НОВОСИБИРСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ
Стас Берн
Растет и развивается наш город. И не только в промышленном и
научном плане, но и в культурном. В Новосибирск с удовольствием
едут на гастроли московские театры.
Не успели отшуметь страсти по поводу больших гастролей
"Табакерки", как наш город удостоился приезда лауреатов "Золотой
маски" — а это значит, что Новосибирск становится не просто
театральным городом, а одной из столиц театрального искусства
России. Приятное становление!
И в самом деле, город театрально растет, набирая уверенные
обороты. Репертуар новосибирских театров приятно удивляет. Это и
Горький, и актуальный во все времена и для любого возраста Чехов,
и Даниил Хармс, и Шекспир. Радует и то, что новосибирские
режиссеры все чаще и чаще обращаются к современной драматургии, и
их театральные эксперименты венчает успех.
Наглядным примером удачной постановки новой драматургии стала
недавно представленная зрителю Городским драматическим театром
пьеса современного драматурга Михаила Зуева "Зеленая зона" (прошу
не путать с фильмом "Зеленая миля" — разное!).
Внешне сюжет прост: середина 50-х годов, переселение народа из
бараков на фоне счастливой советской жизни. Люди верят, что
следующим переселят именно их дом, однако... переселяют соседний.
Вроде бы — проще некуда.
Однако, режиссер Сергей Афанасьев вступает в соавторство с
М.Зуевым и как бы вместе с ним пишет вторую серию этой пьесы.
Она-то и интересна — здесь каждый герой пьесы — во истину
герой. Кое-кто подумает, что С.Афанасьев ставил спектакль про
себя, про свой театр. Нет, он ставил спектакль про НАС, про нашу
жизнь с ее парадоксами.
Это спектакль про бабу Шуру (актриса Зоя Терехова), которая никак
не может понять: пришел все же коммунизм или нет, или почему в
магазинах икру продают только с картошкой. Это спектакль про
Прохора Пасечника (Сергей Новиков), который настолько свято верит
в переезд в новый дом, что даже спорит с соседом на свои сапоги.
Это спектакль про бывшую актрису Нину Дмитриевну (Мария
Александрова) и ее сожителя Владислава Палыча, пианиста, а ныне
дующего в трубу. Этот спектакль про ТУ жизнь, про то, как люди
свято верили в идею, не понимая, к чему она ведет...
В конце первого акта все жители барака собираются на обед. Тосты,
речи, споры, песни, шутки о том, скоро ли наступит коммунизм... С
надрывом все вместе запевают "Катюшу"..., а поют-то каждый про
себя, про свою жизнь. Актеры показывают зрителю ту, не такую уж и
далекую нашу жизнь в стране пролетариата.
Я задумываюсь, почему, к примеру, в одном спектакле актеры
блещут, а в следующем проваливаются. И ответа сразу не нахожу...
А вот в "Зеленой зоне" ответ лежит на поверхности: взрослое
поколение актеров, занятых в спектакле, пожили в советское время,
им есть что сказать зрителю.
Радует, что в театры стала ходить молодежь. Значит театр дает
что-то такое, что заставляет нас думать. Он растит нас и наверное
хоть чуть-чуть, но делает нашу жизнь светлее.
стр.
|