Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2805) 19 мая 2011 г.

ОДИН НА ОДИН С ОКЕАНОМ,
ИЛИ
ВОКРУГ СВЕТА НА ТРЁХ БАЛЛОНАХ

В апреле четыре российских путешественника — Анатолий Кулик, Евгений Ковалевский, Евгений Ташкин и Юрий Маслобоев — вернулись из сложнейшей трансокеанской экспедиции. За 103 дня на надувном парусном тримаране они прошли 12,5 тысяч километров по Индийскому и Атлантическому океанам. По итогам экспедиции в Книге рекордов России зарегистрированы три мировых рекорда, рассматривается заявка в книгу рекордов Гиннеса.

Ольга Булгакова, г. Томск

— Это событие мирового масштаба, которое войдёт в учебники и энциклопедии, — считает главный редактор Книги рекордов России Алексей Свистунов. А известный российский полярник Герой России Артур Чилингаров убеждён, что мировой уровень экспедиции сравним с достижениями Тура Хейердала и поднимает престиж России.

Иллюстрация

— Путешествия — это прекрасная возможность познакомиться с интересными и живописными уголками планеты, — рассказывает Евгений Александрович Ковалевский, сотрудник Томского научного центра СО РАН. — Поэтому, оказавшись на новом месте, наша команда всегда старалась больше узнать о местном населении, принятом укладе жизни, животном мире.

Иллюстрация

Первой точкой в маршруте экспедиции значились Сейшелы — райские острова в Индийском океане (сейчас этот курорт прославился тем, что именно его выбрали для своего медового месяца герцог и герцогиня Кембриджские). От Сейшел путешественники должны были двигаться по направлению к Мадагаскару. Путь пролегал по акватории, контролируемой сомалийскими пиратами. Три недели длились переговоры с местными властями, в итоге президент Сейшел не разрешил российскому тримарану стартовать с Сейшел из-за реальной угрозы пиратского захвата.

— Нам довелось пообщаться с моряком Гилбертом, который девять месяцев провел в плену у пиратов. Современное пиратство лишено романтического ореола, это хорошо отлаженная жестокая машина. По акватории океана рыщет хорошо оснащенная эскадра — большой корабль, словно спутниками окруженный множеством быстроходных катеров. Захватив судно, пираты сразу же переводят всех пленников в трюм, где им предстоит провести довольно много времени, пока не решится вопрос с их выкупом. К русским у сомалийских пиратов особое отношение. После нашумевшей истории с российским танкером наших соотечественников, захваченных в плен, сразу убивают.

Маршрут экспедиции пришлось изменить: уникальное судно, сконструированное капитаном Анатолием Куликом, было разобрано — предстоял перелет на Маврикий. Столица Порт Луи поразила своим современным, европейским видом. В чем же секрет процветания небольшого государства? На его территории находится несколько тысяч оффшорных офисов. Сибиряки побывали в крокодильем питомнике, посетили крупный храмовый комплекс, славящийся шестидесятиметровой статуей Шивы.

Следующим берегом, к которому вынужденно пристали путешественники после шторма, стал остров Реюньон. Жители называют его Францией. После контрастного, перекачивающего большие деньги, но не слишком богатого Маврикия взору россиян открылась процветающая, развитая территория. Недолгий ремонт — и снова в море.

После полутора недель штормов причалили к Мадагаскару. Какой разительный контраст по сравнению с Реюньоном! Там — процветание, здесь — нищета. Там — ухоженные, чистые кварталы, а здесь — нечто сродни российским мичуринским посёлкам. Уклад жизни мадагаскарцев не меняется на протяжении многих лет: пироги так и не вытеснены современными плавсредствами, весла по-прежнему изготавливаются из цельного куска дерева, а женщины делают себе бусы из зерен. Одним из наиболее ярких впечатлений стала встреча с лемурами. Вот выдержка из путевого дневника Евгения Ковалевского: «Замечательные милые шустрики давно освоили мадагаскарские джунгли, ели бананы прямо у нас из рук, кладя свои мягкие неколючие ладошки нам на запястья».

Далее путешественники дошли до Дурбана (Южная Африка). Сибирякам удалось посетить национальный заповедник, располагающийся на севере страны... Жирафы, львы, картинно расположившиеся на ветвях раскидистого дерева, семейства чёрных и белых носорогов, грациозные антилопы. Множество разных представителей фауны можно было увидеть, оказавшись там.

Обогнув легендарный мыс Доброй Надежды, тримаран достиг знаменитого Кейптауна. Вот что написал Евгений Ковалевский: «После смены в ЮАР более 15 лет назад власти белых на власть чёрных для белых въезд невозможен. Можно, правда, приехать по контракту работать на один год: и то только в случае, если данную работу не может выполнять ни один южноафриканец. Необходимо поместить объявление: например, „ищу изготовителя матрёшек“. После того, как несколько человек предложат свои услуги, но окажется, что они не разбираются в премудростях „матрёшного дела“, можно доказать властям необходимость вызова белого специалиста из-за рубежа. Ситуация в стране сильно изменилась за последние 15 лет. На госслужбу не берут белых. По закону белый человек не может быть владельцем фирмы. Он может иметь долю, но 51 % должен принадлежать чёрному. Можно попытаться обойти закон и владеть фирмой через подставного темнокожего южноафриканца».

После ЮАР — Намибия: страна-пустыня, сумевшая стать развитым государством благодаря добыче алмазов. Здесь мирно уживаются цивилизация и традиционный уклад жизни племен. В Намибии несколько основных племён: овамбо, нама, гереро, дамара, химба и бушмены. Русские путешественники побывали в туземной деревне на севере Намибии, где живет племя химба. Договариваются об этом заранее с вождем племени. Гости допускаются в деревню за весьма умеренное вознаграждение: с собой необходимо принести хлеб, молоко, сахар, воду. Ещё одна статья дохода племени — продажа различных сувениров. Племя имеет свой небольшой бюджет, иногда в «большой мир» посылается гонец с заданием совершить какие-то покупки.

Иллюстрация

Итак, что же увидели путешественники, очутившись в деревне намибийского племени? Их взору открылись маленькие глиняные домики, своими очертаниями напоминающие чум. Необычно выглядят женщины: они с ног до головы обмазаны красной глиной, голову, словно корона, венчает огромный кусок глины. Обычаи запрещают представительницам прекрасного пола мыться, они постоянно окуривают себя дымом. С ними можно сфотографироваться — это разрешено гостям племени.

Из путевых записок: «Чёрные намибийцы, относящиеся к племенам гереро, химба, бушмены, ушивамба, дамар и др., с малолетства привыкают к размеренной неторопливой жизни. Например, племя занимается скотоводством. Пасти скот не надо — он сам пасётся. Поэтому работа по выпасу скота не требует напряжения. Это культура: изменить её трудно. Образования в племенах не получают. Когда выросшие в таком культурном формате чёрные попадают в город, где требуется другой ритм жизни, они не в состоянии перестроиться и приспособиться к новым условиям жизни».

Последним пунктом стала Бразилия. Пересекая Атлантику от Южной Африки до Южной Америки, путешественники провели в пути 31 день. К сожалению, с этой страной не удалось познакомиться хорошо: полным ходом шла подготовка к возвращению на родину.

Современная индустрия туризма развита настолько, что, заплатив приличную сумму денег, можно очутиться практически в любом, самом отдаленном уголке нашей планеты. Другой вопрос: как туда попасть? Самолетом или на комфортабельном гиганте — круизном лайнере?

Российские путешественники не пошли проторенной дорогой — они выбрали для себя самый экстремальный и самый интересный вариант — бросить вызов океанской стихии, переплыть два океана на самостоятельно сконструированном судне, основу которого составляют три надувных баллона. Путешествие на таком тримаране нельзя назвать легким и комфортным. В океане не только людям, но и судну предстояло сдать экзамен на прочность (в буквальном смысле). Прямо в ходе плавания пришлось усовершенствовать конструкцию — усиливать балки, потому что морская вода очень сильно разъедает металл: консервная банка, погруженная в воду, истлевает за три дня. Трижды ремонтировали баллоны — как оказалось, один слой ткани не выдерживает укусов акул. Не раз тримаран попадал в шторм и ломался: неоднократно ремонт проводили прямо в океане (иного было не дано). Наиболее тяжелым стал заключительный этап — пересечение Атлантики:

— Рассветы сменялись закатами, штили — штормами. Казалось, что люди стали частью океана, частью природы, — вспоминает Е. А. Ковалевский. — Перед нами была поставлена сложнейшая задача — преодолеть третий этап кругосветного плавания, а это значит — выжить. — Думаю, что мы ее достойно выполнили: и команда, выдержавшая плавание на грани человеческих возможностей, и тримаран, который, по мнению многих мореплавателей, является новым словом в судостроении.

Через какое-то время путешественники намерены совершить заключительный этап кругосветки — переплыть Тихий океан. Это ещё более смелый и амбициозный замысел. Как известно, Тихий океан славится так называемыми «волнами-убийцами», высота которых составляет 30 метров, от них гибнут даже огромные танкеры. Этот океан ещё больше, чем Индийский и Атлантический, кишит акулами.

— Наш капитан Анатолий Кулик планирует сконструировать совершенно новое судно, на котором можно пуститься в столь рискованное путешествие, — отметил Евгений Ковалевский. — Конечно, впереди — серьёзная подготовительная работа. Но это уже совсем другая история...

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+592+1