ПРИКЛЮЧЕНИЯ СИБИРЯКОВ В ИТАЛИИ
Екатерина Кратасюк
г. Красноярск
Наука в течение более чем четырех столетий была одной из основных
причин эволюции западной цивилизации, двигателем экономики. Но,
несмотря на это, общество запутано и ошеломлено научными
открытиями ХХ века, опасными в той же мере, что и полезными. В
начале третьего тысячелетия к проблемам собственно научного
поиска добавляется проблема "PR науки": необходимо вновь научить
общество видеть высокую полезность научной деятельности.
|
Участницы семинара проф. В.Кратасюк и к.б.н. Л.Франк.
|
Уже более десяти лет существует инициатива PUSH (Public
Understanding of Science and Health), в рамках которой во многих
странах Европейского Союза, а также за его пределами проводятся
научные фестивали, летние школы и конференции —
научно-образовательные мероприятия, объединяющие ученых,
преподавателей и студентов.
В рамках инициативы PUSH в ноябре в Европе была проведена Неделя
науки и технологий. Основной целью этого мероприятия было
"углубление общественного знания в области естественных наук и
технологий, повышение уровня информированности, как в целом, так
и в конкретных научно-технических областях с целью возрождения
интереса к научному поиску, привлечения внимания молодых людей и
воспитания не только будущих ученых, но и хорошо информированных
граждан".
|
Делегация из Красноярска на площади Микеланджело.
|
В каждом из семи семинаров, организованных по всей Европе — в
Лондоне и Брюсселе, Риме и Барселоне, Женеве и Таллине — ученые,
преподаватели, студенты, школьники — обсуждали по одной из
научных проблем, которые являются центром притяжения
общественного интереса. Существует ли жизнь на других планетах;
возможности миниатюрных компьютерных систем; насколько безопасно
использование продуктов, полученных с помощью методов генной
инженерии — ответы на эти и другие вопросы предлагались не
только в виде традиционных научных лекций и докладов, но и в
форме учебных лабораторных работ, а для детей и в игровой и
развлекательной форме.
В семинаре, носившем загадочное название "Инициатива Да
Винчи-Дарвин-Линней", впервые приняли участие российские
ученые — делегация сотрудников научно-образовательного центра "Енисей",
организованного в Красноярском госуниверситете по программе
"Фундаментальные исследования и высшее образование" Министерства
образования Российской Федерации и Американского фонда
гражданских исследований и развития для независимых государств
бывшего Советского Союза (CRDF).
У истоков семинара стоят два научных сообщества — Международная
федерация клинической химии (the International Federation of
Clinical Chemistry) и Международное общество биолюминесценции и
хемилюминесценции (the International Society for Bioluminescence
and Chemiluminescence). Семинар проходил во Флоренции. Основные
координаторы встречи — профессора М.Паццалья, А.Кемпбелл и
П.Бергштайн — представляли три европейских страны — Италию,
Великобританию и Швецию. В каждой из этих стран осуществлялась
одна из трех частей проекта.
Основатели PUSH называют две основные причины актуальности своего
проекта "Наука и здоровье: формирование общественного понимания".
Во-первых, утверждают они, Европа только в том случае сможет
выгодно и безопасно использовать открытия и изобретения ученых,
если достаточное внимание будет уделено этике и социологии науки.
И, во-вторых, здоровье Европы сегодня более, чем когда-либо
зависит от понимания людьми их собственной физиологии и биохимии.
Основной целью организаторов PUSH является "формирование
общества, которое понимает современную науку, не боится ее и
благодаря этому обеспечивает постоянный приток юных дарований для
участия в новых проектах". В то же время проект пронизан
ностальгией по оставшемуся в прошлом "золотому веку науки" —
триумфальным достижениям ученых прошлого. Ключевыми
фигурами-символами программы являются Леонардо да Винчи, Чарльз
Дарвин и Карл Линней.
Научно-популярный и собственно научный аспекты программы семинара
были представлены в виде исторической и современной составляющих.
Каждый рабочий день семинара открывался лекцией об одном из
ученых прошлого. Например, лекция о Карле Линнее включала
оригинальное театральное представление, сценическим эффектам
которого позавидовали бы и профессиональные постановщики. Далее
шли короткие научно-образовательные выступления ученых из разных
стран, посвященные актуальным проблемам биологии и биотехнологии.
Во второй половине дня преподаватели работали под
руководством ученых в научных мастерских.
Отдельная программа была организована и для принимавших участие в
семинаре студентов: после общей лекции они представляли свои
собственные научные разработки в виде докладов-постеров. Лекции,
мастерские, дискуссии, научный театр, обмен мнениями в рамках
постерной сессии и общий заключительный "круглый стол", а также
обсуждение и оценка всех форм работы — все это позволило сделать
семинар продуктивным не только с информационной, но и с
методологической точек зрения. Внутренняя динамика семинара
отразила различные уровни понимания научных проблем —
профессионального исследователя, преподавателя и студента, но в
то же время и доказывала открытость каждой из этих сфер для
понимания и взаимодействия между ними.
Лекции и мастерская, проведенные российскими учеными, были
посвящены раскрытию захватывающих возможностей применения явления
свечения некоторых живых организмов и извлеченных из них
молекулярных систем в педагогической практике.
Рассказывает Елена Есимбекова, кандидат биологических наук:
— Общее название лекций и мастерской, проведенных российскими
учеными, — "Биолюминесценция как образовательный инструмент".
Лекции, прочитанные академиком И.Гительзоном и профессором
В.Кратасюк, ознакомили участников конференции с теоретическими
основами и экспериментальным воплощением методов.
В научной мастерской были продемонстрированы возможности
использования биолюминесценции для понимания закономерностей
функционирования живых организмов, а также показаны новые способы
формирования научного мировоззрения у школьников. Слова "простота
и доступность" стали нашем девизом. На заключительном "круглом
столе" работа этой мастерской была оценена как весьма
перспективная для внедрения в школьную практику.
В целом, встреча PUSH 2001 вызвала во мне противоречивые чувства.
С одной стороны, было здорово видеть, как раскрываются
возможности, а может быть, и таланты детей.
Но было и сожаление. Сожаление о том, что в России слишком далека
наука от школы. Поэтому особенно радуют начинания некоторых
беспокойных отечественных педагогов и неравнодушных ученых,
готовых заниматься со школьниками. Кстати, среди 13 российских
участников семинара был один школьник и один студент второго
курса физического факультета Красноярского госуниверситета,
которым удалось попробовать свои силы в качестве "мастеров"
конференции, благодаря своему опыту научной работе в школе.
Студент Михаил Кудряшев испытывает по поводу своего визита на
родину Данте и Микеланджело исключительно положительные эмоции:
— Вы когда-нибудь видели на картинках падающую Пизанскую башню?
А Колизей? А думали ли вы, что их можно наблюдать вживую и даже
потрогать собственными руками? Я, например, и не помышлял об
этом. Прогулки по ночной Италии представлялись мне не более
возможными, чем променад по красным пескам Марса. И тем не менее,
это случилось. И случилось благодаря Европейской неделе науки и
технологии. Основной темой обсуждения было внедрение биофизики в
школьные образовательные процессы. В программу входило и мое
выступление. Я рассказал, как можно использовать
биолюминесцентные тесты для экологического мониторинга. И что
отрадно, доклад понравился, как и другие работы российских
делегатов.
|
В перерыве между лекциями и лабораторными работами в одной из
школ Флоренции.
|
Среди участников конференции были студенты из Италии, Швеции и
Англии. Общение с ними оставило у меня приятное впечатление —
они доброжелательные собеседники, а нам было что рассказать друг
другу. Поразило меня и то, что школа, на базе которой проходила
встреча, расположена в загородном дворце всемирно известного
итальянского рода Медичи. Чтобы школьники учились в... памятнике
архитектуры! Компьютерные классы и столовая увешаны картинами
17-го века и заставлены столами из какого-то очень ценного
дерева... Италия прекрасна — яркое солнце, чистое небо,
апельсины на деревьях в начале ноября. Я надолго запомню
Флоренцию, с узкими улочками и милыми жителями, не знающими
английского языка, но всегда готовыми помочь гостям города.
К сожалению, как все хорошее, конференция быстро подошла к концу.
Весомым результатом поездки нашей делегации стал кубок, врученный
делегации НОЦ "Енисей" за представленную на семинаре
образовательную программу. Кубок занял свое место среди других
наград в нашем славном университете.
Мнение проректора по дополнительному образованию Красноярского
госуниверситета О.Осипенко, к.пед.н. участвовавшей в этой
поездке:
— Очень важно, чтобы увиденное и начатое не кануло в лету. В
нашем университете есть богатый опыт работы со школьниками. С
70-х годов проводится Летняя научная школа, семь лет действует
Заочная естественно-научная школа (ЗЕНШ) — школа дополнительного
образования для учащихся старших классов, выстроена система по
работе с одаренными школьниками. Коллектив авторов в 2001 г.
получил премию Правительства России в области образования за
работу с одаренными детьми. С другой стороны, институты
Красноярского научного центра СО РАН, и, в частности, Институт
биофизики, сотрудники которого участвовали в PUSH-2001, имеют
высокий научный потенциал. Учитывая эти факты, мы смело можем
рассчитывать на то, что следующая Неделя науки и технологий
пройдет на сибирской земле, в центре России.
Кроме того, будем надеяться, что использование биолюминесценции в
школе станет стандартным методом преподавания биологии, а
люминометр таким же привычным инструментом в школьном классе, как
микроскоп или компьютер.
Спасибо организаторам программы "Фундаментальные исследования и
высшее образование" Министерства образования Российской Федерации
и Американского фонда гражданских исследований и развития для
независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF).
Фото автора.
стр.
|