Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 21 (2307) 1 июня 2001 г.

ТЭК СИБИРИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Из доклада академика А.Конторовича,
директора Института геологии нефти и газа СО РАН

Нефтегазовый комплекс, и прежде всего — Западной Сибири, несомненно, будет тем локомотивом, который будет способствовать подъему всей экономики страны. Надо только очень четко разделять возможности: нефтегазовый комплекс не может и не должен быть донором всей экономики, он не может и не должен быть главным и единственным бюджетоформирующим компонентом. Нефтегазовый комплекс должен выполнять свою непосредственную функцию — обеспечивать страну энергоносителями — нефтью и газом. В этом случае он будет иметь источники для самоинвестирования.

Выход России из кризиса должен в первую очередь быть на базе высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется подъем и качества жизни населения. Сделать это можно только на основе роста потребления энергии как в абсолютном, так и душевом исчислении, и за счет снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. Николай Леонтьевич уже приводил диаграмму, которая была получена у нас в институте. Она показывает ситуацию, которую пережила Россия за последнее десятилетие. Замечу, что у России для того, чтобы вернуться в число развитых стран, есть только один путь: двигаться по траекториям в этом "красном прожекторе", что требует увеличения валового внутреннего продукта по крайней мере в 3 раза на душу населения в ближайшие 20–25 лет; резкое увеличение потребления энергии на душу населения, потому что мы его очень сильно сократили при одновременном снижении энергоемкости ВВП.

Подъем ТЭК есть необходимое условие возрождения российской экономики. Нельзя рассчитывать на то, как утверждают некоторые деятели в Миэкономразвития, что не надо развивать нефтегазовый комплекс, что на высоких технологиях пойдем вперед. Это должны быть параллельно идущие процессы. В частности, для минимального обеспечения, при существенном снижении энергоемкости валового внутреннего продукта, минимальный уровень добычи нефти к 2020 году должен достигать 365–380 млн т в России в целом, газа — 690–740 млрд кубометров и, наконец, угля — 360-44 млн т. Отмечу, что, особенно в последние 10 лет, роль угля в энергетике России неоправданно снижена. Сегодня из развитых стран Россия — единственная страна, где роль угля в электроэнергетике такая низкая. У нас самая высокая компонента газа и мазута. Угольная промышленность в ближайшие десятилетия должна очень интенсивно развиваться.

Одновременно мы должны снижать энергоемкость валового внутреннего продукта. Если сейчас на доллар валового внутреннего продукта мы тратим примерно 1,1 т условного топлива и, благодаря нашей эволюции в 90-е годы, являемся оной из самых отсталых стран мира по этому показателю, то чтобы подняться, мы должны к 2020 году снизить энергоемкость, по крайней мере, в 2 раза, — 0,6 тонны условного топлива на доллар валового внутреннего продукта.

Рост добычи нефти, газа и угля может быть обеспечен как за счет традиционных районов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Томская область), так и за счет формирования новых центров добычи этих полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Поскольку развитие добычи нефти и газа в Тимано-Печорской провинции не компенсирует даже полностью падение добычи нефти, ввиду истощения запасов в Урало-Поволжье, только на Сибирь в ближайшее время ляжет главное бремя обеспечения энергетики страны нефтью и газом. Без развития новых нефтедобывающих районов перспектив у нашей экономики нет.

А.Конторович продемонстрировал на карте основные нефтяные и газовые месторождения Восточной и Западной Сибири. Из числа осваиваемых он отметил очень интересное Приобское месторождение с запасами нефти около миллиарда тонн; Юрупчено-Тахомское — в Эвенкийском автономном округе Красноярского края; Верхне-Чонское месторождение в Иркутской области и Толоканское — в Якутии. Эти месторождения будут обеспечивать подъем добычи нефти в стране в течение ближайшего времени.

Добыча наращивается и достигнет к 2020 году 45–50 млн т, в то время как в европейских районах страны добыча нефти будет уменьшаться.

Западная Сибирь была и до середины столетия останется главной нефтедобывающей базой страны. В Западной Сибири главным производителем нефти будет оставаться Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь в прошлом году было добыто 180 млн т, к 2020 году добыча должна достичь 200–220 млн т. Начнет расти добыча нефти в Ямало-Ненецком автономном округе — он будет к 2020 году вторым по стране поставщиком нефти. Добыча достигнет 40–50 млн т. По-прежнему заметную роль будет играть Томская область. В ближайшие годы в Новосибирской области начнется добыча нефти и, я думаю, в перспективе — и в Омской области.

Что требуется сделать для того, чтобы обеспечить добычу нефти на этих уровнях? Нужен постоянный ввод в разработку новых месторождений в каждом субъекте Федерации. Надо заметить, что фискальная налоговая политика последнего десятилетия не позволяла нефтегазовому комплексу самоинвестироваться, и мы безнадежно отстали с вводом месторождений в разработку. Если эта тенденция не будет переломлена, нам не обеспечить не только подъема, но даже сохранения добычи нефти. Поэтому постоянный ввод новых месторождений должен быть предметом особого внимания. Кроме того, необходима реализация комплекса мероприятий по увеличению дебита скважин и коэффициентов нефтеотдачи. Имеется несколько путей решения этой задачи. Во-первых, это гидроразрыв. Во-вторых, технологии типа тех, которые разрабатываются в НПО "Алтай" по пороховым взрывам с целью интенсификации притоков пласта. Есть и другие проработки, скажем, в Институте химии нефти СО РАН. Это горизонтальное бурение, пионерами которого стали наши российские буровики; это совершенствование технологии разработки месторождений и постоянный мониторинг.

Другая картина — Восточная Сибирь. Сегодня добычи нефти здесь почти нет. К 2010 году, по нашим оценкам, добыча нефти должна достичь 25–30 млн т. Но, скажем, по заявлениям компании "Юкос", только на Юрупчено-Тахомском месторождении собираются добывать к этому времени 10 млн т. И к 2030 году добыча достигнет 50–55 млн т. Главным нефтедобывающим районом будет Красноярский край — как Эвенкия, так и вне ее. Серьезное развитие получит нефтяная промышленность в Иркутской области и Республике Саха. Предпосылки для этого есть. Должен сказать аудитории, что можно бросить такую реплику: "Вы много лет рассказываете нам, и Андрей Алексеевич Трофимук рассказывал, что когда-то будет добываться нефть в Восточной Сибири, а ее все нет и нет". К счастью, лед тронулся. Сегодня в Восточную Сибирь пришли крупные нефтяные и газовые отечественные компании. Это прежде всего компания "Юкос", которая будет осваивать Юрупчено-Тахомское месторождение и вместе с Саханефтегазом будет осваивать Толоканское месторождение. Это компания "Славнефть", которая будет осваивать Куюмпинское месторождение. Это Тюменская нефтяная компания, которая активно работает на газовых месторождениях Восточной Сибири и собирается принимать участие в разработке Верхне-Чонского месторождения. И целый ряд других компаний. Начали работать в Восточной Сибири и западные компании. В первую очередь это компания "Бритиш Петролеум Амока", которая работает на Ковыктинском и будет в определенной мере работать на Верхне-Чонском месторождении.

Если эти прогнозы сбудутся, то к 2020 году в Сибири и в Республике Саха будет добываться 310–320 млн т нефти. Для того, чтобы обеспечить это, нужно в первую очередь ввести в разработку гигантское Юрупченское месторождение. Далее предстоит освоение Верхне-Чонского месторождения в Иркутской области и Толоканского — в Якутии.

Какие направления поставок этой нефти? Есть разные точки зрения. Однако складывается впечатление, что Ачинский завод надо будет по-прежнему обеспечивать западно-сибирской нефтью, а нефть Восточной Сибири должна закрыть потребность Ангарскнефтеоргсинтеза, а также Хабаровского и Комсомольского заводов и дальше — идти на экспорт. Существуют разные варианты новых трасс нефтепроводов.

Варианты строительства нефтепровода до порта Ванино оцениваются примерно в 7,4 млрд долларов. Вариант через Монгольскую республику оценивается до 5 — примерно в 1,7 млрд, а вариант строительства через Читу и Маньчжурию — примерно в 2 млрд долларов. Дискуссия по этому поводу имеет место и среди специалистов. Действительно, поставить себя в зависимость от страны, через которую осуществляется транзит, крайне нежелательно. С другой стороны, Китай был и, конечно, будет крупным потребителем нашей нефти, поэтому один из этих нефтепроводов — не альтернатива, а вторая часть единой программы выхода на азиатско-тихоокеанский энергетический рынок.

Самостоятельной задачей является формирование крупного центра добычи нефти на шельфе Сахалина. По нашим оценкам, здесь может добываться 8–10 млн т нефти. Но 50% этой нефти по соглашению сразу уйдет на экспорт. Оставшаяся российская часть потребности российского Дальнего Востока не обеспечит — хотя здесь открыты крупные месторождения. Необходимость поставки нефти из Восточной Сибири будет сохраняться.

Газовая промышленность. Россия располагает уникальными запасами газа. Свыше 30% мировых запасов газа сосредоточены на севере Западной Сибири. Открытия, сделанные в Восточной Сибири, подтверждают прогнозы, которые специалисты СНИИГГиМСа и нашего института делали на протяжении многих десятилетий о том, что Восточная Сибирь — богатый газовый район. Самое крупное газовое месторождение Ковыктинское. Запасы его уже сегодня оценены в 1,5 трлн. кубометров. 30 лет тому назад в мире вообще не было таких месторождений. Но рядом с уже открытым месторождением находятся два лицензионных участка, которыми владеет Тюменская нефтяная компания. По оценкам компании "Русео Петролеум" и независимым оценкам нашего Института химии нефти, в сумме с этими новыми участками месторождение может иметь запасы до 3 трлн кубометров.

В Якутии закончена разведка Чеяпинского газового месторождения, запасы которого оцениваются в 740 млрд кубометров. Это очень крупное месторождение, которое может дать существенный резерв добычи газа. В сумме Якутия располагает более чем триллионом кубометров газа. И, наконец, Юрупченское месторождение. Это не только нефтяной, но и газовый гигант. Поэтому во вторую очередь, после извлечения нефти, мы будем добывать здесь и газ. По нашим оценкам, здесь около триллиона кубометров газа.

В эти дни наблюдается бум в печати относительно того, что Саудовская Аравия впервые за последние 30 лет допустила западные компании к лицензированию газовых месторождений и собирается выходить на мировой рынок. Так вот, запасы только этих трех месторождений, о которых я говорил, превышают запасы Саудовской Аравии. Якутия — это крупный район, в котором надо разворачивать добычу газа.

Причем, добыча газа в России в целом будет возрастать. Мы планируем, что к 2020 году добыча газа здесь может достигнуть 70–85 млрд кубометров. Оценки показывают, что вряд ли потребности российского рынка превысят 25–30 млрд кубометров, поэтому здесь нужно говорить об экспорте. В связи с этим возникает вопрос: есть ли рынок для экспорта? Над этим надо очень и очень серьезно работать. Попутно отвечу на вопрос Дмитрия Васильевича Рундквиста по поводу открытия газа в Китае. Небольшой комментарий.

Да, действительно, в Китае, в бассейне Ардос в отложениях среднего палеозоя, в карбонатах открыто крупное газовое месторождение, по запасам примерно равное Чаяндинскому. Это 700 млрд кубометров. Добавлю сразу, что они открыли месторождение в Бахайском заливе примерно 600 млн тонн нефти. Бесспорно, для китайской геологии это выдающееся событие. Но решить долгосрочные энергетические потребности Китая даже два эти уникальных открытия не могут. Тут многое будет зависеть от энергетической дипломатии и от того, как пройдут переговоры. А для Сибирского федерального округа важно, что, наряду с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, газодобывающим регионом стала Томская область. Здесь в перспективе добыча газа может достичь 9–11 млрд кубометров.

В Ямало-Ненецком автономном округе первой задачей является ввод в разработку Заполярного месторождения. Должен заметить, что даже в прошлом году Газпром снизил добычу в России в целом и, в частности, в Западной Сибири. С чем это связано? У нас огромные ресурсы газа, его огромные разведанные запасы. Оценки показывают, что на уровне 600–615 млрд кубометров на ближайшие 30 лет мы обеспечены запасами только крупных месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Дело в том, что недальновидная политика на уровне господ Немцова и Чубайса привела к тому, что инвестировать ввод Заполярного месторождения в разработку в течение долгого времени Газпром не мог. До тех пор, пока это месторождение не будет введено в разработку, нас ждут очень большие проблемы. Перед нами стоит задача освоения месторождений полуострова Ямал. Здесь гигантские ресурсы, более 10 трлн. кубометров газа. Это может обеспечить все потребности и европейской части страны, и Сибири на длительный период.

Но важно иметь в виду, что в Западной Сибири, а также в Томской области и в Восточной Сибири мы столкнемся с технологическими проблемами. Газ, который мы сегодня добываем, это метановый газ. Газ, который мы будем добывать в ближайшее десятилетие, все больше будет содержать конденсат и углеводороды С2–С5, а это уникальное сырье для газохимии, для сжижения газа. Поэтому перед нами будет стоять задача развития в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах газоперерабатывающей и газохимической промышленности. Наша стратегия должна в обязательном порядке учитывать это обстоятельство.

На карте Томской области указаны важнейшие месторождения газа. Быльдженское уже введено в разработку "Томскгазом". В этом году вводится в разработку Северо-Васюганское месторождение и есть перспективы для наращивания добычи газа и для открытия новых месторождений.

Восточная Сибирь. Какие уровни добычи можно обеспечить в Восточной Сибири? По регионам: Красноярский край — мы доведем добычу примерно до 5–7 млрд кубометров, а уже сегодня "Норильский никель" потребляет более 4 млрд; 15–20 млрд будет добывать Эвенкийский автономный округ на базе попутного газа Юрупчено-Тахомского месторождения, а в дальнейшем и свободного газа; примерно 20–30 млрд, при скромной оценке, может добывать Иркутская область; и 20–28 млрд кубометров — в Саханефтегазе. Замечу, что сегодня, кроме Чаяндинского месторождения, все эти месторождения уже имеют своих недропользователей, и я думаю, что ближайшие годы станут переломными в их освоении.

Опять же, самостоятельной задачей будет формирование центра добычи газа на шельфе острова Сахалин. Здесь также открыт ряд газовых месторождений. Добыча газа на Сахалине, по нашим оценкам, может достичь примерно 80 млрд кубометров, но это не решает проблем. В значительной части этот газ в виде сжиженного будет поставляться и по трубопроводному транспорту в Якутию и очень небольшая его часть попадет на Дальневосточный энергетический рынок.

Теперь несколько проблем, которые требуют развития. Главной и очень важной проблемой является воспроизводство минерально-сырьевой базы. Известно, что с 1994 по 1999 годы мы резко сократили объем геолого-разведочных работ. В 1994 году мы подошли к тому, что впервые добывать стали больше, чем приращивать, и до 1999 года включительно мы проедали "советские" запасы нефти. В прошлом году ситуация впервые изменилась, возникла тенденция к выравниванию: нефти прирастили на 96% от того, что добыли, газ — чуть-чуть больше. Но развитие геолого-разведочных работ остается крайне важной задачей. Тут надо иметь в виду, что упали не только приросты запасов, но и эффективность геологоразведочных работ. С чем было связано это? Разрушены полностью геологоразведочные организации. По существу, научно-исследовательские предприятия в значительной степени тоже перестали существовать. Скажем, в Тюмени действовал один из крупнейших в мире отраслевых нефтяных институтов — ЗапСибНИГНИ. Этот институт перестал существовать. В значительной степени ослабили свою работу и восточно-сибирские институты. Из отраслевых на территории Сибири полноценно работает только в Новосибирске СНИИГГиМС и некоторое развитие получили работы этого плана в Сибирском отделении РАН. Был создан Институт геологии нефти и газа в Новосибирском центре и Институт проблем нефти и газа в Якутском научном центре.

Очень беспокоит один момент — это источники финансирования геологоразведочных работ. Минэкономразвития упорно добивается исключения налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Между тем наша экономика еще не готова к тому, чтобы разведка нефтяных и газовых месторождений осуществлялась компаниями только за счет собственных средств. Надо еще добавить, что структура использования средств этого налога такова: примерно 20% использует федеральное правительство для финансирования региональных работ; 20% используют субъекты Федерации и 60% — компании. В сценарии, который разрабатывает Правительство, московские 20% сохраняются, они идут из бюджета. Компании, как считают в Москве, будут сами финансировать геологоразведочные работы. А та часть, которая попадает к субъектам Федерации — а это в основном сибирские субъекты Федерации — исчезает полностью. Много раз, выступая перед губернаторами, я ставил этот вопрос. Непонятна крайне пассивная позиция сибирских субъектов Федерации в реформе налогового кодекса. В наших предложениях к Стратегии предлагается сохранить налог, по крайней мере, на уровне 4%, из которых 2% пойдут в федеральный бюджет, а 2 — в бюджеты субъектов Федерации на финансирование приоритетных работ на территории этих округов.

Для того, чтобы обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы на перспективу, геолого-разведочные работы должны быть резко увеличены, по крайней мере, в 2–2,5 раза — как глубокое бурение, так и геофизические работы. И, что самое сложное, — требуют восстановления геолого-разведочные организации, которые могли бы выполнять эти работы, и кадры, которые полностью рассеяны за последние годы. Вероятно, главными районами концентрации геологоразведочных работ на ближайшую перспективу будут в Западной Сибири Тюменская область в целом, Томская область и в известной мере Новосибирская и Омская; в Восточной Сибири и Республике Саха приоритетными районами развития геологоразведочных работ будут Красноярский край, включая Эвенкию и Таймыр, северные районы и центральные районы Иркутской области и западные районы Республики Саха.

Некоторые вопросы государственного регулирования топливно-энергетического комплекса. Не может развиваться такая огромная, сложная, многоплановая система без государственного регулирования. Требуется четкая государственная программа. Я должен заметить, что в Стратегии, которую разработало Министерство экономического развития и торговли, практически имеются только фрагменты такой программы. Недостаточно полно вопросы эти разработаны на уровне регионов и в Энергетической стратегии Сибири. Нам представляется, что должна быть разработана генеральная программа развития нефтегазового комплекса Сибири и Дальнего Востока. В ней должны быть не только конкретные цифры, но и анализ реальных компонентов этой программы. Перечислю только некоторые направления, по которым надо строить программу: программа ввода в разработку новых месторождений; программа повышения эффективности нефтяной и газовой промышленности; программа реконструкции и развития трубопроводного транспорта. Это крайне сложный вопрос. В Западной Сибири трубопроводный транспорт изношен и потребует коренной реконструкции в ближайшие 10 лет. Это огромные капиталовложения. Должна быть такая государственная программа, и нам надо развивать транспортную сеть в Восточной Сибири.

О программе "Проблемы утилизации попутных компонентов" немного подробнее. Восточно-сибирский газ уникально богат гелием. Надо заново создавать гелиевую промышленность. У нас для этого есть все технологические предпосылки. Назову такое предприятие, как "Гелиймаш", созданное еще академиком Петром Леонидовичем Капицей, которое располагает всеми технологиями для выделения и сжижения гелия. Есть сибирские предприятия, например, Красноярский машиностроительный завод, который готов изготавливать продукцию для выделения гелия. Эта программа должна быть оговорена специально. К сожалению, во всей литературе по Восточной Сибири о том, что этот гелий-содержащий газ, уникальное сырье для высоких технологий, полностью умалчивается.

Все это важные направления развития экономики Сибири.

Государственное регулирование. Первое, это тарифная политика. Николай Леонтьевич Добрецов в своем докладе об этом довольно подробно говорил. А вот по ценовой политике я могу добавить. Мы столкнемся с серьезной ситуацией. На мировом рынке минимальная цена, по которой продается газ, это 100 долларов за 1000 кубометров. Наши перекупщики продают его на европейском рынке по 350–400 долларов за 1000 кубометров. А российский газ реализуется у нас, на внутреннем рынке, по цене 12 долларов за 1000 кубометров. И это при том, что на нефть и уголь цены приближаются к мировым. Не будет заинтересованности в развитии угольной промышленности, значит не будет нормально развиваться энергетика, если цены на газ планомерно не будут подняты. Но, с другой стороны, это невозможно сделать быстро, поскольку это приведет к обвалу всей экономики. Значит, нужна государственная программа постепенного повышения цен на газ с тем, чтобы энергетический потребитель мог к этому приспособиться.

Политика в области недропользования. Сегодняшние лицензионные соглашения составляются зачастую, я не побоюсь этого слова, безграмотно, без всякого анализа и экспертизы. Необходимо провести экспертизу действующих лицензионных соглашений, создать соответствующие институты и определить законодательно. Лицензионные соглашения и программа нефтегазового комплекса должны быть внутренне согласованы. Иначе — результата не будет.

При условии основательной работы нефтегазовый комплекс Сибири может получить огромное развитие в ближайшие годы. К этому есть все предпосылки, в этом комплексе процессы сейчас развиваются очень энергично. Необходимо, чтобы интересы компаний, интересы субъектов Федерации и государственная политика били в одну и ту же линию, как говорится. И тогда результат, несомненно, будет достигнут, а это даст толчок развитию всех остальных отраслей экономики.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+48+1