо отказываться, пока еще не разрушена российская система образования» (Т 15.8).

Абитуриентов, их родителей пугает запутанность системы подсчета баллов — она производится по мудреной формуле, в которую входят такие труднопредставимые для непосвященных величины, как «уровень подготовленности испытуемого, уровень трудности задания, вероятность» (И 21.6, РГ 17.7). На одной из конференций глава Рособрнадзора  В. Болотов на вопрос родителей о тройном пересчете баллов ответил: «Чтобы рассказать, как это делается, нужна высшая математика, тестология, теория матобработки информации. Поэтому я приношу извинения, но отвечать на вопрос не буду, много времени нужно». «Новая газета» даже объявила конкурс среди читателей: кто популярно объяснит правила этого пересчета, получит от редакции бесплатную подписку.

Как заявила на заседании президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области руководитель департамента образования, теперь уже бывшая, Л. Кезина, одной из причин появления 1180 апелляций по результатам ЕГЭ по русскому языку явились «недостатки системы шкалирования при переводе из тестового балла в итоговый» (РГ 4.7). На пленарном заседании Госдумы депутат А. Чернышов оценил невозможность для абитуриента получить объективную оценку собственных знаний как нарушение конституционных прав выпускника (РГ 6.7). К тому же не всем своевременно выдали сертификаты с результатами ЕГЭ (часть типографий в регионах запаздывала с изданием бланков), среди абитуриентов началась паника (НоГ 17.7). Та же ситуация была со школьными аттестатами на бланках нового образца (КП 1.06).

К началу нового учебного года стало известно, что премьер-министр Михаил Фрадков издал распоряжение: «Объявить руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Болотову Виктору Александровичу замечание за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей». За что — понятно, наверное, из вышесказанного. Как прокомментировала «Российская газета», «страна в очередной раз доказала, что не готова к ЕГЭ или подобным экспериментам». Однако, судя по всему, в министерстве образования и науки останавливать эксперимент не собираются. Более того, по мнению министра Андрея Фурсенко, ЕГЭ должен определять, имеет ли право выпускник школы поступать в вуз. То есть под сомнение, по сути, поставлено конституционное право каждого на равный доступ к бесплатному высшему образованию. В министерстве считают, что выпускников российских школ надо поделить на три категории. Так, школьник, набравший по результатам ЕГЭ высокий балл, будет иметь право учиться бесплатно, набравший среднее количество баллов сможет учиться за деньги, а не набравший необходимого количества баллов будет вообще лишен возможности получать высшее образование, если не пересдаст ЕГЭ на должном уровне (РГ 27.7, НоГ 1.8).

Еще одна новация. Министерство образования и науки готово пойти на новые уступки при проведении единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава Рособрнадздра Виктор Болотов сообщил, что ЕГЭ по математике может стать необязательным, а госэкзамен по литературе и вовсе будет отменен. Таким образом, уступив в деталях, идеологи ЕГЭ могут обезоружить своих основных противников — против единого экзамена выступают в основном гуманитарии, которые имеют претензии к форме аттестации именно по этим дисциплинам (РГ 12.7, Ъ 12.7). В. Болотов рассказал также, что Рособрнадзор планирует разработать к следующему году систему, которая позволит проводить ЕГЭ даже в случае кражи экзаменационных материалов и появления ответов в Интернете.

Итак, нынешний год — предпоследний в эксперименте по ЕГЭ, длящемся с 2000 года. С 2009 года все вузы и школы страны будут работать по системе Единого госэкзамена.

Сокращения: КП — «Комсомольская правда», НГ — «Независимая газета», НоГ — «Новая газета», ПГ — «Парламентская газета», РГ — «Российская газета», С — «Собеседник», СС — «Советская Сибирь», Т — «Труд», Тр — «Трибуна», Ъ — «Коммерсант».

стр. 15

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+428+1