Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31-32 (2666-2667) 14 августа 2008 г.

ОБРАЗОВАНИЕ: ШТОРМ РЕФОРМ
Часть I. Высшее образование

Одним из лидеров по числу публикаций за последние месяцы, несомненно, стали проблемы реформирования российского образования. Страсти кипели (и продолжают кипеть) нешуточные. Настоящий обзор — попытка обозначить некоторые положения идущего реформирования и (хотя бы отчасти) доводы сторонников и противников. Начнем с высшего образования — именно там недавно намечены кардинальные новации.

Наталья Притвиц

Федеральные университеты

Напомню, старт пилотным проектам Сибирского и Южного федеральных университетов был дан в 2006 году в рамках нацпроекта «Образование», а с мая 2008 года одним из первых указов на посту президента Дмитрий Медведев зафиксировал создание Дальневосточного федерального университета (Ъ 04.07.08).

На заседании Президиума Правительства РФ 23 июня премьер В. Путин говорил еще и о планах преобразования Московского института стали и сплавов (МИСиС) в Федеральный технический университет. Говоря о федеральных университетах как о будущем ключевом звене российского образования и науки, он пояснил: «Вокруг них должна сформироваться сеть технопарков, венчурных производств, в их структуру вольются научные организации — как отраслевые, так и академические» (И 24.06). Газета «Поиск» откликнулась на это массой вопросов. «Значит ли это, что академические и отраслевые институты потеряют свою самостоятельность? Под чьей эгидой они будут существовать? Как это будет сочетаться с требованиями Бюджетного и Гражданского кодексов? Скажется ли потеря академических институтов в отдельных городах на статусе региональных отделений и научных центров РАН? Ответов пока нет» (П № 19-20).

Газета «Коммерсант» (04.07) изложила некоторые положения подготовленного законопроекта о федеральных университетах. Новые вузы будут создаваться в форме автономного учреждения (закон о котором был принят в прошлом году). Это даст вузу ряд коммерческих свобод: финансирование будет производиться не по смете, а в виде госсубсидий. Вузы смогут заводить самостоятельные банковские счета, создавать малые предприятия, получат независимость при определении статей расходов — как госсредств, так и внебюджетных. Федеральные университеты смогут преподавать по собственным образовательным программам, устанавливая требования к студентам самостоятельно. Может даже появиться право федеральных университетов на выдачу дипломов индивидуального образца и присвоение ученых степеней.

Платой за широкие свободы станет госконтроль над деятельностью федеральных университетов. Учреждаться они будут исключительно президентским указом. Надзор за финансами возьмет на себя попечительский совет, в который войдут «представители госорганов, органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей, российских и иностранных коммерческих организаций и НКО». Ректоров федеральных университетов будет назначать правительство (кабинет министров уполномочен визировать и программы развития вузов).

Обстоятельный анализ процесса создания двух первых федеральных университетов провела д.э.н. И. Дежина (Институт международной экономики и мировых отношений РАН). Напомнив, что согласно Концепции создания федеральных университетов они образуются в первую очередь для решения региональных задач, она выразила недоумение — почему выбор регионов проводили не на конкурсной основе?

Она называет ряд проблем, проявившихся при слиянии вузов. «Во-первых, вследствие объединения нескольких разнопрофильных вузов возникает несочетаемость культур и норм, существовавших в каждом отдельнопутей и взятом вузе. Преодоление этих социально-культурных различий занимает значительное время. Во-вторых, слияние сильных и более слабых вузов далеко не всегда приводит к повышению среднего уровня вуза. В-третьих, масштабный университет представляет собой сложную иерархическую структуру, что ограничивает гибкость управления и замедляет скорость принятий решений». И далее заключает: первые полтора года становления федеральных университетов подтверждают, что реорганизация, связанная с объединением ранее независимых вузов, занимает значительную часть времени руководства федеральных университетов, замедляя, таким образом, решение стратегических задач развития.

Еще одна серьезная трудность — прокрустово ложе ряда действующих норм. Так, федеральным университетам сложно привлекать лучших, в том числе зарубежных ученых — ведь эксклюзивные зарплаты для них не предусмотрены. Учебная нагрузка у них достаточно велика (10 студентов на 1 преподавателя, а в МГУ — всего 4), стало быть, для научной работы времени будет мало. При подаче работ на конкурс (например, в рамках федеральных программ) юридическое лицо имеет право на одну заявку — стало быть, на 4 вуза, объединенных в федеральный университет, теперь можно подать только 1 заявку... Общий вывод — успешная работа федеральных университетов требует более гибких подходов и снятия многочисленных административных барьеров (НГ 28.05.08).

О трудностях этого нововведения говорится и в публикации Ю. Таратуты (Ъ 04.07): «Уже на этапе создания первые федеральные университеты столкнулись с трудностями слияния: краевые вузы, объединившиеся в Сибирский и Южный федеральные университеты, так и не смогли поделить ни административные полномочия, ни образовательные традиции».

Ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) А. Кобзев считает, что создание федеральных университетов путем объединения крупных региональных вузов вряд ли решит проблемы инновационного развития. Его мнение: разумнее сначала поддержать один-два лучших университета (например, МГУ), чтобы вывести их в первую десятку мирового рейтинга.

Что говорил министр А. Фурсенко в Новосибирске

Прибывший в Новосибирск на открытие в Академгородке летней международной школы молодых ученых стран СНГ министр образования и науки РФ А. Фурсенко начал свой визит со встречи с ректорами местных университетов. Среди обсуждавшихся вопросов особое внимание он уделил новому механизму поддержки инновационной деятельности вузов — системе федеральных грантов на проведение исследований по заказу предприятий реального сектора экономики.

— Бизнес и государство должны софинансировать эти научные работы в соотношении 50 на 50, — сказал министр. — На это выделяются большие бюджетные средства — до 150 миллионов рублей в течение трех лет на один вуз.

Губернатора Новосибирской области В. Толоконского очень заинтересовала такая возможность. Он сообщил, что половину расходов на такие научные исследования, которые планируется возлагать на бизнес, областной бюджет возьмет на себя. Таким образом, компании, разместившие заказы на исследовательские работы в местном вузе, должны будут оплатить только четверть стоимости их выполнения. В. Толоконский поручил руководству департамента науки, инноваций, информатизации и связи в течение месяца разработать системный механизм участия вузовских исследовательских коллективов в грантовой программе министерства образования и науки.

Министр посетовал на ажиотаж вокруг присвоения вузам статуса федеральных или национальных. Он отверг предположения о создании федерального университета в Новосибирске. «В Новосибирске есть несколько очень сильных университетов, и не думаю, что статус федерального — с абсолютно определенными целями и задачами — является оптимальным. Несколько вузов действительно имеют шансы получить особый статус. Как они при этом станут называться — федеральными или, например, исследовательскими — неважно». «Новосибирск — центр комплексного образования и науки, здесь качество образования и подготовку квалифицированных кадров нужно улучшать другими методами». По этим же соображениям (наличие уже сейчас ряда сильных вузов, относящихся к лучшим в стране) он не поддерживает и создание федерального университета в Томске (АиФ/О № 30, РГ 22, 24.07, НМ 23.07).

Вузовская элита
(сведения на конец июля)

Президент РФ Дмитрий Медведев 24 июля на совещании в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) по развитию в стране научно-образовательных комплексов одобрил план формирования вузовской элиты, которая сможет претендовать на приоритетное финансирование из госбюджета. По словам президента, поощрять следует лишь лучших, а для этого нужно четко обозначить элиту. Вузовская элита разделится на две категории. В первую попадут федеральные университеты — уже созданные Южный и Сибирский, а также формирующийся Дальневосточный. На закрытой части заседания, по словам его участников, Д. Медведев сообщил, что в будущем федеральных университетов будет семь — по числу федеральных округов. Заявки на создание федеральных университетов подали Екатеринбург, Казань и Калининград. Пункты дислокации университетов в остальных округах, по словам президента, будут уточняться.

Вторую категорию элитных вузов составят так называемые национальные университеты. В нее включены МГУ и СПбГУ, МИСиС и МИФИ (соответствующие указы планируется подготовить к 15 августа).

Дальнейший перечень национальных университетов по предложению главы Минобрнауки  А. Фурсенко, которое было одобрено президентом, будет определяться на конкурсной основе. По планам правительства, таких вузов будет не больше десяти. Среди ближайших претендентов называется Московский физико-технический институт (МФТИ). Напомним, что прежде МИФИ и МИСиС претендовали на статус федеральных университетов (их заявки в целом были одобрены 23 июня на заседании Президиума правительства во главе с Владимиром Путиным), а МГУ и СПбГУ и вовсе на время выпали из обоймы вузов с особым статусом.

Как уточнил помощник президента А. Дворкович, в итоге федеральными решено называть лишь региональные образовательные центры, сформированные путем слияния нескольких вузов и работающие в интересах местных экономик. В свою очередь, национальными университетами окажутся «просто хорошие вузы», то есть вузы, уже доказавшие свою состоятельность и право претендовать на самостоятельную образовательную политику и преимущественное финансирование.

В обоих случаях вузы обречены на государственный контроль — назначаемые правительством ректоры и утверждение кабинетом программ развития.

Еще одним принципиальным итогом заседания стало оглашение судьбы вузов, которые не смогут претендовать на особый статус, присваиваемый президентским указом. По признанию А. Фурсенко, из 1 тыс. вузов требуемому качеству соответствуют лишь 150. На их содержании и должен сконцентрироваться госбюджет, остальным потребуются реорганизации: по планам реформаторов, речь идет о понижении части вузов до филиалов и техникумов. Аутсайдерам же грозит ликвидация (Ъ 25.07.08).

Насколько продуманы и выверены эти цифры? Об этом можно судить по более «вольному» рассказу о совещании в МИФИ в «Российской газете».

«Сеть научно-образовательных центров не будет строиться с нуля. В нее, признался Медведев, могут войти и традиционные университеты, которые можно назвать исследовательскими центрами. Такой статус, вероятно, получат МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский физико-технический институт. Еще одним элементом образовательной сети с уклоном в науку станут специализированные вузы. Таковыми в качестве примера были названы Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов.

— Нам надо тщательно проработать предложения о создании трех-четырех национальных исследовательских центров мирового уровня, — обозначил последний оргмомент глава государства. — Такой опыт уже есть — это «Курчатовский институт». При этом он предупредил, что создавать такие центры следует исходя из приоритетов научных исследований и опираясь на имеющуюся базу.

За финансированием вопрос не постоит. Президент прямо призвал сформировать долгосрочные программы развития научных и научно-образовательных центров. Методы стимулирования этих учреждений министр образования и науки А. Фурсенко предлагает предельно жесткие. На основе четких критериев деятельности должны быть определены лидеры научно-образовательной сферы, на финансовой поддержке которых государство и обязано сконцентрироваться. К таковым Фурсенко причислил 57 вузов, которые уже поддерживаются в рамках нацпроекта «Образование». А отстающим придется либо подтягиваться, либо прекращать существование.

— Мы должны помогать лидерам, — убеждал президента Фурсенко, — и жестко подходить к аутсайдерам, добиваясь, чтобы они закрывались или развивались. Сейчас у нас в России порядка 1000 вузов, из которых конкурентоспособными являются 150. Может, 200.

— Это же всего 15 процентов, — прикинул Дмитрий Медведев. — Сколько нужно университетов?

— Где-то до 50, — сказал министр.

Что касается остальных, то им Андрей Фурсенко уже нашел применение. Смягчившись, вместо закрытия он предложил их перепрофилировать в филиалы лидеров или средние профессиональные учреждения.

— В некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем быть плохим университетом, — заметил Дмитрий Медведев.

— Сегодня существует обратная тенденция, когда очень неплохие техникумы становятся посредственными университетами, — продолжил мысль глава Минобрнауки.

О том, что в России перебор с высшими учебными заведениями, говорят давно, в том числе в высших эшелонах власти. Да и демографический спад в ближайшие годы может привести к тому, что количество выпускников школ будет меньше количества мест в высших учебных заведениях. Кроме того, качество образования во многих вузах тоже оставляет желать лучшего. А нередко частные университета и институты, где обучение, конечно же, платное, становятся для их преподавателей просто хорошей кормушкой.

Разом пойти на радикальные шаги по закрытию вузов государство не сможет, пока не будет выстроена новая основа всей системы образования, но организационные решения на высшем государственном уровне фактически приняты и одобрены. Желание тоже проглядывается, так что дело за средствами и преодолением возможного сопротивления реформе«(РГ 25.07).

Сокращения: АиФ/О — «Аргументы и факты на Оби»; И — «Известия»; НГ — «Независимая газета»; НМ — «Новосибирское метро»; П — «Поиск»; РГ — «Российская газета»; Т — «Труд»; Ъ — «Коммерсант».

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+470+1