СВОЕВРЕМЕННЫЙ ОТВЕТ НА НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности России до 2020 года».
|
Коллаж В. Бякина |
Стратегия нацелена на превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Национальные интересы России на долгосрочную перспективу заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности отечественной экономики. К числу приоритетов устойчивого развития отнесено повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности. Экономический рост достигается прежде всего через развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура развиваются путем усиления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
Анализ документа — в статье академиков А. Л. Асеева, А. Э. Конторовича, В. В. Кулешова
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года —
своевременный ответ на назревшие проблемы
внешней и внутренней политики
Общая оценка принятого документа может быть только самой высокой. Его отличает системность, взвешенность, тщательная проработанность всех разделов, их взаимосвязанность и взаимозависимость. Принципиально важно, что Стратегия национальной безопасности России рассматривается через призму защиты конкретной личности, а не только общества и государства в целом. Конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан — это доминанта, которая пронизывает весь документ и находит отражение во всех его разделах (особенно в разделах по повышению качества жизни российских граждан, экономическому росту, здравоохранению и культуре).
Впервые указано на приоритетность таких направлений, как повышение качества жизни граждан России, развитие науки, технологий и образования, здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рациональное природопользование. В Стратегии четко зафиксированы основные характеристики состояния национальной безопасности, в числе которых указан уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта.
Принятие Стратегии национальной безопасности России представляется своевременным ответом на назревшие проблемы внутренней и внешней политики. Изменение геополитической картины мира, происшедшее с распадом СССР, глобализация мировой экономики, усиление неравномерности развития различных стран и регионов мира, значительная неопределенность развития и экономической и финансовой систем (как в мире в целом, так и в пределах отдельных регионов и стран) — все эти (и многие другие факторы), упомянутые и отмеченные в Стратегии, оказывают существенное влияние на развитие России — как в настоящем, так и в будущем.
Как показывают события истекших 15-20 лет, мир не стал проще и не стал более однородным и более устойчивым с точки зрения исключения конфликтов — как в военной, так и в экономической и политической сферах.
Россия находится в весьма непростой ситуации, обусловленной изменениями не только во внешнеполитической области, но также в экономической и финансовой сферах. России, в отличие от СССР, многие проблемы во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах приходится решать, опираясь исключительно на собственные экономические, военные и политические возможности, и выстраивать новые связи и отношения, как с традиционными, так и с новыми партнерами. Фактически в настоящее время России предстоит в новых внешних условиях (и с учетом новой экономической ситуации) отстоять, закрепить и усилить то место в системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей в мире, которое страна занимала на протяжении многих лет.
Стратегия более четко фиксирует несостоятельность глобальной и региональной архитектуры, обусловленной потерей одной страной — США — возможности контролировать ситуацию в конфликтных районах мира, и развитием новых центров экономического роста (страны БРИК). Впервые, например, четко указано на неприемлемость действий Организации североатлантического договора по отношению к России и ее ближайшим соседям.
Важным является формирование амбициозной задачи по вхождению России в пятерку наиболее экономически развитых стран мира. В связи с этим указано на крайне низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития. Ясно зафиксированы такие приоритеты государства, как национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В этой сфере упор сделан на необходимость совершенствования системы координации деятельности государственных органов власти, предприятий реального сектора экономики, институтов гражданского общества, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.
Принципиально важным моментом Стратегии национальной безопасности является увязка решения вопросов национальной безопасности с устойчивостью и эффективностью функционирования России как целостного и социально-ориентированного государства, опирающегося на современную инновационно-ориентированную экономику.
Сильное влияние на процессы национальной безопасности и стабильности в России оказывает исключительно сильная асимметрия в развитии российских регионов, которая, с одной стороны, находится в противоречии с базовыми принципами федерализма, нарушает конституционные права граждан на равный доступ к благам и услугам вне зависимости от мест проживания, с другой — способствует формированию в России «зон бедности» со всем шлейфом социально-политических, этно-национальных, криминальных и иных угроз. И, наконец, невиданная в мире поляризация субъектов Федерации и городов России по уровням развития производства и благосостоянию граждан снижает возможности формирования единого экономического пространства и проведение единой и сбалансированной социальной, инвестиционной, структурной и научно-технической политики. Поэтому следует приветствовать появление в тексте Стратегии национальной безопасности специальных разделов и пунктов, которые трактуют неравномерность в развитии российских регионов в качестве важнейшей угрозы для национальной безопасности России и нацеливают органы государственной власти, бизнес-сообщество на консолидацию усилий по решению этой проблемы в рамках реализации эффективной государственной региональной политики*.
Большое значение имеет также включение в текст Стратегии специального пункта, который увязывает обеспечение национальной безопасности России со сбалансированным, комплексным и системным развитием субъектов Российской Федерации (статья 64). Отмечается, что «...в долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путем развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации». Мы считаем, что при практической реализации настоящей Стратегии в других правительственных документах. Следует более четко и недвусмысленно поставить вопрос об особом подходе и особой государственной политике в отношении Сибири и Дальнего Востока как макрорегионов особой стратегической значимости и приоритетности российского государства с возможным принятием Федерального закона «О государственной политике в отношении Сибири и Дальнего Востока как зоны особых стратегических интересов России».
В разделе 66 упоминается «повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования». Нам представляется, что конкретные меры по реализации этого положения Стратегии должны быть направлены на формирование в России нового класса профессиональных, высококвалифицированных и некоррумпированных управленцев, работающих как в структуре органов государственного и муниципального управления, так и государственных корпорациях. Лозунг «кадры решают все» сегодня актуален как никогда. Происшедшее в последние
10-15 лет «вымывание» квалифицированных кадров из этого сегмента экономической и политической системы России и переток их в сферу частного бизнеса и за рубеж «оголили» многие стратегически важные сферы управления на федеральном и региональном уровнях, в системе государственных корпораций. Первые шаги в этом направлении сделаны (формирование кадрового резерва Президента РФ — «президентской сотни», начало аналогичных действий в субъектах Федерации), однако требуется, по всей вероятности, реализация специальной государственной программы «Новые управленческие кадры новой России». Успех в реализации Стратегии национальной безопасности определяется не только возможностями реализации инновационного пути развития, но и соответствующим кадровым обеспечением.
Россия декларирует, с одной стороны, преемственность той внешней политики, которую она проводила с момента становления в статусе суверенного государства, а с другой стороны, ясно и однозначно определяет цели и приоритеты внешней и внутренней политики в современных условиях и на предстоящие годы.
Важной особенностью является системообразующий характер Стратегии — определение стратегических приоритетов национальной безопасности, а также мер и шагов, направленных на достижение сформулированных целей и приоритетов на всех уровнях — от муниципалитета до государства и от отдельного гражданина до общества в целом. Стратегия вносит необходимое упорядочение в систему документов, определяющих процедуру рассмотрения, принятия и использования различных документов стратегического характера.
Реализация целей, задач и направлений Стратегии национальной безопасности невозможна без создания в России современной, конкурентоспособной и инновационно-ориентированной экономики.
Считаем, что Россия должна более инициативно и с большей политической, экономической и социальной отдачей использовать те «естественные» преимущества, которыми она располагает. К числу таких преимуществ, несомненно, относится уникальный природно-ресурсный потенциал, включающий как воспроизводимые, так и невоспроизводимые природные и минеральные ресурсы. В Стратегии справедливо отмечается, что неравномерность экономического развития стран, рост народонаселения в мире обостряют проблемы доступности природных ресурсов и их последующего использования.
Опыт ряда ведущих стран мира (Канады, Австралии, Норвегии, США) показывает, что противопоставление инновационного и ресурсно-ориентированного путей развития экономики не всегда продуктивно и не всегда оправданно. Природо-ресурсный потенциал России может (и должен) стать основой формирования и развития современной инновационно-ориентированной экономики. Однако без целенаправленных усилий со стороны государства данная цель не может быть реализована.
Сибирское отделение РАН считает, что дальнейшее развитие Стратегии должно быть, в том числе, связано с разработкой и реализацией национальной политики в области освоения и использования природных и минерально-сырьевых ресурсов.
Наличие такой политики призвано сформировать систему приоритетов и требований, касающихся не только рационального освоения природных ресурсов, но и форм привлечения иностранных участников, критериев отбора компаний-ресурсопользователей, а также подходов к реализации научно-технической политики.
Минерально-сырьевой сектор в современной экономике является одним из крупных потребителей наукоемких технологий и процессов. Однако, как показывает опыт России, автоматически — в силу стремления к повышению экономической (коммерческой) эффективности — данные тенденции не реализуются. Так, в нефтегазовом комплексе экономики России в течение последних 15 лет наблюдается неуклонное снижение показателей нефтеотдачи разрабатываемых и вовлекаемых в разработку месторождений, а также степени использования ценных компонентов, содержащихся в попутном нефтяном газе.
Такое положение дел не только закрепляет положение России как ресурсной страны в худшем варианте, но также ведет и к разубоживанию (ухудшению качества) ее природно-сырьевых ресурсов с позиций отражения интересов будущих поколений.
В связи с этим разделы Стратегии, связанные с экономическим развитием, экологией и природопользованием, должны в дальнейшем быть развиты и детализированы.
Также представляется необходимым — в силу чрезвычайной важности скорейшего «запуска» процессов, обеспечивающих модернизацию российской экономики (без чего нет и не может быть устойчивого функционирования России как суверенного государства) — дополнение системы показателей, характеризующих состояние социальной, экономической и оборонной сфер, показателями, отражающими динамику обновления производственного аппарата и степени извлечения стратегических полезных ископаемых.
При этом целесообразно, с учетом остроты ситуации, не только проводить мониторинг динамики значений данных показателей по стране в целом, но также проводить его и в разрезе отдельных проектов. К числу таких проектов в минерально-сырьевом секторе, например, должны быть отнесены новые стратегические месторождения, осваиваемые и разрабатываемые в Арктической зоне, а также на шельфе морей Северного Ледовитого океана.
* Следует только отметить, что формулировка ст. 59 «Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества» несколько сужает суть эффективной региональной политики РФ, которая не сводится только к улучшению процессов координации, а использует более широкий спектр механизмов и управляющих воздействий.
Председатель СО РАН, академик А. Л. Асеев,
академик А. Э. Конторович,
академик В. В. Кулешов.
18 мая 2009 года
стр. 1, 3
|