ДОРОГА В НАУКУ ОТКРЫТА!
Екатерина Ушакова
23 августа в новосибирском Академгородке завершила свою работу
летняя физико-математическая школа. Проведение ее стало
многолетней традицией, в этом году школа проводилась в 40-й раз.
В 1962 г. была проведена первая Всесибирская олимпиада
школьников, тогда же и начала свою работу первая летняя школа,
которая входила в проект М.А.Лаврентьева по укреплению кадров
науки. Один из способов укрепления создание трехступенчатой
системы подготовки кадров: летняя ФМШ зимняя ФМШ НГУ.
Такая система эффективно работает на протяжении сорока лет.
Победители городских и областных олимпиад приглашались для
обучения в летней школе, которая становилась первым шагом для
получения дальнейшего образования. Участники летней школы
зачислялись в зимнюю ФМШ, по ее окончании поступали в НГУ и
дорога в науку открыта! С течением времени меняется география и
состав участников. В этом году в летнюю школу были приглашены
около 700 человек, победителей олимпиад со всей России. По
сравнению с прошлыми годами практически исчезли представители
стран СНГ.
Открылась летняя школа в этом году традиционным поздравлением
участников: выступали председатель Сибирского отделения академик
Н.Добрецов, зам. председателя Сибирского отделения академик
В.Молодин, ректор НГУ член-корреспондент РАН Н.Диканский и
директор ФМШ, член-корреспондент РАО А.Никитин. В.Молодин
прочитал лекцию о результатах археологических раскопок на Алтае,
которая вызвала у ребят живой интерес. Школьники смотрели фильмы
об Академгородке, М.А.Лаврентьеве, о прошлых летних школах.
7 и 8 августа прошли Всесибирские олимпиады по математике и
физике, химии (по выбору) среди участников школы. Цель
олимпиад выявить лучших из лучших.
После олимпиад начались учебные дни. Процесс обучения состоит в
основном из лекций и семинаров по математике, физике, химии.
Процесс обучения состоит в основном из лекций и семинаров по
математике, физике, химии. Математики отдают предпочтение темам,
не входящим в курс общеобразовательных школьных программ. Физики
и химики помогают школьникам освоить разные методы решения задач.
Используются и нестандартные способы обучения. Параллельно с
работой школы в НГУ проходила международная научная конференция
по супрамолекулярной химии. Участники летней школы имели
возможность побывать на этой конференции, тем самым прикоснуться
к "настоящей" науке, познакомиться с особенностями научного
выступления, услышать о новых открытиях на стыке наук химии и
биологии. Возможно, в будущем это станет для кого-то основной
профессией.
В свободное время ребятам были предложены разнообразные
интеллектуальные, спортивные и культурно-массовые мероприятия.
Школьники принимали участие в командных математических и
физических "боях", а также в индивидуальном "Конкурсе
фантастических проектов". Участники конкурса должны были
выдвинуть свой фантастический проект и суметь его защитить, т.е.
ответить на все вопросы слушателей, доказать важность,
необходимость и реальность проекта. К
образовательно-развлекательным мероприятиям относятся "Дни
капитализма" школьники строят свой мир, основанный на
принципах следования закону и честной конкуренции. Устраивались
развлекательные игры: "Любовь с первого взгляда", "Мисс летней
школы", КВН. Проводились спортивные соревнования по футболу,
баскетболу, волейболу, шахматам.
Для приезжих школьников прошли экскурсии в Новосибирский зоопарк,
Ботанический сад, а также в научно-исследовательские институты СО
РАН: Институт ядерной физики, Институт катализа, Институт
гидродинамики, в музеи институтов Истории и Геологии.
В завершение обучения в летней школе прошли контрольные работы и
собеседования, по результатам которых участники зачисляются в
зимнюю ФМШ.
Летняя физико-математическая школа полезна для учащихся в
различных планах. Это не только возможность получить новые
знания. Участвуя во всех образовательных, развлекательных и
спортивных мероприятиях, ребята открывают в себе новые
способности и легко находят друзей по интересам из разных
городов. Появляется возможность адекватно оценить уровень своей
подготовки, увидеть, что есть и более способные в данной области.
Для многих ребят участие в летней школе становится определяющим
для всей дальнейшей жизни.
стр.
|