Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 41 (2676) 16 октября 2008 г.

ДОРОГИ МОНГОЛИИ

Когда говорят «дороги» Монголии, обычно подразумевают их отсутствие. Поэтому можно представить, с какими чувствами мы отправились в автопробег по Монголии, учитывая пугающие рассказы бывалых путешественников и тот факт, что территория страны состоит из гор, пустынь и заболоченных участков.

С.В. Алексеенко, чл.-корр. РАН

Начало пути, действительно, обескураживало. До границы — совершенно превосходный Чуйский тракт, буйная зелень, живописные горы Алтая. После пересечения границы — абсолютно отличающийся ландшафт, представляющий горную пустыню с полным отсутствием растительности за исключением едва пробивающейся местами травы да верблюжьей колючки, а еще постоянно встречающиеся стада овец и коз. Но главным впечатлением была, конечно, дорога. С первых же метров по Монголии попали на такую «гребенку», что казалось, машина рассыплется на части уже в начале пути. Пришлось перемещаться со скоростью пешехода. Однако удалось приспособиться. Выработали основной принцип передвижения в Монголии — можно ехать везде, кроме как по дорогам. Поэтому сразу родилась шутка-анекдот о невозможном: «В Монголии оштрафовали водителя автомобиля за превышение скорости». Правда, вскоре, эта шутка была с позором опровергнута. Буквально через сотню километров от границы, после преодоления крутого сложного подъема, вдруг, как мираж, откуда-то возникла великолепная автострада — прямая и ровная как взлетная полоса. Скорость сразу подскочила до 160 км/час, и так мы промчались километров 30 до города Улэгея, не встретив ни единой машины. Правда, за все 1300 км пробега по Монголии попались только 3 асфальтовых участка, не считая твердых покрытий в городах. Самая же обычная картина при передвижении по равнине — несколько десятков (!) параллельных дорог. Каждый выбирает свою, поскольку через короткое время эксплуатации на любой вновь проложенной дороге появляются глубокие колеи, по которым невозможно проехать.

Иллюстрация

Лучшим в мире джипом, по мнению монголов (и абсолютно справедливому), является УАЗик. Без проблем ходит «Ландкрузер». В состав нашей экспедиции входили два УАЗика, кроссоверы «Outlander» и KIA «Sorento», а также «Ландкрузер» монгольских партнеров. Поэтому не всегда было просто. Дважды пробивали колеса, срывали номера при преодолении множества водных преград в виде приличных речек. Иногда казалось, что можно и не выбраться из некоторых мест. Добавим, что без сопровождения монголов как-то ориентироваться возможно только с навигатором GPS.

Иллюстрация

Заканчивая отнюдь не полное описание дорог Монголии, коснемся целей и маршрута экспедиции. Ядро экспедиции составили сотрудники Института теплофизики СО РАН, регулярно совершающие восхождения на вершины Горного Алтая. К ним присоединились коллеги из Красноярского филиала ИТ СО РАН и Сибирского теплотехнического института. Большую часть пути нас сопровождали давние партнеры из Технического университета г. Улан-Батора во главе с директором Института энергетики проф. Батмунхом. Экспедиция организовывалась за счет отпусков, но преследовала не только отдых, но и другие цели — автопробег по монгольским дорогам с целью выяснения возможностей передвижения, посещение объектов энергетики и установление более плотных контактов с монгольскими энергетиками, разведка горных массивов с определением возможностей восхождений на вершины, а главное — ознакомление с Монголией, близкой, но загадочной.

Иллюстрация

Маршрут прокладывался совместно с монгольскими друзьями и был рассчитан на 12 дней с общей протяженностью 3200 км, из них 1300 км по Монголии. Средняя высота над уровнем моря составляла около 2000 м с максимальным подъемом до 3000 м (у горы Цаст). В целом маршрут выглядел следующим образом: г. Новосибирск — п. Ташанта (граница) — г. Улэгей — о. Толбо — гора Сайра (3950 м) — лагерь на высоте 3000 м у горы Цаст (4200 м) — восхождение на ледник 3770 м — г. Ховд — г. Дурген — о. Хар-Нур — Монгольская ГЭС — г. Завхан — база отдыха на о. Хяргас-Нур в пустыне — г. Улангом — о. Урэг-Нур — г. Цаннагур — п. Ташанта — г. Новосибирск.

Иллюстрация

К нашему превеликому удовольствию все цели были достигнуты: о дорогах мы знаем почти все; в ряде городов посетили энергетические организации, в том числе Монгольскую ГЭС, работающую на перепаде уровня между двумя озерами; практически в пустыне провели научный семинар по угольной энергетике; подписали договор по докторантуре; наметили ряд совместных научных мероприятий; взошли на ледник высотой 3770 м; многое увидели и услышали, получив незабываемые впечатления, которые зафиксированы в более чем тысяче фотографий.

Иллюстрация

Иллюстрация

Фото автора

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+476+1