Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30-31 (2865-2866) 9 августа 2012 г.

ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗАДАННЫЙ СТИЛЬ!

Не так давно очередная — уже тридцать седьмая! — Летняя школа юных программистов имени академика А. П. Ершова, проходившая с 10 по 24 июля в ДООЛ «Созвездие Юниор», завершила свою работу. Торжественные открытие-закрытие, традиционные две недели, до предела наполненные событиями, новые и старые встречи, интересные мероприятия — все это позади у организаторов и участников. Пришла пора подводить итоги...

Ю. Александрова, «НВС»

Школа юных программистов, проводимая Сибирским отделением Российской академии наук с 1976 года в память о её основателе академике А. П. Ершове, представляет собой особую форму подготовки и развития талантливой молодёжи. Она организуется для школьников в целях развития их интереса к углубленному изучению информатики, формирования навыков современного программирования, умений использовать перспективные информационные технологии. За это время подготовку в Летней школе прошли несколько тысяч ребят, для которых программирование стало делом всей жизни.

Иллюстрация
Участников школы приветствует ректор НГУ проф. М. П. Федорук.

Географический охват у завершившейся в конце июля ЛШЮП традиционно широк, хотя, конечно, каждый год происходят какие-то изменения: раньше, например, приезжали ребята из Казахстана, а нынче из-за сложностей, связанных с некоторыми формальностями, — не получилось. Зато есть даже дальнее зарубежье— уже в третий раз в ЛШ участвует сын наших соотечественников, проживающих ныне в Милане, в этом году он работал системным администратором. Мальчик, в сущности, готов был привлечь и итальянских учащихся, но языковой барьер не позволил. Всего Летняя школа юных программистов-2012 собрала 89 ребят из разных регионов России, причём не только Сибири и Урала, но и Центра. Были представлены Абакан, Алапаевск, Барнаул, Бердск, Железногорск, Иркутск, Екатеринбург, Кемерово, Нижний Тагил, Новокузнецк, Междуреченск, Миасс, Москва, Санкт-Петербург, Томск, Челябинск и, конечно, Новосибирск.

Иллюстрация

Следуя традиции, программа ЛШЮП предусматривает проведение обзорных и учебных лекций, семинаров и конкурсов по проблемам современной информатики и других научных направлений. Практическая работа Школы организована в форме учебно-производственных проектов — мастерских — под руководством специалистов из числа студентов НГУ, сотрудников СО РАН и IT-компаний, преподавателей НГУ. В этом году работало 15 мастерских. Ежегодно спектр их тематик разнообразен и охватывает область не только классического программирования, но и прикладные задачи других наук: математику, физику, биоинформатику. Следует отметить, что мастерские соответствуют уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся. Тем не менее, в каждой из них на выходе был получен результат, который не только на предварительном просмотре проектов показывали строгому жюри, но и предлагали в качестве научной работы на заключительной конференции.

Иллюстрация

Рассказывает научный сотрудник Института систем информатики СО РАН, преподаватель Новосибирского госуниверситета, бессменный с 2001 года завуч ЛШЮП, Татьяна Ивановна Тихонова, которая в рамках Школы занимается также общей координацией проекта — от организационных до образовательных и воспитательных моментов:

— Без преувеличения можно сказать, что наша Летняя школа уникальна, другой подобной — с такой направленностью и работающей по такой методике — нет нигде на территории постсоветского пространства. Недавно я выступала по ЛШЮП в Москве, так нам предложили проводить её в Подмосковье. Но мы отказались — у нас имеется своя, ершовская, можно сказать, свой брэнд. От нее, собственно, и пошло направление информатики образования по России и по всему миру. Мы поддерживаем тот стиль, который задал когда-то Андрей Петрович! Ещё одна отличительная особенность — разновозрастность, причем с каждым годом возрастной барьер всё снижается. Конечно, это идет не только от преподавателя, а прежде всего от родителей, которые как можно раньше стараются определить к нам ребенка. На этот раз самыми младшими были третьеклассники, то есть десяти-одиннадцатилетки.

Здесь есть свои сложности. С одной стороны, нам хочется, чтобы уровень школы поддерживал возможность реализации серьезных проектов, а для этого больше подходят старшеклассники. Хотя и младшие справляются, уровень хороший: была у нас мастерская для 4–5 классов, они успешно осваивали разные понятия из программирования, ЛОГО, сделали буклет. А ещё для маленьких делаем направленные спецкурсы, своего рода экскурсии по другим мастерским, чтобы они посмотрели, что такое программирование, сетевые технологии, как устроена робототехника, всё посмотрели, потрогали. Да и педагогические моменты... Как с ними обращаться? Вроде бы маленькие, а мастерскую, кстати, у них вел второкурсник, тоже «не совсем взрослый» руководитель. Но счастье, что многие сами проходили нашу школу, всё это помнят, знают; некоторые выходцы ещё из ершовских школ, теперь уже преподаватели, своих учеников привозят.

Ну а плюс, несомненно, в том, что наша ЛШЮП является той площадкой, на базе которой с раннего школьного возраста можно формировать новое мышление. Те, кто когда-либо учились в Летней школе, становятся специалистами совершенно иного типа — как по уровню восприятия программирования, так и по другим критериям. Они понимают, что такое программирование, не боятся экспериментировать, большие эрудиты, ну а преподаватели пытаются поддержать творческую часть личности. И вообще, мы глубоко убеждены в том, что в любой профессии востребован именно человек, который творчески относится к делу. Да, есть рядовые исполнители, они тоже важны, но почему так ценятся наши выпускники? Они широко видят задачу и могут предложить нестандартные пути решения.

Немного об организации процесса и о мастерских (всего их было 15). Самые младшие участники программировали на ЛОГО и в конце представили буклет с решенными задачами. В качестве семинарской программы малышам были предложены ознакомительные занятия по Flash, робототехнике, сетевому программированию и другие темы. Ребята чуть постарше в мастерской «Робототехника» запрограммировали экскаватор с искусственным интеллектом, а также вариант дистанционно управляемого транспорта. В мастерской сетевого направления писали твиттер, на языке Хаскел написана реализация логической игры. «Обработка изображений» представила готовый проект для любителей вышивания, в котором можно использовать имеющиеся наборы цветов нитей и возможность разбивки картинок под шаблон для макета вышивки. В мастерской «Машинное обучение» изучали генетические алгоритмы и показали проект распознавания рукописного текста. В мастерской «Моделирование коллективного поведения» шло освоение технологии программирования для видеокарт CUDA. На Летней школе было также реализовано моделирование социально-экономической системы с добычей и перераспределением ресурсов (более примитивный вариант — игра «Жизнь»), коллективное исследование окружающего мира (поиск коллективного выхода из лабиринта и борьба четырёх популяций муравьёв за ресурсы), модель Вселенной и многое другое.

Лекционная программа ЛШЮП была, как обычно, разнообразна и насыщенна. От классической науки были представители в лице д.ф-м.н. В. П. Голубятникова, д.ф-м.н. И. Ф. Гинзбурга (ИМ СО РАН), д.б.н. П. М. Бородина (ИЦИГ СО РАН), д.т.н. А. А. Берса, д.ф-м.н. А. Г. Марчука, к.ф-м.н. А. Ю. Пальянова (ИСИ СО РАН). Важной составляющей успеха при выборе направления работы в широком спектре IT-специальностей является общение со специалистами из зарекомендовавших себя фирм. Дополнили учебную программу культурные и спортивные мероприятия: творческая презентация мастерских, КВН, Брейн-Ринг, «Что? Где? Когда», экскурсия в Планетарий, походы по окрестностям, песни у костра под гитару, волейбол, футбол, настольный теннис.

Следует отметить, что финансирование ЛШЮП осуществляется при поддержке Сибирского отделения Российской академии наук, Института систем информатики им. А. П. Ершова, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Центром по работе с одаренными детьми), IT-фирм, которые заинтересованы в уровне своих кадров. На сегодняшний день в Интел, Excelsior, СибАкадемсофт, Аlawar, Ledas, Entensys, D-Link оценили уровень подготовки специалистов, прошедших обучение в ЛШЮП в разные годы. Особо ценится работа специалистов, принимавших участие в реализации проектов разного направления. Мы можем гордиться тем, что ребята, участвовавшие в школьные годы в разносторонне направленных Мастерских, действительно понимают, что такое работа в команде и полный жизненный цикл программного продукта, от задумки до реализации и представления работы на внешнем уровне. Приятно, что на Летнюю школу возвращаются люди, ставшие студентами в качестве мастеров и преподавателей!

стр. 16

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+644+1