Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2942) 20 февраля 2014 г.

БУДНИ И РОМАНТИКА
ГЕОЛОГИИ

В рамках Дней науки в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН прошёл День открытых дверей. В программе — посещение мемориального кабинета академика Андрея Алексеевича Трофимука, экскурсия в Центральный Сибирский геологический музей и рассказы молодых учёных об институте и основных направлениях его деятельности.

Е. Садыкова, «НВС»

В этом году посетителей на Днях открытых дверей во всех институтах СО РАН наблюдается на редкость мало, особенно по сравнению с прошлым годом, когда от желающих ознакомиться с достижениями сибирской науки не было отбоя. Организаторы связывают плохую посещаемость с холодной погодой.

В ИНГГ в этом году пришел всего один класс — семиклассники, но ребята оказались подготовленными, пытливыми, слушали осмысленно, знали, например, что такое «греческий огонь», и интересовались вполне серьёзными вещами, такими как технология подводного бурения и др. Впрочем, и рассказы были интересными.

Из презентации к.г.-м.н. Михаила Фомина «Месторождения нефти и газа в России и в мире» школьники услышали не только о том, что такое нефть, но и о её происхождении и применении в разные эпохи, о странах, обладающих крупнейшими месторождениями, о различных технологиях добычи нефти и газа. Кроме того, школьники узнали некоторые сугубо геологические термины, такие как «керн», и прониклись суровой романтикой профессии. Кто, кроме геолога (ну может ещё представителей парочки других профессий), может бесплатно (в смысле, не заплатив ни копейки, а даже наоборот, получая за это удовольствие деньги!), побывать в красивейших местах планеты! Ради этого стоит идти в науку!

Дмитрий Медных в докладе «Исследование земных недр: методы и средства» рассказал о геофизике и методах, с помощью которых проводятся исследования Земли и других планет. Геофизика занимается широчайшим спектром задач — от разведки полезных ископаемых до сейсморазведки. Кроме того, в последние годы эти специалисты активно работают в связке с археологами — геофизические методы позволяет выявлять древние поселения и захоронения и проводить раскопки гораздо более экономичным способом, чем это делалось ранее.

Ещё один рассказ также был посвящен геофизике — Александр Власов и Алексей Горбатенко поведали про «умные скважины», то есть современные способы добычи полезных ископаемых. Нефть понемногу добывали ещё в Египте, однако глубокие скважины начали бурить только с середины XIX века. Нефть под действием пластового давления выходила на поверхность в устье скважины. Времена изменились, сейчас скважины делают по-другому, таких фонтанов, как раньше, нет, и подобное будет свидетельствовать скорее об аварии, чем о норме.

В стенах института разработаны методические основы и создана аппаратура, позволяющая изучать разрез разных типов скважин.

Работа геофизиков, по мнению молодых учёных, чем-то схожа с досмотром багажа в аэропорту: они исследуют разными приборами породы, сквозь которые прошла скважина, и по каротажной записи пытаются найти пласты, в которых содержится нефть. Над этим работают не только нефтяники «в полях», но и множество других специалистов — программисты, физики, математики, специалисты в области приборостроения и т.д. Многие инженерные и научные специальности необходимы для успешного строительства скважины и для того, чтобы сделать её действительно «умной».

В лекции Александра Игольникова, сотрудника лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя, «Родословная осьминога» интриговала даже сама тема доклада. Однако лектор пояснил: «Может быть, название доклада вам покажется несколько странным, поскольку вы настроились слушать о геологии, а тут — биологическое название, более уместное в Институте цитологии и генетики. Но на самом деле всё это объясняется просто.

Как вы успели узнать из предыдущих докладов, современная геология — это обширная наука, которая объединяет в себе множество разных направлений, таких как геофизика, дробящаяся на множество направлений, нефтяная и нефтегазовая геология, геохимия, которая, как понятно из названия, изучает Землю с точки зрения химии и элементарного состава минералов, химических процессов и так далее. Одной из составляющих геологии является палеонтология, наука, изучающая живой мир прошлых геологических эпох. Она не специализируется только на изучении динозавров, как думают многие — это направление занимает всего несколько процентов от объёма палеонтологии. Основная масса палеонтологов исследует более мелкие организмы, в основном моллюсков. Также многие специалисты занимаются древними членистоногими. Большое количество палеонтологов вообще исследует микроорганизмы — этот раздел называется микропалеонтология».

И слушатели зачарованно погрузились на глубину доисторических морей, в эпохи венда, кембрия, девона и др., когда основными жителями планеты были моллюски, активно борющиеся за своё существование, в том числе и с динозаврами. Рассказать об этом могут прижизненные повреждения, которые учёные обнаруживают на панцирях «дохлостей», как они любя называют свой объект изучения. «Дохлости» зачастую становятся предметами всевозможных домыслов и слухов: так называемые «чёртовы пальцы», которые часто находят в Поволжье, являются ничем иным как окаменелыми раковинами моллюска белемнита, а «яйца динозавров» — это всего лишь карбонатные конкреции (т.е. округлые минеральные наросты) на гигантских аммонитах.

Учёный предостерег школьников от доверия подобным околонаучным сенсациям и призвал их, теперь уже вооружённых знаниями, активно включаться в борьбу с мифами.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+713+1