Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2843) 22 февраля 2012 г.

ОМСКИЕ МИНИАТЮРЫ

Каждый город, большой или маленький, имеет свое лицо — лицо, которое одних оставляет равнодушным, а другим надолго западает в душу. Улицы и площади, парки и скверы, храмы, часовни и прочие архитектурные памятники добавляют облику уникальность, неповторимость. Именно глядя на них, мы составляем своё представление в целом, именно из этих деталей складывается наше «приятие» или «неприятие» города.

Ю. Александрова, «НВС»
г. Омск

Омск — не исключение. Как и в любом другом российском населенном пункте, здесь повсюду встречаются традиционные исторические памятники — от изображений Ленина до скульптурной композиции, посвященной борцам, павшим за власть Советов, на одной из центральных улиц. Но есть и свои герои... В частности, многое связано с именем адмирала Колчака (с июня 1918 года по ноябрь 1919 года, после объявления Омска столицей Сибири, в городе, в сохранившемся до наших дней генерал-губернаторском дворце, располагалась его резиденция). Напоминают о «периоде Колчака» и дом Батюшкова (в нем проживал адмирал), и Дом судебных установлений, и рестораны или кафе, названные его именем. Другой наш выдающийся соотечественник — Федор Михайлович Достоевский, который в 1851 — 1855 годах отбывал каторгу в омском крепостном остроге. В Омске проводится экскурсия «По местам Ф. М. Достоевского», в ходе которой желающие могут посетить здания гарнизонной гауптвахты, Лютеранской кирхи, комендантский дом и прочие достопримечательности.

Коллекция музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля насчитывает большое количество экспонатов: произведения выдающихся русских и европейских живописцев, скульптура, графика, гравюры, редкие печатные издания, дворцовая мебель, изделия Фаберже и прочее; многие из них имеют мировое значение. А рядом с музеем стоит памятник уроженцу Омска Врубелю — художник с папкой в руках поднимается по ступенькам, оглядываясь назад. По словам омичей, скульптор вложил в своё произведение глубокий философский смысл: устремленный в будущее, Врубель бросает взгляд на пройденный путь, оценивает то, что было им сделано, а листы с эскизами в руках символизируют его творчество. Такие композиции можно назвать не столько историческими, сколько универсальными, вневременными...

Иллюстрация

Особая страница в истории города — так называемые «Любочкины места». Говорят, жена омского генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда Любаша рано ушла из жизни — она заболела чахоткой и умерла, но во время болезни часто выходила посидеть на лавочке рядом с домом. Такой она и изображена — лёгкий поворот головы, изящный наряд, задумчивый вид, книга в руках.

Иллюстрация

Недавно недалеко от торгового дома «Любинского» (ещё одно напоминание о жене губернатора!) была открыта скульптурная композиция «Купчиха и фотограф». Она выполнена так, чтобы все желающие могли посидеть за одним столом с купчихой. Более того — на счастье можно бросить монетки в блюдца, стоящие на столе.

Иллюстрация Иллюстрация

Нельзя обойти стороной ещё одну категорию памятников — шуточные, фантастические, сюрреалистические, называй как хочешь. Напротив «Любаши на лавочке», по другую сторону дороги, пристроился сантехник Степаныч. Зимой, особенно в ранних сумерках, пройдешь — не заметишь, запнешься и только тогда обратишь внимание на голову в каске, а люк, из которого голова выглядывает, в это время года и вовсе скрыт снегом. Жителям города Степаныч полюбился; по слухам, в праздники некоторые несознательные граждане в знак особого расположения ставят перед ним рюмку водки. Впрочем, сама не видела — утверждать не буду.

Иллюстрация

Имеется в Омске и железная композиция «Чудо-Юдо-рыба-кит», выполненная омским скульптором Александром Капраловым (правда, сам он, вроде бы, назвал это произведение «Коммунальный карась»), и его же рук дело — необычный памятник Дон Кихоту, изображающий какого-то бешеного коня и весьма странного вида идальго, сидящего на нем, и ещё много разных памятников, скульптурных композиций. Все они — как наша жизнь в миниатюре. И, может быть, десятилетия спустя последующие поколения с умным видом будут говорить об их «глубоком внутреннем содержании» и делать выводы о том, как мы жили.

Фото автора

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+624+1