Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2842) 19 февраля 2012 г.

КОНЦЕПЦИЯ УТВЕРЖДЕНА —
НА ОЧЕРЕДИ ПРОГРАММА

На выездном заседании правительства Новосибирской области в Доме учёных СО РАН сделан решающий шаг в проработке будущего Академгородка и Советского района в целом.

А. Надточий, «НВС»

Нужно отдать должное: работа над концепцией долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г.Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012–2016 годы» по меркам аппаратной работы прошла почти стремительно: в конце 2011 года со стороны правительства области было озвучено, что проект такого документа, работа над которым велась несколько месяцев совместно с руководством СО РАН, уже находится в стадии готовности. Затем организованно состоялось несколько его предварительных обсуждений на разных уровнях, в том числе и в научной среде. И вот уже 8 февраля на выездном заседании правительства министр образования, науки и инновационной политики В. А. Никонов докладывал о поступивших в ходе обсуждения замечаниях и предложениях и о том, что все они учтены при доработке проекта документа.

Иллюстрация

Произошло это событие в Доме учёных как раз в День российской науки, и лучшего поздравления для сотрудников Новосибирского научного центра, как заметил при открытии мероприятия первый заместитель председателя СО РАН академик Р. З. Сагдеев, трудно было бы придумать. Он также подчеркнул, что за все 55 лет существования Сибирского отделения большое значение имели правильно выстроенные отношения науки с властью. В своё время такая политика помогла реализовать лаврентьевский проект по созданию центра науки на востоке страны, но за десятилетия здесь накопилось множество инфраструктурных проблем, и нужен новый этап в развитии Академгородка, в котором региональная власть готова принять активное участие.

Затем состоялся доклад министра В. А. Никонова, который коротко пояснил ситуацию по общественному обсуждению проекта документа, сказал, что его общий, именно концептуальный характер несколько затруднял восприятие со стороны общественности. Но концепцию нужно рассматривать как промежуточное, переходное звено к разработке совершенно конкретной долгосрочной целевой программы, и работа над ней уже началась.

Проект документа был опубликован на страницах «Науки в Сибири» и специальном сайте правительства области.

В ходе обсуждения со стороны общественности Академгородка высказывались сомнения в том, что вряд ли удастся избежать изменения ландшафтного дизайна этого уникального поселения в период активного жилищного строительства, но в дальнейшем эти вопросы были сняты и предложены меры общественного контроля за развитием ННЦ на новом этапе. После обсуждения в совете директоров ННЦ, в молодёжных и бизнес-аудиториях концепция в целом получила одобрение и готова к рассмотрению в итоговом виде.

Далее В. А. Никонов перешёл к конкретным поступившим предложениям и дополнениям по названному документу. В частности, в разделе задач, определяемых концепцией, были приняты дополнения, что ДЦП оказывает «содействие развитию учебно-материальной и исследовательской базы НГУ, формированию образовательных подразделений научно-исследовательских организаций Новосибирского научного центра и технопарка». А также «важнейшим элементом системы управления Программой должны стать процедуры общественного контроля. В связи с этим Программа должна содержать в себе описание инструментов общественного контроля за решениями, принимаемыми в ходе разработки и выполнения конкретных мероприятий».

Далее по тексту концепции вносятся следующие дополнения: «Учитывая масштаб и многомерность Программы, правительство Новосибирской области совместно с Президиумами СО РАН и СО РАМН, мэрией г.Новосибирска, а также иными заинтересованными организациями создают рабочий орган — дирекцию Программы, на которую возлагается исполнение текущей оперативной работы по разработке и организации программных мероприятий (контроль, мониторинг, аналитическое обеспечение, организация предусмотренных процедур, взаимодействие с территориальными и профессиональными сообществами)».

По настоянию научной общественности было внесено уточнение, что «важнейшим механизмом реализации Программы является выделение приоритетов развития научно-технической деятельности, конкурентно перспективных отраслевых направлений, формирование и реализация конкретных проектов, комплексных планов, а в отдельных случаях, сопряжённых долгосрочных и ведомственных целевых программ».

В системе целевых индикаторов предусматривается: «Целевые показатели Программы ориентируются на существующий международный уровень экономического развития и качества жизни.

Система целевых индикаторов Программы формируется с учётом следующих принципов:

— основывается на анализе данных о текущем состоянии параметров показателей и темпов роста;

— планируется исходя из опережающих темпов роста в сопоставлении с мировыми и внутрироссийскими показателями».

В разделе конкретных подпрограмм предусмотрены:

— «подпрограмма модернизации жилищного фонда и ЖКХ и подпрограмма строительства жилья и объектов инфраструктуры.

— подпрограмма государственной поддержки деятельности общественных образований, направленных на повышение качества жизни, включающая разделы: безопасность, экология, информационные системы, рекреационные зоны, объекты благоустройства, развитие культурно-просветительской деятельности и т.п.

— подпрограмма по формированию нормативной базы для обеспечения комплексного опережающего развития Советского района.

— подпрограмма по разработке инвестиционного паспорта территории Советского района, включающего инвестиционные меморандумы для профильных инвесторов».

— Очень много предложений поступает уже по конкретным мероприятиям ДЦП, — в заключение сказал В. А. Никонов. — Все они максимально будут учтены при разработке итогового документа.

Иллюстрация

Принявший участие в обсуждении итогового документа заместитель председателя Сибирского отделения РАМН член-корреспондент РАМН М. С. Любарский внёс некоторые дополнения от учёных-медиков. В частности, при разработке конкретной программы действий он просил учесть то обстоятельство, что ФГУ ННИИПК имени академика Е. Н. Мешалкина в содружестве с другими учреждениями РАМН в скором будущем будет активно расширять сферу своей деятельности: уже принято решение о создании отдельного научно-клинического центра, где будут исследоваться некоторые патологии женских заболеваний, урология и др. Для нового центра уже закупается современное оборудование, будет достраиваться некогда заброшенный корпус, то есть работа над новым проектом уже начата.

Заведующая сектором муниципального управления Института экономики и организации промышленного производства СО РАН кандидат экономических наук Е. Е. Горяченко рассказала о ходе и результатах сбора предложений по Концепции. На территории Академгородка было размещено четыре обычных почтовых ящика, в которые поступило всего четыре записки. На специально открытый Интернет-ресурс пришло 23 предложения. Было проведено шесть тематических дискуссий в разных группах жителей Советского района и в двух специализированных молодёжных группах. Но активность населения по обсуждению Концепции, по мнению социолога, была невысокой, хотя все возможности для свободного высказывания мнений были предоставлены.

Исполнительный директор фонда «Академгородок» Н. И. Пинус вполне была удовлетворена оперативной разработкой Концепции — все предложения, поступившие от общественников, были немедленно систематизированы и преданы в областное правительство, а затем нашли своё отражение в тексте документа.

— Новый этап работы по улучшению социально-бытовых условий жителей Академгородка объединит усилия всех заинтересованных сторон, — подчеркнула она. — СО РАН, СО РАМН, региональное правительство и мэрия по существу определяют Советский район зоной приоритетного развития, и общественность надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество во имя блага людей.

От «Сибирского центра поддержки общественных инициатив» выступила эксперт И. О. Макеева, которая рассказала, как обсуждался проект концепции в кругу представителей бизнеса. В целом они одобрили этот документ, но высказали пожелание обратить внимание на архитектуру зданий и сооружений, которые будут создаваться, а также высказали пожелание учесть в итоговом документе ДЦП необходимость некоторого правового регулирования отношений с бизнесом, которые до сих пор чрезмерно забюрократизированы и мешают его развитию.

Опытнейший финансист и ветеран Академгородка Г. К. Шурпаев попросил представителей властей оперативнее решать некоторые социально-бытовые проблемы, находящиеся в совместном ведении СО РАН и мэрии.

Директор ГПНТБ СО РАН Б. С. Елепов говорил о необходимости координации деятельности СМИ по реализации ДЦП:

— Сегодня почтовые ящики жителей Советского района заполнены большим количеством сомнительных материалов от сомнительных изданий. Кто-то тратит огромные деньги на ложь. У нас должна быть чётко сформулированная программа работы с прессой, с журналистами. В этой же связи Б. С. Елепов предложил открыть на областном телеканале ОТС популяризаторскую программу с условным названием «Час науки».

Мэр Новосибирска В. Ф. Городецкий подчеркнул необходимость слаженных действий всех заинтересованных сторон в работе над реализацией Концепции и Программы. Нередко именно несогласованность на многие годы тормозит реализацию тех или иных проектов по развитию Советского района и Академгородка. Он привёл пример нешумной, слаженной работы по реконструкции левобережья Советского района, где за короткий срок были освоены значительные средства, и социально-бытовые условия населения значительно улучшены.

Академик Н. Л. Добрецов в коротком выступлении заострил внимание на необходимости использовать уже имеющийся опыт развития Академгородка и организации системы мониторинга по выполнению принятых решений.

В заключение, подводя итог обсуждения на выездном заседании президиума правительства области, губернатор В. А. Юрченко подчеркнул:

— Нужно сделать конкретный шаг вперёд. В одном направлении всем — и гражданскому обществу, и Сибирскому отделению, и самому крупному муниципалитету России, и областному правительству. Принятие Концепции — это очень серьезное решение, будет дан старт разработке долгосрочной целевой программы, которая должна быть материализована в конкретные мероприятия: и по всей инфраструктуре, и по улучшению материальной базы всего научно-образовательного комплекса, и по созданию условий коммерциализации разработок.

В. А. Юрченко согласился с необходимостью формирования особого органа управления программой и информационного сопровождения ее реализации. На взгляд губернатора, Концепция проработана достаточно глубоко, и реально менее чем за три месяца на её основе реально сформировать долгосрочную целевую программу, которая также должна пройти обсуждение с участием руководства различных ведомств, экспертов, представителей общественности, жителей района. Сроком утверждения программы В. А. Юрченко назвал 1 мая 2012 года, с тем, чтобы бюджет 2013 года уже учитывал расходы по её выполнению.

Фото автора

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+623+1